ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ СЛОБОДА Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ СЛОБОДА Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Abstract:the given article describes the territory of the Blagoveshchenskaya sloboda as a unique object of cultural and historical heritage. The authors note the necessity to preserve and save this territory of the regional value and to include this object to the Unified State Register of the Cultural Heritage Objects (historical and cultural monuments) of the peoples of the Russian Federation. This paper provides a brief description of the historical and city planning study and historical cultural value of the territory.

Keywords:cultural, historical and architectural heritage, city planning description, tourists` appeal.

Начало освоения данной территории связано с Благовещенским монастырем, основанным почти одновременно с возведением первых укреплений Нижнего Новгорода. Первоначальный период существования монастыря был краток – уже в 1229 году он был сожжен при набеге одного из мордовских князей и полностью смог восстановиться гораздо позднее. По данным письменных источников и археологических материалов территория рядом с обителью (за монастырем) была заселена уже во второй половине XIV века. После окончательного присоединения нижегородских земель к Москве и с переходом Благовещенского монастыря (в середине XV века) к митрополичьему (в дальнейшем – патриаршему) дому, этот процесс пошел быстрее, что привело к формированию монастырской слободы оформившей западный фланг города. Наиболее интенсивное хозяйственное освоение участков по правому берегу Оки фиксируется в письменных источниках с середины – второй половины XVII века.

Занимая особое положение, Благовещенская слобода территориально составляла единое целое с собственно Нижним Новгородом, а с конца XVIII века фактически вошла в его состав. Застройка слободы с самого начала носила линейный характер, обусловленный особенностями рельефа – узким вытянутым пространством между береговой линией и резко поднимающимися вверх склонами холмов, изрезанных сетью оврагов.

Ко второй половине XVII века слобода получила архитектурное оформление благодаря новому ансамблю Благовещенского монастыря, основные постройки которого были соединены в компактную, живописно связанную группу, резко обрывающуюся на западной границе и переходящую в длинный ряд низких построек на востоке. Доминантой нового монастырского комплекса стал Благовещенский собор (1649 год), а сам монастырь начинает играть важную роль в восприятии речных панорам Нижнего Новгорода. Помимо монастыря, архитектурным акцентом собственно жилой застройки являлась церковь Рождества Иоанна Предтечи (Слободская Предтеченская), выстроенная в камне в 20-х годах XVIII века. Как и монастырь, церковь располагалась на небольшой возвышенности у самой подошвы холма в верхнем конце Благовещенской слободы. Со временем, когда селитебная зона была расширена в юго-западном направлении, церковь оказалась в центре слободской территории, а ее дальний отрезок получил самостоятельное название - Предтеченская слобода [1;2;3]. Как следует из первого регулярного плана Нижнего Новгорода (1770 год), территория слободы не была включена (за исключением монастыря) в городские границы. Дальнейшие планы второй половины XVIII - начала XIX веков показывают иную ситуацию: территория Благовещенской слободы должна была оформиться в три прямоугольных квартала, сплошь застроенных вдоль линии речного берега каменными зданиями. Конфигурация кварталов несколько раз менялась, а, начиная с плана 1824 года, вокруг Предтеченской церкви предполагалось образовать небольшое открытое пространство. Тогда же по красной линии Благовещенской набережной (ныне улица Черниговская) начинается каменное строительство: к числу интересных образцов застройки этого периода относится дом купчихи А.Щукиной (1822 год, арх. И.Е.Ефимов, улица Черниговская,16), дом купца М.Кузнецова (1820-е годы, арх. И.Е. Ефимов, улица Черниговская, 17).

Дальнейшие изменения планировочной структуры были закреплены генеральным планом города 1839 года. В соответствии с ним, вдоль речного берега прокладывалась набережная, застроенная по фронту каменными домами. В начале набережной, перед монастырем, предполагалось устройство площади, отделявшей территорию слободы от Нижнего Посада (улицы Рождественской). Участок основной застройки слободы между набережной и подошвой холма - от монастыря до ручья (впадавшего в Оку по южной окраине слободы) предполагалось разбить на семь небольших кварталов, в центре которых прокладывалась (параллельно реке) улица (будущая Предтеченская), соединявшаяся с набережной четырьмя переулками. За ручьем также предполагалось сохранить жилую застройку, но в целом эта часть отводилась для хозяйственных построек, среди которых главное место занимали соляные амбары (в них хранилась казенная соль), вытянувшиеся по береговой линии в сторону урочища Слуда.

В конце 1830-х - 1840-х годах на начальном отрезке Благовещенской набережной и на предмостной Нижне-Благовещенской площади складывается фронт единой линии фасадной застройки. Ее возникновение было связано с именем первого городского архитектора Г.И. Кизеветтера, по чертежам которого возводится ряд добротных каменных зданий: дома купчихи А. Барышевой и П. Кубаревой (1837-1839 годы, 1838-1847 годы, улица Черниговская, 4), отставного унтер-офицера И. Телехова (1843-1844 годы, улица Черниговская, 5), цехового А. Гущина (1837-1838 годы, улица Черниговская, 7), жены коллежского асессора Н. Щепетовой (1838-1849 годы, улица Черниговская, 12) и др.

Особенно активно каменное строительство двух- и трехэтажных жилых домов началось после пожара 1855 года, практически полностью уничтожившего старые деревянные сооружения.

В 1830-х годах окончательно складывается ансамбль Благовещенского монастыря: на его территории, расширенной к востоку, возводится огромное здание Воскресенской (с 1854 года – Алексеевская) церкви (1821-1834 год, арх. А.Л. Леер, И.И. Межецкий), перестраивается надвратная церковь Андрея Первозванного, а весь монастырский комплекс ограждается каменной стеной с башнями и контрфорсами, устроенными в 1832-1833 годах. Кроме того, перед монастырем, на Нижне-Благовещенской площади (ближе к окскому берегу) отстраивается новое здание Алексеевской часовни (арх. Г.И. Кизеветтер), а родник («святой источник») заключается в коллектор. Позднее, в начале Похвалинского съезда устраивается еще одна часовня «превосходной архитектуры», принадлежавшая Серафимо-Понетаевскому монастырю (архит. Л.В.Даль) [4;5;6].

В целом планировочные изменения полностью были реализованы лишь к началу 1890-х годов. К этому же времени слобода приобретает ярко выраженный промышленно-складской характер, что было обусловлено близостью к Нижегородской ярмарке и удобными подъездными путями. Тогда же территория получает два новых архитектурных акцента – ими стали корпуса крупчатых паровых мельниц Е.Г. Башкирова (1870-1871 годы) и М.А. Дегтярева (1879-1881 годы). В это время окончательно «устраивается» парадный фасад - Нижнеокская (Благовещенская реки Оки) набережная, вдоль которой располагались хлебная и соляная пристани, пробивается Предтеченская улица, корректируются красные линии переулков. В 1896 году в центре Нижне-Благовещенской площади, у плашкоутного моста, сооружается здание городской электростанции (арх. П.П. Малиновский), которое одновременно использовалось как вестибюль Похвалинского фуникулера. Новые изменения в планировочной структуре Благовещенской слободы происходят в начале ХХ века. Они были связаны со строительством железной дороги, полотно которой завершалось на узкой прибрежной полосе у юго-западной границы слободы. Здесь, в 1901-1903 годах отстраивается монументальное здание Ромодановского вокзала, завершившее в градостроительном отношении историческую застройку набережной, а между вокзалом и комплексом мельницы Башкирова завершается оформление небольшой площади (известной ранее под названием «Сокольничей»). В советский период времени планировочная структура Благовещенской слободы, сделавшись периферийным участком города, достаточно быстро пришла в упадок. Это привело к постепенной утрате застройки, особенно по линии Предтеченской (Гаршина) улицы. Дальнейшая деградация инфраструктуры происходит после закрытия Арзамасского (бывшего Ромодановского) вокзала Казанской железной дороги. В конце 1960-х годов были осуществлены мероприятия по расширению развязки транспортного узла перед окским мостом. В ходе проведения этих работ была уничтожена историческая застройка по восточной границе бывшей Нижне-Благовещенской площади и на начальном отрезке улицы Черниговской (бывшей Нижнеокской набережной), снесены часовни, а также здание бывшей электростанции. Кроме того, возведенное в ходе реконструкции бывшей мельницы Башкировых новое здание элеватора нарушило прежнюю взаимосвязь промышленной и жилой застройки. На территории ликвидированного (в 1921 году) Благовещенского монастыря разместилось архивохранилище, а здании Алексеевской церкви в 1949 году был открыт планетарий. Позднее, здание трехэтажного келейного корпуса было передано под жилые квартиры. Все это привело к запустению монастырской территории и частичному искажению его первоначального облика. Реставрационные работы в монастыре начинаются с 1960-х годов, а в 1989 году принимается решение о возвращении его Русской Православной Церкви. Закрытая Предтеченская церковь сохраняла свой вид до 1983 года, когда она была перестроена под административное здание, в результате чего сохранилась лишь шатровая колокольня храма.

В постсоветский период территория Благовещенской слободы была частично реконструирована, отреставрированы некоторые здания. В их числе следует отметить реставрацию одной из наиболее интересных построек на этой территории - дома № 3 по Мельничному переулку, исторически являвшимся главным домом усадьбы М.Водовозовой – А.Солина. Были проведены работы по благоустройству монастыря, а в трехэтажном здании бывшего учебно-производственного комбината разместилась семинария. В 2005 году епархии была передана последняя постройка – Алексеевская церковь. Тогда же левый боковой фасад семинарского корпуса надстраивается небольшой башенкой с часами, ставшей новым архитектурным акцентом монастырского комплекса. Вместе с тем, возведение двух новых зданий с запада от монастыря по Мельничному переулку (1994 год, арх. А. Болгов, О.Шаганов) визуально привело к разрыву на две части единого монастырского ансамбля. Территория Благовещенской слободы занимает прибрежную полосу и подошвенную часть окского откоса. Наименование Благовещенская слобода закрепилось за исследуемым районом вследствие местоположения района рядом с Благовещенским монастырём. Этот район исторически являлся самостоятельным градостроительным образованием. Сохранность исторического ландшафта и планировочной структуры позволяет идентифицировать локальный участок – цельное градостроительное образование Благовещенскую слободу, границы которой в целом совпадают с историческими и обусловлены сохранившимся историческим рельефом местности и градостроительным развитием этого района. С запада граница достопримечательного места проходит по береговой кромке, с востока – по подошвенной части окского откоса за домовладениями по улице Гаршина, северная – по южной границе Благовещенской площади, с юга – за Ромодановским вокзалом.

Степень сохранности исторической планировочной структуры улиц в пределах исследуемого района высока. Почти целиком сохранена линия исторической застройки улицы Черниговской, частично (более, чем на половину) – Мельничного переулка. Однако, имеются нарушения структуры, на некоторых фрагментах улиц – утраты. Так, застройка на отрезке улицы Гаршина (от Благовещенского монастыря до мельницы Дегтярева) утрачена практически целиком, новые включения присутствуют на улице Черниговской и по Мельничному переулку. Внутриквартальная инфраструктура частично сохранилась, историческая парцелляция в основном читается благодаря различным хозяйственным постройкам по границам бывших усадеб.

Степень сохранности исторической застройки улицы Черниговской достаточно высока. Район Благовещенской слободы воспринимается целостным массивом исторической застройки. Архитектурный образ улицы Черниговской сохранился в облике, сложившемся в основном к середине – концу XIX века. Внешний вид отдельных зданий несколько искажён вследствие переделок и пристроев к фасадам, частичными разрушениями и утратами отдельных элементов (балконов, декоративных ограждений, лепных деталей и т.п.). Новые включения в историко-гардостроительную среду данного района не нарушают целостного впечатления от исторического района.

Застройка ДМ «Благовещенская слобода» имеет высокую архитектурно-градостроительную ценность. Насыщенность этой территории объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) велика. При этом качество застройки высоко – большинство сооружений, выходящих на красную линию улицы Черниговской либо имеют статус объектов культурного наследия, либо обладают признаками объектов культурного наследия. В частности, из общего количества объектов историко-градостроительной среды Благовещенской слободы (25) - 12 зданий (48%) имеет статус объектов культурного наследия, 4 здания (30%) обладают признаками объектов культурного наследия и предлагаются разработчиками настоящей документации к включению в Госреестр ОКН в качестве памятников истории и культуры, 5 зданий являются ценными объектами историко-градостроительной среды. Обобщая вышесказанное, следует сказать, что 78 % имеющейся застройки является опорной.

Историко-культурное значение этого района не исчерпывается перечисленными факторами. Комплексность понятия ДМ включает в себя ещё ряд аспектов, характеризующих его с позиций историко-культурной ценности.

Территория Благовещенской слободы является уникальной, поскольку её освоение началось в XIII – XIV веках, что было обусловлено основанием Благовещенского монастыря и возведением первых укреплений Нижнего Новгорода. Материальных свидетельств этого периода существования Благовещенской слободы, за исключением археологического (культурного) слоя, не сохранилось. Наиболее интенсивное хозяйственное освоение территории относится к XVII веку. Зримым воплощением этого времени является архитектурный ансамбль Благовещенского монастыря –большинство монастырских сооружений было возведено в XVII столетии. Сохранившаяся историческая застройка в пределах Благовещенской слободы относится, в основном, к 1830-1890 –м годам.

Мемориальная значимость данной территории связана, прежде всего, с комплексом Благовещенского монастыря – одним из центров религиозной и культурной жизни Поволжья. По преданию, обитель была связана с именем митрополита Алексия – одного из наиболее ярких церковных и государственных деятелей XIV века, возродившего сам монастырь и даровавшего ему Корсунскую икону Божьей Матери, написанную монахом Симеоном в 993 году. Особо почиталась Алексеевская часовня у источника (родника), основанная (опять же, по преданию) самим митрополитом во время его поездки в Золотую Орду.

В более позднее время монастырь был связан с именами нескольких деятелей Русской Православной церкви XIX века. Здесь проживал на покое и был погребен епископ Иеремия (Соловьев), занимавший кафедру в 1851-1857 годах и много сделавший для «сиротствующих» и бедного духовенства. В монастыре принял постриг, проживал на покое и был погребен в Алексиевской церкви епископ (позднее - архиепископ) Макарий (Миролюбов) – действительный член Императорского русского археологического общества, член-корреспондент Императорского общества истории и древностей Российских (1850 год), известный краевед, автор многочисленных книг и статей по церковной истории Нижегородского края, занимавший епископскую кафедру в 1879-1885 годах.

Наглядной иллюстрацией промышленного развития Нижнего Новгорода второй половины XIX века служат комплекс паровой крупчатой мельницы Башкировых, выстроенный в 1870 году (перестроена после пожара 1895 года) и мельница балахнинского (в дальнейшем – нижегородского) купца М.А.Дегтярева. Владельцы Башкировской мельницы – представители одного из наиболее крупных купеческих родов Поволжья – много сделали для благоустройства территории самой слободы и развития ее инфраструктуры.

Важное градостроительное значение этого района в системе города в середине XIX века обуславливалось близостью к Ярмарке – ядру планировочной структуры заречной части города и Оке – судоходной магистрали. Вместе с этим пространственная, композиционная и визуальная связи Благовещенского монастыря с Нижегородским кремлём подтверждают важное градостроительное значение этой территории на любом этапе её существования.

В настоящее время выделенная территория является обособленной и вполне самодостаточной. Представительная по характеру архитектуры застройка улицы Черниговской, включающая как здания доходных домов и гостиниц, так и корпуса крупных промышленных предприятий к концу XIX века сформировали цельный архитектурно-промышленный комплекс, объединённый с ансамблем монастыря в единое композиционное целое, с юго-востока замкнутое объёмом бывшего Ромодановского вокзала.

Выразительный архитектурно-художественный образ узкой прибрежной полосы, вытянутой между береговой линией и резко поднимающимися вверх склонами, обусловлен композиционным единством застройки в северо-восточной части территории с ансамблем Благовещенского монастыря, а в южной – с комплексом промышленных корпусов.

Сохранившаяся историческая застройка включает в себя различные типы зданий. Жилая застройка – бывшие доходные дома и гостиницы – преимущественно усадебная, частично – по линии застройки улицы Черниговской – брандмауэрная. Наиболее распространённым типом планировочного решения усадеб является комплекс, состоящий из главного усадебного дома и одного или двух флигелей по сторонам. Большинство зданий трёхэтажные, каменные, реже встречаются двух- и четырёх-этажные. Стилистическая принадлежность застройки – поздний классицизм, эклектика. Другим типом сооружений в пределах исследуемой территории являются промышленно-складские корпуса, имеющие протяжённые фасады и скромные фасады, отвечающие их утилитарному назначению.

Застройка улицы Черниговской целиком включена в речной фасад города со стороны Оки. Здания и сооружения прекрасно вписываются в рельеф, фоном для их восприятия служит высокий озелененный откос, что также является дополнительным фактором, обеспечивающим выразительный архитектурный образ района. Характер архитектуры градостроительного комплекса улицы Черниговской связывает её с цельным градостроительным ансамблем застройки Нижне-Волжской набережной.

Пространственно-композиционный каркас этой части города формируется историческими доминантами и акцентами. Крупной архитектурной доминантой Благовещенской слободы является монастырь, выделяющийся на фоне озеленённого откоса выразительным силуэтом и вертикалями шатровых завершений трапезной с Успенской церковью, колокольни. Благовещенский собор, увенчанный монументальным пятиглавием, своим объёмом подчиняет себе все остальные монастырские постройки. Утрата завершений Алексеевской церкви монастыря (при приспособлении под планетарий) не изменила его градостроительной роли. Цельный архитектурный ансамбль Благовещенского монастыря, расположенный в полугоре берегового склона, является важным градообразующим фактором: его объём закрепляет угловой участок – место соединения окского моста с Похвалинским съездом и, таким образом, верхней частью города (бывшая предмостная Нижнеблаговещенская площадь). Вертикали завершений Благовещенского монастыря корреспондируют с колокольней не сохранившейся слободской церкви Иоанна Предтечи, расположенной в северной части слободы. Ещё одним градостроительным акцентом на территории комплекса Благовещенской слободы является здание Ромодановского вокзала общества Московско-Казанской железной дороги, замыкающее перспективу улицы Черниговской. В характере архитектуры этого сооружения органично сочетались монументальность и представительность, здание активно взаимодействовало с усадебными постройками и в то же время своим объёмом подчиняло себе окружающее пространство. В советское и постсоветское время возникли новые доминанты – вертикали элеватора комплекса мельниц Башкирова [ 7;8].

В связи с местоположением исследуемой территории и крупномасштабностью её застройки наиболее выразительные и красивые панорамы открываются с противоположного берега Оки и с Окского моста.Выразительный архитектурный облик застройки улицы Черниговской, целиком включённой в речной фасада города, вместе с ансамблем Благовещенского монастыря служит «визитной карточкой» города при движении по окской набережной по направлению к Стрелке и Окскому мосту. Вместе с тем необходимо отметить, что в результате градостроительной деятельности в постсоветское время (дорожное полотно на участке подъезда к Окскому мосту было поднято), северный отрезок улицы Черниговской оказался «как бы в яме», что несколько снизило эффект от визуального восприятия этого участка. Этому же ощущению способствует наличие теплотрассы, проложенной надземным способом вдоль набережной.

В пределах территории достопримечательного места имеется несколько сооружений, исказивших первоначальный облик исторической территории. К таким следует прежде всего отнести новые корпуса промышленного назначения около комплекса мельниц Дегтярева. Дополнительными сооружениями, искажающими первоначальный облик этого участка стали опоры строящегося метромоста.

Вся сохранившаяся историческая застройка в пределах Благовещенской слободы в целом достаточно ярко характеризует определённый этап развития нижегородской архитектуры, приходящийся на середину конец XIX века. Застройку улицы Черниговской составляют в основном трёхэтажные здания с цокольными рустованными этажами, возведённые по красной линии. Их протяжённые фасады выполнены преимущественно в духе эклектики и отличаются монументальностью архитектурного облика. Для композиции фасадов наиболее значительных построек характерны крупные фасадные членения, применение пилястр коринфского и ионического ордера в декоре уличных фасадов (ул. Черниговская, 12 – дом И.А. Вяхирева, ул. Черниговская, 15 – дом Ненюковых), рустовка и разработанный декор оконных обрамлений.

Южная часть комплекса застройки улицы Черниговской (дома № 4 – 6 - Доходные дома купчих Барышевой, Кубаревой, дом купца Медведева). Их протяжённые фасады объединены в единой целое композиционными и декоративными приёмами (арочные обрамления оконных проёмов образуют подобие аркады). Таким образом, в архитектурном облике этих построек господствующим становится мотив горизонталей, задаваемый окским берегом. Несколько нарушает заданный масштабный ряд новый дом по ул. Черниговской, превышающий по высоте соседние.

Помимо бывших усадебных построек на этой территории сохранились два комплекса мельничных сооружений. Один из них – комплекс паровой мельницы М.А. Дегтярёва (1880-е гг.) расположен у подножия Благовещенского монастыря и характеризуется высокой степенью сохранности как планировочной структуры комплекса, так и архитектурного облика построек. Неоштукатуренные фасады складских помещений, решенных в кирпичном стиле, воспринимаются как монументальное каменное основание для сооружения монастыря. Другой – мельничный комплекс торгового дома «Емельян Башкиров с сыновьями», куда входят производственный, мельничный корпуса, общежитие для рабочих и склад, расположен перед зданием Ромодановского вокзала в южной части градостроительного ансамбля слободы [9].

Составным элементом комплекса застройки Благовещенской слободы включена застройка Мельничного переулка, выходящего на улицу Черниговскую. Кроме Благовещенского монастыря, формальный адрес которого значится по этому переулку, архитектурный облик Мельничного переулка формируется несколькими усадебными постройками. К ним относится ансамбль усадьбы М.П. Водовозовой – М.П. Солина. В декоре почти квадратного объёма главного дома бывшей усадьбы развиваются мотивы, характерные для эклектики, сам он отличается хорошими пропорциями, качественным декором [10].

Застройка прибрежной части осуществлялась по проектам многих известных нижегородских архитекторов второй половины XIX – начала XX веков, среди которых следует особо выделить Г.И. Кизеветтера, а также А.А. Пахомова, Н.И. Ужумедского-Грицевича, И.К. Кострюкова, В.М. Лемке, П.А. Домбровского. Отражение в архитектурно-градостроительном комплексе улицы Черниговской творчества этих архитекторов представляет немалый интерес и научно-познавательскую ценность. Благовещенский монастырь являлся и является объектом постоянного внимания со стороны исследователей (Н.И. Храмцовский, архимандрит Макарий, С.Л. Агафонов, С.М. Шумилкин, А.И. Бондаренко и др.).

Привлекательность района Благовещенской слободы обусловлена высокой степенью сохранности исторической планировочной структуры и застройки, активно взаимодействующей с живописным рельефом, запоминающимся выразительным архитектурным образом этого района в целом. В настоящее время наиболее привлекательным для туристов объектом является Благовещенский монастырь. Посещение монастыря включено во многие туристические и паломнические маршруты. Панорамные виды на Благовещенскую слободу с противоположного берега Оки служат своеобразными «воротами в город».

Принимая во внимание высокий эстетический потенциал имеющихся ландшафтов, район Благовещенской слободы может стать перспективным с точки зрения развития туризма. После проведения комплекса мероприятий по благоустройству территории, организации сети кафе, небольших ресторанов, магазинов, привлекательность территории могла бы быть повышена.

Социокультурная значимость территории в системе культурного ландшафта Нижнего Новгорода обусловлена устойчивостью развития района на протяжении нескольких столетий. Территория Благовещенской слободы – целостный участок органически развивающегося культурного ландшафта. Историко-градостроительная среда, сформированная здесь, является интересным примером градостроительной практики 19 столетия, зрительно воспринимаемым выражением строительного периода в развитии города. Целостность и ценность архитектурно-градостроительного комплекса улицы Черниговской признаны с архитектурной, эстетической и социально-культурной точек зрения.

Предметом охраны, подлежащим сохранению при всех видах градостроительной деятельности в границах достопримечательного места «Благовещенская слобода», являются следующие градоформирующие объекты:

Планировка (планировочная структура)

- исторические направления улиц;

- исторические красные линии ул. Черниговской, пер. Мельничного;

- исторические линии застройки ул. Черниговской, пер. Мельничного;

- иерархия элементов исторической планировки и застройки (под этим подразумевается соподчинённость элементов исторической планировочной структуры и застройки, их исторические соотношения);

- ритм и модуль застройки – исторический масштаб зданий, пропорциональные соотношения (согласованность) между отдельными зданиями, свободными и застроенными пространствами, зданиями и разрывами между ними в ряду застройки улиц.

Застройка (историческая застройка)

- объекты культурного наследия (памятники, ансамбли) – см. Приложение 1;

- объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия и предлагаемые настоящей научно-исследовательской документацией к включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве памятников истории и культуры;

- ценные объекты историко-градостроительной среды;

- рядовые объекты историко-градостроительной среды – в том случае, если определена целесообразность их ремонта или реконструкции;

- историческое местоположение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), объектов, обладающих признаками ОКН и предлагаемых настоящей научно-исследовательской документацией к включению в ЕГРОКН в качестве памятников истории и культуры, ценных объектов историко-градостроительной среды;

- высотные характеристики исторической застройки ДМ;

- объёмно-пространственная композиция исторической застройки,силуэтные характеристики, конфигурация кровель, характерные для исторической застройки данного ДМ;

- тип организации уличного фронтаусадебная застройка, переходящая в брандмауэрную;

- историческая парцелляция – исторические границы владельческих участков – там, где они сохранились;

- стилистика и масштаб, характерные для основной группы исторических сооружений данного ДМ (наиболее характерными типами являются трёх этажные здания в духе позднего классицизма и эклектики);

- традиции в использовании строительных и отделочных материалов, цветовой гаммы фасадов(наиболее традиционным строительным материалом для данного ДМ является красный кирпич, отделка фасадов –штукатурка, лепные элементы декора).

Композиция (объёмно-пространственная композиция).

- образные характеристики: в пределах данного ДМ; таковыми являются представительный характер архитектуры большинства зданий, крупный масштаб домов;

- историческая объёмно-пространственная структура территории ДМсложившееся к настоящему времени соотношение планировочной структуры и застройки;

- композиционные оси и связи внутри данного ДМ – главной композиционной осью данного ДМ является улица Черниговская.

- виды, открывающиеся с главных точек восприятия городской застройки по улице Черниговской.

Природный ландшафт (природный и антропогенный ландшафт)

- сохранившийся исторический и природный ландшафт.

Культурный (археологический) слой.

Соотношение с природным и созданным человеком окружением

- сложившееся соотношение массы исторической застройки с озеленённым откосом.

Различные функции ДМ, приобретённые им в процессе развития –первоначальные жилая, промышленная, складская.

С целью конкретизации режимов использования территории достопримечательного места «Благовещенская слобода» устанавливаются градостроительные регламенты:

1. Исторические красные линии:

- сохранение исторических красных линий улицы Черниговской, переулка Мельничного.

2. Линии застройки:

- сохранение исторических линий застройки улиц Черниговской, переулка Мельничного.

3. Ограничения по видам разрешённого использования земельных участков:

- запрет на размещение торговых, спортивных, промышленных и других комплексов, среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки более пяти этажей и крупных офисных зданий;

- запрет на размещение промышленных, коммунально – складских и иных предприятий, не связанных с функциями достопримечательного места «Благовещенская слобода»;

- приоритет на размещение учреждений культуры, общественных учреждений, предприятий общественного питания (в т.ч. кафе, бары), мелкой торговли, офисов, жилья.

4. Ограничения по размещению нового строительства:

- осуществление нового строительства в режиме регенерации и музеефикации территории: воссоздание по архивным чертежам исторических зданий взамен находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии объектов или утраченных, в рамках регенерации усадебных территорий;

- допустимость возведения пристроев к существующим зданиям со стороны дворов – габариты в плане и по высоте определяются проектом (с учётом функциональной необходимости и градостроительных нормативов) при условии, что новые строения не должны возвышаться над существующей застройкой улиц;

- допустимость компенсационного строительства в глубине дворовых территорий по границам домовладений с учётом исторической парцелляции (замена пришедших в аварийное состояние хозяйственных построек аналогичными по функциям, но в новых материалах);

- запрещение нового строительства на прибрежной полосе;

- осуществление отводов земельных участков под новое строительство на основании разрешения регионального государственного органа охраны объектов культурного наследия, а в установленных законом случаях – также и федерального органа охраны объектов культурного наследия;

- осуществление отводов земельных участков под новое строительство на конкурсной основе при обязательном общественном обсуждении;

- проектирование объектов нового строительства на конкурсной основе при обязательном общественном обсуждении и согласовании с общественным органом охраны объектов культурного наследия (НООПИК);

- согласование проектов нового строительства с региональным государственным органом охраны объектов культурного наследия, а в установленных законом случаях – также и с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

5. Ограничения по размещению временных сооружений, объектов летней торговли, наружной рекламы:

- согласование размещения и проектов временных сооружений, объектов летней торговли, наружной рекламы с региональным и (в установленных законом случаях) федеральным органами охраны объектов культурного наследия.

6. Ограничения по реконструкции существующих зданий и сооружений:

- сохранение и реставрация уличных и просматриваемых с улиц фасадов объектов историко-градостроительной среды; сохранение габаритов зданий на просматриваемых с улиц и со стороны реки участках; для диссонирующих и не имеющих ценности зданий – осуществление мероприятий, снижающих диссонирующее влияние, либо снос.

7. Ограничения по сносу объектов историко-градостроительной среды:

- запрещение сноса ценных объектов историко-градостроительной среды, выходящих на красные линии основных композиционных осей (улицы Черниговской);

- разрешение сноса с условием научной фиксации сносимых объектов (по предписанию государственного органа охраны объектов культурного наследия) в случае аварийного или близкого к аварийному техническому состоянию объектов историко-градостроительной среды (определяется на основании инженерного обследования);

8. Ограничения габаритов объектов нового строительства в плане:

- принятие габаритов в плане пристроев к существующим зданиям и сооружениям на основании историко-культурного опорного плана и проекта зон охраны соответствующего участка, выполняемых в масштабе 1:500, на основании архивных чертежей и существующей ситуации;

- габариты в плане объектов нового строительства в прибрежной полосе не регламентируются.

9. Ограничения габаритов объектов нового строительства по высоте:

- принятие габаритов по высоте пристроев к существующим зданиям и сооружениям на основании историко-культурного опорного плана и проекта зон охраны соответствующего участка, выполняемых в масштабе 1:500, на основании архивных чертежей и существующей ситуации; максимальная высота, как правило, не должна превышать высоты существующих объектов историко-градостроительной среды;

- принятие габаритов по высоте объектов нового строительства по улице Гаршина в пределах максимальной высоты – два этажа при высоте этажа 3,30 м (не более 8 м от основной отметки земли до верхней точки выступающих частей плоской кровли либо не более 10 м от основной отметки земли до конька скатной кровли).

10. Ограничения по силуэтности:

- сохранение исторического силуэта ДМ;

- использование традиционных для данного ДМ приёмов и форм;

- принятие в основном нейтрального силуэта для объектов нового строительства;

- исключение применения формы кровель мансардного типа (с переломом).

11. Ограничения по применению строительных и отделочных (фасадных) материалов:

- разрешение применения только традиционных для данного ДМ строительных (стеновых) и отделочных (фасадных) материалов: красный глиняный кирпич (со штукатуркой или открытая лицевая кладка);

- допустимость отделки современными материалами, имитирующими лепные и штукатурные детали с последующей окраской фасадными красками.

12. Ограничения по стилистике или характеру архитектуры:

- сохранение исторического архитектурного облика ДМ;

- увязка архитектурного решения новых зданий, формирующих фронт улиц и (особенно) речную панораму, с характером архитектуры близлежащих исторических зданий.

13. Ограничения по стилистике или характеру архитектуры элементов благоустройства:

- сохранение преемственности исторических традиций при проектировании и изготовлении элементов благоустройства улиц, являющихся основными композиционными осями (улицы Черниговская, Гаршина, пер. Мельничный);

- использование при проектировании и изготовлении элементов благоустройства традиционных форм, приемов, строительных материалов: красный глиняный кирпич (со штукатуркой или открытая лицевая кладка), ковка, литье.

В заключение необходимо отметить, что исторически общественная значимость Благовещенской слободы была обусловлена его непосредственной близостью к Благовещенскому монастырю и к Нижегородской Ярмарке. Высокую публичную значимость помимо монастырского комплекса имело также здание Ромодановского вокзала. В настоящее время внимание общественности привлекает в основном Благовещенский монастырь. Этот крупный православный комплекс является объектом постоянного внимания со стороны паломников и туристов. Его общественная и публичная значимость повысилась в связи с устройством в здании бывшего учебно-производственного комбината духовной семинарии. Благовещенская слобода как целостное градостроительное образование на протяжении нескольких столетий продемонстрировал свою устойчивость, естественность и закономерность развития. Градостроительный комплекс Благовещенская слобода на сегодняшний день является одним из немногих в городе участков, где практически полностью сохранилась историческая планировочная структура и застройка, система градостроительных доминант и исторический ландшафт. Ярко опознаваемый образ, построенный на эффектном контрасте широты и простора речной глади, с организованной панорамой застройки набережной обеспечивает устойчивость архитектурного облика этого района.

Вibliography:

  1. Гациский А. С. Нижегородка. Путеводитель и указатель по Нижнему Новгороду и нижегородской ярмарке. — Н. Новгород: Тип. губернскаго правления, 1875. — 60 с.

  2. Кучкин В. А. Территория Суздальского и Нижегородского Великих княжеств в XIV в. // Формирование государственной территории северо-восточной Руси в X—XIV вв. / В. А. Кучкин; Отв. ред. акад. Б. А. Рыбаков. — М.: Наука, 1984. — Гл. 5.

  3. Пудалов Б. М. Письменные источники по истории Нижегородского края (XIII — начало XVIII века): Учебное пособие. — Н. Новгород: Изд. Нижегородского педагогического университета, 2001. (Опубликовано на сайте электронного периодического издания «Открытый текст».)

  4. Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описание Нижняго-Новгорода. — 1859.

  5. Благовещенский монастырь : [историческая справка, фотографии]// Агафонов, С. Горький - Нижний Новгород / С. Агафонов ; под ред. В. А. Веснина. - М., 1947. - С. 23-24, ил. 15-16.

  6. Благовещенский монастырь : [открытки с видами Благовещенского монастыря, крат. экскурсия] // Царственно поставленный город : Нижний Новгород в старой открытке. - Владимир, 2000. - Гл. 11. - С. 213-231.

  7. Благовещенский монастырь и Благовещенская слобода : прогулка восьмая // Стрелков, Е. Нижегородские прогулки : ил. путеводитель / Е. Стрелков. - Н.Новгород, 1999. - С. 58-65.

  8. www.nnov.ru

  9. www.nn.ru

  10. Агеева, Е. Ю. Архитектура Нижнего Новгорода XIV-начала XX вв. : Учеб. пособие для студентов спец. 550100, 290100 / Е. Ю. Агеева ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2001. - 85 с. : ил. - Библиогр.: с. 82-83

Просмотров работы: 1077