Научно-мировоззренческая система представлена различными картинами мира, посредством которых осуществляется моделирование реальности, которая существует на основе научных дисциплин и характеризуется универсальностью, глобальностью охвата всех областей знания о мире, человеке и обществе.
Научная картина мира – это системное образование, её нельзя свести к единичному, пусть и самому крупному открытию. Научная картина мира включает в себя важнейшие достижения науки, представляет собой целостную систему научных знаний о мире, выработанную всеми частными науками на данном этапе развития человеческого общества. Научная картина мира – это представлений об общих закономерностях природы.
Общество на современном этапе развития всё более приобретает черты техногенного, в котором культура, определяющая ценностные ориентиры, смыслы и нравственные нормы, оказывается неспособной поддерживать уровень отношений человека и природы, необходимый для устойчивого развития. Данная тенденция приводит к нарастанию противоречий в этой сфере. В условиях нестабильности выживание человечества связано с диалогом двух культур, гуманизацией и становлением новой культуры, в которую полноправно входит естественнонаучная форма. Она несёт новый взгляд на мир, эволюцию человеческой цивилизации.
Одно из современных определений цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества. Цивилизация – это процесс развития общества в «своем» канале эволюции. Основой «канала» служит система ценностей, которая складывается в процессе деятельности людей. Теории стадиального развития цивилизации, сторонниками которых были К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др. рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые стадии [2]. Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную и научную сферу. Нельзя глубоко понять настоящее, не зная прошлого. Понятие «культура» объединяет ценности, созданные человечеством – духовные и материальные. Именно это служит основанием для деления культуры на два типа – естественнонаучную и гуманитарную. Естественнонаучная культура является средством адаптации человека в природной среде, а гуманитарная выступает как основное средство социализации человека в обществе.
Данный подход нашёл практическое применение при изучении дисциплины «Концепции современного естествознания», целью которой является формирование у обучающихся целостной естественнонаучной картины мира. В наше время естествознание развивается опережающими темпами по сравнению с другими науками и естественнонаучные теории становятся базовыми для других наук. Кроме того, естествознание изучает окружающий мир, который всегда значительно больше, чем общество, но влияние его на каждого из нас постоянно и значительно. В соответствии с этим принципом основное внимание сосредотачивается на достижениях и проблемах современного естествознания с позиций культурно-цивилизационного подхода.
Культурно-цивилизационный подход имеет существенное значение для определения путей и тенденций развития межкультурной компетенции будущего специалиста. Данный подход требует перехода естественнонаучного образования специалистов всех уровней на эволюционно-синергетическую парадигму.
Специалистами в области синергетики выдвинут тезис о наличии особого концептуального аппарата научной картина мира, который не сводится к логическому языку отдельных научных дисциплин и теорий.
Распространение синергетических идей в современных условиях обеспечивает стирание граней между естественнонаучным и гуманитарным знанием и построение универсальной эволюционно-синергетической картины мира. В применении к образованию, это значит, что любая образовательная деятельность открыта, нелинейна, так как в ней постоянно идут процессы обмена информацией (знаниями) между преподавателем и обучающимися (обратная связь), целенаправленного добывания информации. Возникает нелинейность как процесса, так и результата. Результат образовательной деятельности всегда отличен от замыслов его участников [4].
В системе образования многовариантность проявляется в создании в образовательной среде условий выбора и предоставление каждому обучающемуся индивидуального движения к успеху. Выбор заключается в возможности определять индивидуальную траекторию образования, темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип учебных заведений, учебные дисциплины и преподавателей, формы и методы обучения, индивидуальные средства и методики, творческие проекты и задания.
Образование в широком философском понимании представляет собой феномен культуры, определяемый её ценностными ориентациями, содержательными и мировоззренческими, а также спецификой социальных механизмов передачи культурного опыта, соответствующих конкретному этапу исторического развития общества. Проблема состоит в изменении ценностей, целей и смыслов образования. Формирование постиндустриального общества формирует новый социальный заказ – на творческую личность [1; 3].
Концептуально-методологическая новизна идей самоорганизации связана с признанием способности различных систем к саморазвитию не только за счёт притока энергии, информации, вещества извне, но прежде всего за счёт использования своих внутренних резервов. Синергетика учит, как можно «управлять не управляя», как малыми резонансными воздействиями подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для неё путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое воздействие [1]. Главное в образовании и воспитании мы видим в открытии человеком себя, в сотрудничестве с собой и с другими людьми, используя культурно-цивилизационный подход.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: изд-во Казанского ун-та, 1996. – 568 с.
2. История философии: Запад – Россия – Восток: (Кн. четвертая. Философия ХХ в). – М.: «Греко-латинский кабинет», 1999. – 448 с.
3. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. – М.: Наука, 1994.
4. Сорокина, А.Н. Синергетика – теория самоорганизации как основа формирования воинского коллектива / А.Н. Сорокина, О.И. Сапходоева, М.И. Кучер // Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания в контексте обеспечения национальной безопасности: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 9–10 апр. 2015 г.: в 2 ч. / Воен. акад. Респ. Беларусь; редкол.: В.А. Ксенофонтов [и др.]. – Минск: ВА РБ, 2015. – Ч. 1. – 355 с. – С. 151–153.