ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Первухина Е.Н. 1
1Томский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………………………………….5

1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста……5

1.2 профориентация как мотивация в формировании интересов младших школьников………………………………………………………………………..8

1.3 Роль семьи в формировании профориентационных интересов младших школьников……………………………………………………………………...10

1.4.Трудовое воспитание как форма профориентации младших школьников……………………………………………………………………..12

Выводы по главе…………………………………………………………………14

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………15

2.1 Диагностика профориентационных интересов…………………………..15

2.2 Программа развития профориентационных интересов. Рекомендации родителям, учителю, направленные на развитие профориентационных интересов………………………………………………………………………..19

Выводы по главе…………………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….23

Список используемой литературы…………………………………………….24

Приложение 1……………………………………………………………………26

Приложение 2……………………………………………………………………31

Приложение 3……………………………………………………………………35

Введение

Профориентация – это ознакомление с какой-либо профессией с целью профессионального самоопределения. Профориентация может проходить на любом этапе жизни человека. Мы рассмотрим младший школьный возраст.

Желание «стать кем-то» у детей появляется еще в детском саду. Однако, на данном этапе выбор ребенка не является окончательным, хотя и несет за собой огромную роль в формировании интересов. Профориентация младших школьников проходит через трудовое воспитание, так как основной целью трудового обучения является формирование у младших школьников любви к труду, понимание его значения в жизни человека.

Актуальность выбранной темы выражается в том, что со школьной скамьи формируются важные жизненные позиции и именно в школе складывается любовь к труду, принятие труда как ценности и его важность.

Проблемой является недостаточное внимание данной теме.

Целью курсового проекта было выяснение профессиональных интересов младших школьников, знание ими требований и качеств личности для освоения выбранной профессии.

Объект курсового проекта – процесс профориентации

Предмет курсового проекта – профориентация как психолого-педагогическая проблема младших школьников

Задачи:

  • описание психологических особенностей младших школьников;

  • изучение профориентации как мотивации в формировании интересов младших школьников;

  • исследование роли семьи в формировании профориентационных интересов младших школьников;

  • диагностика профориентационных интересов детей;

  • составление программы развития профориентациооных интересов, рекомендаций родителям, учителю на развитие профориентационных интересов.

В качестве экспериментальной базы были выбраны ученики 4 «Б» класса школы № 56.

В настоящее время профориентация младших школьников проходит через трудовое воспитание. Вопрос «Кем быть?» является важнейшим вопросом в жизни людей. От выбора профессии зависит круг интересов и самоопределение. В свою очередь, чтобы иметь профессию, дети должны знать, что важно трудиться. [18] Социально экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования у младших школьников определенных профессиональных и трудовых качеств. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин видели главное направление трудового воспитания в соединении обучения с производительным трудом. Ленин писал: «…нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется для овладения современным уровнем техники и состоянием научного знания».[7]

ГЛАВА 1. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Психологической особенностью данного возраста можно считать изменение ведущего вида деятельности – от игрового к учебному. В самом начале данного этапа у ребенка еще не до конца исчезает игровая деятельность как ведущий вид деятельности, однако она переходит на второй план. И постепенно исчезает. В первом классе ребенку трудно дается понимание причинно-следственных связей, ему трудней будет ответить на вопрос «Почему…», чем на «Что будет, если…». Именно поэтому, работая по профориентации детей, необходимо выделять главные и второстепенные черты выбранной профессии. [8] Главной становится учебная деятельность. Перемена социальной обстановки – от давно знакомой группы в детском саду в новый учебный коллектив ведет за собой стресс для ребенка. Младшему школьнику необходимо ставить цель и сопоставлять себя и свои поступки с необходимыми стандартами. В возрасте семи лет ребенок переживает кризис. Данный кризис характеризуется физиологическими изменениями ребенка и началом школьного обучения. Л.С. Выготский ввел такое понятие, как «синсетивный период ребенка» - это период, наиболее благоприятный для развития каких-либо определенных навыков. В 7 лет наиболее благоприятному развитию ребенка поддаются социальные навыки, переход от письма к чтению. В 8 лет у ребенка появляется наиболее благоприятный период для развития языков, воображения. [15] Данные периоды являются особо важными для развития ребенка, зная эти периоды учитель может организовать продуктивную деятельность с детьми и правильно организовать учебный процесс. [6]

На данном периоде жизни, у ребенка значимо увеличивается словарный запас, ребенок пользуется им активно. Потребность в общении ребенка ведет за собой развитии словаря. У ребенка мышление переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, формируется произвольное запоминание. Важную роль в данном периоде для ребенка играет учитель, так как он становится главным авторитетом. Главная цель для учителя – это создать благоприятную обстановку учебного процесса и показывать ребенку хороший пример социального поведения, так как ребенок видит – ребенок повторяет. В начальной школе познавательная деятельность становится одной из ведущих, поэтому важно расширить круг профориентационных интересов детей. Чем больше профессий ребенок будет знать в данном возрасте, тем шире будет выбор профессии при планировании обучения для освоения какой-либо профессии. [17]

Чтобы диагностировать готовность ребенка к школе, По мнению Д. Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения - как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роли? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения - важный признак готовности.

В плане психического развития в центр выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. [16]

В младшем школьном возрасте можно успешно совершенствовать речь ребенка и на основе его любознательности пробудить познавательный интерес к учебной деятельности. Пластичность природного механизма усвоения речи позволяет младшим школьникам легко овладевать также и вторым языком. Способность к развитию в полной мере реализуется ребенком в первые 8 – 10 лет его жизни. По мнению Выгодского Л.С., убедительные фактические данные говорят о том, что двуязычие может быть фактором, благоприятствующим как развитию родного языка ребенка, так и его общему интеллектуальному росту. Для каждого из двух языков в психике ребенка образуется как бы своя сфера приложения, особого рода установка, которая мешает скрещиванию обоих языковых систем. Однако когда детское двуязычие развивается стихийно, вне направляющего воздействия воспитания, оно может привести к отрицательным результатам. «Педагогическое воздействие, направляющая роль воспитания нигде не приобретает такого решающего значения для всей судьбы детской речи и детского интеллектуального развития, как в случаях двуязычия или многоязычия детского населения».

Однако не для всех детей младшего школьного возраста учение выполняет ведущую роль. Как отмечает Божович Л.И., для того, что бы та или иная деятельность стала ведущей в формировании психики, необходимо, что бы она составила основное содержание жизни самих детей, явилась для них центром, вокруг которого сосредоточиваются их главные интересы и переживания. Организованное, систематическое обучение и воспитание – главнейшая форма и условие целенаправленного развития ребенка. [7]

1.2. Профориентация как мотивация в формировании интересов младших школьников

Для освоения какого-либо дела, человеку необходимо иметь определенный набор качеств. Например, чтобы стать летчиком, человеку нужно иметь хорошую физическую подготовку, психологическую подготовку: не иметь страха высоты, быть уверенным и ответственным, уметь не поддаваться панике. Перечисленное – минимум, который возможен для освоения данной профессии. Ребенок четко осознает, хоть и на примитивном уровне, требования. [14] Например, когда мальчик играет в полицию, он знает, чтобы быть хорошим полицейским, ему понадобится экипировка полицейского: форма, оружие и другое. Так и на психологическом уровне – у каждой профессии свой набор умений, качеств и знаний. Мотивацией для ребенка на ранней стадии служат материальные вещи – принадлежности для выбранного человека определенной профессии. Данные действия считаются игровыми, но они несут довольно большое значение в формировании профориентации. У ребенка формируется понятие об определенных требованиях, которые необходимо выполнять для достижения цели. При помощи учителя или семьи, ребенок имеет возможность узнать о том, что для освоения профессии ему необходимы не только материальные компоненты, но и психологические. [5]

В самом начале учитель прививает у детей любовь к труду, далее – рассказывает более подробно о профессиях, а еще позже – проводит тематические уроки, беседы о наиболее интересных, по мнению детей, профессиях. Важно выделять значимые отличия профессий друг от друга.

Мотивацией профориентации для ребенка служит полное овладение избранной профессией, но для этого младшему школьнику необходимо сформировать определенный круг интересов, которые тесно связаны с выбранной профессией. Этот сложный процесс приводит к развитию у ребенка таких умений, как анализ, умение поставить цель и идти к ней.

Выбранная профессия тесно связана с интересами ребенка. Возможно, что изначально у ребенка есть определенный интерес, а потом он узнает о профессии, связанной с этим интересом, либо наоборот – сначала ребенок узнал о какой-либо профессии, а потом у него уже формируются интересы. Любой из этих феноменов ведет к одному - к развитию умений, навыков, к расширению знаний и к осмыслению своего места в мире. [11]

1.3. Роль семьи в формировании профориентационных интересов младших школьников

Семья – источник первоначальных знаний ребенка. Семья играет большую роль в успешности овладения ребенком учебных задач, также, семья имеет большое значение и в профессиональном самоопределении ребенка. Многие интересы родителей передаются и детям. Например, мальчик, отец которого работает механиком, имеет интерес к машинам, так как он часто видел, как папа делает машину, читает журналы про машины и возит его к себе на работу. Папа для мальчика – пример подражания, пример настоящего мужчины, так и для девочки – мама пример настоящей женщины.

Тесная эмоциональная связь между ребенком и родителем отражается в подражании ребенком родителя. [13 ]Однако, у данного феномена есть и свои минусы – авторитет родителей не позволяет ребенку возражать в выборе интересов, и родитель, как он думает, желая ребенку исключительно хорошего, не считается с его интересами и отдает, например, ребенка в секцию по боксу, даже зная то, что мальчик имеет расположение к рисованию. Такие действия со стороны родителя не могут привести к чему-либо хорошему, в худшем случае, у ребенка могут сформироваться комплексы или негативное отношение к выбранному родителем роду занятий. [19]

Задача любого родителя – формировать как можно разнообразный спектр возможностей ребенка. Если ребенок красиво поет, то родитель может рассказать ребенку о профессии певца, если ребенок хочет стать полицейским, то родитель должен поговорить о данной профессии с ребенком. Если же интересы у ребенка уже сформированы, то родителю необходимо разносторонне развивать интересы (записывать на секции, кружки, водить на дополнительные занятия, покупать тематическую литературу, показывать тематические мультфильмы). Развитие способностей и потребностей в трудовой деятельности у ребенка развивается с раннего детства. Для этого, родителю необходимо поручать ребенку какие-либо задания по дому, чтобы у ребенка формировались обязанности. Конечно, они должны быть посильными для выполнения.

Также, очень важным является влияние родителей на самооценку младшего школьника. С. Куперсмит показал, что для развития и самореализации младшего школьника предпочтительней является высокая самооценка ребенка, чем низкая. Также, он писал, что важным условием развития высокой самооценки ребенка является высокая требовательность родителя к ребенку. [2] Имея высокую самооценку, ребенку легче осознавать свое место в жизни, так как он не чувствует себя недоразвитым или ущемленным. Частые поощрения ребенка ведут к положительному отношению к себе, следовательно, и к самоуверенности: у ребенка не будет чувства неполноценности, и задания такой ребенок будет выполнять более уверенно. Не приветствуется чрезмерное поощрение, так как такой ребенок не будет иметь особых стремлений, потому что для родителей он и «и так идеальный». [20]

1.4. Трудовое воспитание как форма профориентации младших школьников

В современной начальной школе трудовое воспитание реализуется через такой урок, как технология. Именно на данном уроке у детей формируется положительное отношение к труду человека. На этом уроке ребенок осознает значимость и необходимость в труде. У младших школьников развивается инициативность, творчесткость и добросовестное отношение к работе, стремление к более высоким результатам. Это является ядром любой профессии. [12]

Урок технологии в начальной школе базируется на предметно – практической деятельности, то есть на чувственном восприятии действительности. На этом этапе трудового обучения и воспитания, младшие школьники занимаются в основном ручным видом труда, а именно: изготовление различных изделий из разнообразных природных материалов, а так же конструирование. Поэтому, для более успешного осуществления такой деятельности необходимо хорошо развивать руку, так как хорошее техническое развитие руки ведет автоматически к развитию важнейших центров головного мозга. [8] На уроке технологии перед ребенком должна ставиться задача, которую он может реализовать, выполнив некое трудовое действие. Важно дать ребенку выбор средств для выполнения данной задачи, на данном этапе формируется ответственность за выполнение и качество выполнения работы. [1]

В соответствии с ФГОС НОО выдвинуты требования по освоению первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важного выбора профессии. Также выдвинуты требования к личностным результатам: приятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

В.А. Сухомлинский считал, что труд помогает наиболее полно и ярко раскрыть задатки ребенка. [10] Также, труд помогает развить в ребенке коллективизм, умение работать в группах. Все эти факторы в совокупности формируют у ребенка профессиональные интересы.

Выводы по главе

Возраст ребенка и воспитание играют огромную роль в профориентационных намерениях ребенка. Зная возрастную психологию развития ребенка, педагог может грамотно организовать учебный процесс. На уроке технологии, помогая детям, педагог уже может заметить за каждым ребенком круг своих предпочтений и умений. Зная интересы своего ребенка, родители способны дать почву для развития детского потенциала. Однако, стоит отметить, что не нужно останавливаться на одном интересе ребенка, необходимо дать как можно больший спектр возможностей ребенку, дать ему право выбора.

Было рассмотрено, что урок технологии является неотъемлемой частью профессионального ориентирования младших школьников. Трудовое воспитание, несомненно, играет важную роль в формировании качеств ребенка. На данном уроке ребенок узнает о всем разнообразии человеческого труда, о его необходимости в современном обществе. На сегодняшний день трудовое воспитание реализуется в школе как урок технологии, но, не стоит забывать, что трудовое воспитание формируется еще до школы. Родители – первые учителя ребенка. Именно родители дают ребенку зачатки всех способностей.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Диагностика профориентационных интересов младших школьников

В качестве опросной базы нами были выбраны ученики 4 «Б» класса школы № 56 города Томск. Нам предстояло выявить профессиональные интересы младших школьников, их профессиональные предпочтения и знания о требованиях для реализации профессиональной деятельности.

Детям предлагалось ответить на 22 вопроса (Приложение 1).

По результатам опроса было выяснено, что 33,3% детей думают заняться после обучения в школе обучением в колледже, 23,8% планируют продолжить обучаться в ВУЗе и такое же число детей – работать и учиться в техникуме или ВУЗе.

Профессии, предложенные в списке опроса, не пригодились детям, на вопрос «Какой профессии Вы бы хотели посвятить себя» у детей в 76,1% были свои варианты ответа, например, «тренер плаванья» (тренер по плаванию);

На третий вопрос (Знания по каким предметам необходимы представителю избранной вами профессии в первую очередь?) большинство детей (42,9%) написали свой вариант ответа. 33,3% детей считают важным предметом математику. Равное количество детей (4,8%) выбрали ответы «технология», «русский язык».

Качества личности, необходимые для представителя избранной профессии в 33,3% - общительность, 28,6% - терпеливость, 23,8% трудолюбие и 14,3% - свой вариант ответа, например, артистичность. (См. Диаграмма 1)

Диаграмма 1

На вопрос «Какой ваши представления об условиях работы по выбранной профессии» 52,4% детей ответили «имею некоторые представления», 42,8% ответили «представляю хорошо» и только 4,8% ответили «не представляю»;

(См. Диаграмма 2)

Диаграмма 2

Логичность и продуманность в выборе ответов мы можем проследить по ответам Марины С. : на вопрос «Какой профессии вы бы хотели посвятить себя?» девочка ответила «переводчик». На вопрос «Знания по каким предметам необходимы представителю избранной вами профессии в первую очередь?» она дала свой вариант ответа: «языки, англ. язык», на вопрос «Где вы читали о выбранной профессии?» Марина ответила «В учебнике английского языка». Проанализировав все ответы Марины (Приложение 2), можно сделать вывод об обдуманных ответах. Ребенок имеет представления о выбранной профессии и знает требования для ее освоения.

Чтобы продемонстрировать влияние семьи на профессиональный выбор ребенка, проанализируем ответы Дарьи Р (Приложение 3): девочка хочет стать дизайнером. На вопрос «С кем вы беседовали по собственной инициативе об избранной профессии?» Дарья ответила, что с родителями. На вопрос «Кто в наибольшей степени повлиял на выбор профессии», девочка ответила «родители». Это свидетельствует о том, что родители занимают ведущее место в формировании профориентационных интересов ребенка.

На вопрос № 6 (Каким образом вы готовитесь к будущей профессиональной деятельности?) одинаковое число (38,01%) детей ответили «развиваю и систематизирую знания, необходимые для работы по профессии» и «овладеваю навыками, формирую умения, необходимые для профессии, развиваю в себе качества личности, необходимые представителю данной профессии». Остальные дети (23,8%) ответили «занимаюсь формированием качеств, компенсирующих недостающие способности». На седьмой вопрос «Проявляются ли у вас профессионально важные качества?» 47,6% детей ответили «в самостоятельной работе», 19,04% ответили «в процессе учебной деятельности» и «на факультативных занятиях», 9,5% детей ответили «не выявил(а) проявления». На вопрос «Свое решение о выборе профессии вы считаете окончательным?» 76,2% процента детей ответили «нет», остальные – «да». На вопрос «Что для вас было наиболее важным в выборе профессии?» 38,1% детей ответили «Желание принести пользу обществу», 28,6% ответили «интерес, творчество в работе», 19,4 – «Возможность хорошо зарабатывать», остальные ответили – «Представление о высоком социальном статусе профессии».

На вопрос « В процессе профессиональной деятельности, что вам больше понравилось бы» 42,9% предпочли быть руководителем, 38,1% - быть организатором, и остальные 19% быть исполнителем.

На основе проведенного опроса можно сделать вывод, что большинство детей хорошо сделали свой профессиональный выбор и знают о наборе качеств, необходимых для данной профессии. Ответы детей были осознанными и логичными.

2.2. Программа развития профориентационных интересов младших школьников. Рекомендации родителям, учителю, направленные на развитие профориентационных интересов.

В целях профессиональной ориентации детей используются такие методы работы, как беседа, конференция, экскурсия.

Для развития детских профессиональных интересов учителю предлагается несколько методов приемов для развития профессиональных интересов.

Учителю предлагается изучить с детьми важные профессии (учитель, врач, пожарный, полицейский). Дети делятся на группы и на внеурочном занятии составляют список личностных качеств, присущих выбранной профессии. Далее, детям предлагается составить «Кластер качеств», который они будут демонстрировать друг другу. Далее, предлагается нарисовать «идеального человека, обладающего выбранной профессией» и рассказать о нем. Далее, учителю предлагается дать группам детей какие-нибудь редкие или малоизвестные профессии и предложить им найти информацию по данной профессии. На следующем уроке обсудить их. Данные задания помогают детям выделять важные качества профессий, а также, позволяют расширить кругозор.

Возможен такой вариант, как экскурсия. Экскурсия является важной частью учебного процесса. [3] Важно, что дети знакомятся с профессиями через наблюдение – реализуется принцип наглядности – золотое правило дидактики. [4]Учителю предлагается организовать экскурсию, например, на хлебозавод. Перед походом учитель дает детям вопросы, на которые они должны будут ответить после экскурсии. Это позволяет повысить познавательный интерес, закрепление теории и практики, если профессия уже знакома.

Важно, чтобы учитель имел договоренность с родителями, это поможет в организации экскурсии. До экскурсии учитель может узнать, о какой профессии дети знают меньше всего и провести экскурсию именно в этом направлении. Рекомендуется, чтобы в процессе экскурсии использовались загадки, стихи – это делает экскурсию более увлекательной, эмоциональной. Перед походом на экскурсию важно провести технику безопасности.

Для диагностики профессиональных интересов младших школьников учитель может предложить написать детям сочинение на тему «Моя будущая профессия». Положительной стороной данного задания является то, что это задание - метапредметное, так как его можно реализовать на уроке русского языка.

Учитель может пригласить на урок обладателя какой-либо профессии, чтобы он наглядно рассказал детям о своей профессии.

На уроке математике учитель может давать задания, связанные с какой-либо профессией. Например: «Водитель проехал 50 км, ему осталось еще 65 км. Скажите, сколько всего км проедет водитель?» Далее, учитель спрашивает: «Дети, скажите, а кто такой водитель? Что он делает?» Беседа длится 5-6 минут, но дети актуализируют свою память, закрепляю знания о данной профессии.

На уроке русского языка также можно реализовать профориентационное обучение: учитель дает детям словарные слова (пол_цейский, врач_, учит_ль, в_спитат_ль, внуч_ка. ). Необходимо заполнить пробелы и выяснить, какое слово лишнее (внучка) и почему? (это не профессия). Данное задание активизирует память детей и учит анализировать и сопоставлять слова по значению.

Рекомендациями для родителей являются: непосредственное развитие уже имеющихся интересов детей и расширение палитры интересов посредством проведения разнообразных игр, просмотром тематических фильмов, мультфильмов, предоставления тематической литературы. Обязательным для развития интересов являются разнообразные кружки, музыкальные, художественные школы.

Учителю необходимо чаще проводить тематические уроки по формированию профессиональных предпочтений, по расширению знаний о профессиях, проведение тематических экскурсий и обязательное обсуждение увиденного.

Выводы по главе

На основе анализа опроса, можно сделать вывод, что большая часть детей имеет представление о выборе профессии. Младшие школьники имеют интересы, которые тесно связаны с профессиональным выбором, имеют планы и увлечения. Важно отметить, что выбор ребенка не является неосмысленным: интересно то, что для освоения какой-либо профессии, дети выбирали необходимые качества и предметы, а также выбирали факультативы, которые будут развивать у них именно то, что необходимо для профессионала. Из этого можно сделать вывод, что в данном возрасте имеет место быть профессиональное самоопределение ребенка.

Главной целью педагога является проведение тематических уроков, проведение экскурсий. Разработанная программа для развития профориентационных интересов, поможет педагогу в работе с детьми, а рекомендации помогут родителям разнообразить спектр интересов ребенка.

Заключение

Задачами курсового проекта являлись: описание психологических особенностей младших школьников, изучение профориентации как мотивации в формировании интересов младших школьников, исследование роли семьи в формировании профориентационных интересов младших школьников, диагностика профориентационных интересов детей, составление программы развития профориентациооных интересов, рекомендаций родителям, учителю на развитие профориентационных интересов. Данные задачи были выполнены посредством проведения тестирования и обработки учебной литературы.

На сегодняшний день профориентация – неотъемлемая часть учебного процесса. На разных уроках младшие школьники берут определенные знания о профессиях, о роли труда в жизни человека и о его важности. Дома, дети ищут свой идеал среди родителей, ищут пример для подражания, и на сколько между родителем и ребенком близкая связь, настолько ребенок и будет желать быть похожим на родителя. Не стоит забывать учитывать интересы детей при выборе кружков, секций для ребенка, ведь от этого зависит многое. Как показали результаты опроса, дети в 4 классе имеют представления о выбранной профессии, выбранные детьми профессии довольно разнообразны, и некоторые из них схожи с профессиями родителей.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что младшие школьники имеют профессиональные намерения, имеют круг сформированных интересов, которые непосредственно сыграют роль на их профориентации в старших классах. Возможно, это не окончательное решение, однако, стоит отметить, что их выбор на данном этапе возраста формирует целеустремленность, умение формулировать свои планы и анализировать перспективы своего развития. Мало одного желания ребенка, необходима помощь извне - помощь учителя и родителей. Все школьники, без исключения имеют шанс быть теми, кем хотят быть.

Список используемой литературы

  1. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов // Сост., авт. Ввод. Статьи и биогр. Очерков Д.Е. Аксенов. – 2.е изд., испр. И дополн. – М. : Просвещение, 1982. – 336с.

  2. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника. // Вопросы психологии 2006. №3. – с.67-77.

  3. Валеев Р. Дело по душе и жизненное самоопределение школьника. // Воспитание школьника 2000 №6. – с. 25-28

  4. Вяткин Л.Г. Корифеи педагогической мысли / Л.Г. Вяткин, А.Б. Ольнева. Астрахань, 2003. С.21−22.

  5. Горбачёв А.В., Куприянов Е.А., Науменко А.С., Одинцова В.В., Шмелёв А.Г., Методика «структура трудовой мотивации» и перспектива ее применения. // Психологический журнал 2006 май-июнь. – с. 86-95

  6. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. – Мн.: нар.асвета, 1978. – 112с.

  7. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.- 88 с

  8. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Педагогическое наследие / Сост.: В. М, Кларин, А. Н. Джуринская. М., 1988

  9. Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании, М., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., М., 1979

  10. Морозов, Сергей. Воспитайте человека! / С. Морозов // Народное образование. — 2005

  11. . Плющева, О. Дорога- это жизнь : К 70- летию детских железных дорог России / О. Плющева., Народное образование. — 2004.

  12. Пряжникова, Елена Юрьевна. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения / Е. Ю. Пряжникова // Вопросы образования. — 2006. – 76 с.

  13. Скаткин М.Н., Костяшкин Э.Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. – М.: Провсещение, 1984. – 192 с.

  14. Сластенин, Виталий Александрович. Педагогика : учебное пособие для педагогических вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — Москва : Академия, 2002.- 65 с.

  15. Соколов А.Н. В помощь школе по профориентации. Ф., «Мектеп», 1976. – 52с.

  16. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.- 133 с

  17. Хоменко, Александр Николаевич. Экономические и педагогические проблемы подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению / А. Н. Хоменко // Образование в Сибири. — 2002. – 119 с

  18. Храпов В.Е. Воспитание и труд. – М.: Знание, 1985. – 80с.

  19. Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. – К.:Рад.школа, 1983. – 112с

  20. Я.А. Коменский. Великая дидактика. // Избр. пед. соч. – М., 1982. – Т.1, с. 384

Приложение 1

Тест – опросник

1. Чем Вы думаете заняться после обучения в школе?

А) продолжить обучение в вузе

Б) поступить в техникум

В) поступить в колледж

Г)работать

Д)работать и учиться в вузе или техникуме

2. Какой профессии Вы бы хотели посвятить себя?

А) Рабочего

Б) инженер

В) преподавателя

Г) юриста

Д) Свой вариант ответа ________________________________________________

3. Знания по каким предметам необходимы представителю избранной вами профессии в первую очередь? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие качества личности необходимы для представителя избранной вами профессии? Самому значимому из них присвойте номер 1, менее значимому - 2 и т.д.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каковы ваши представления об условиях работы по выбранной профессии?

А) представляю хорошо,

Б) имею некоторые представления,

В) не представляю.

6. Каким образом вы готовитесь к будущей профессиональной деятельности?

А) развиваю и систематизирую знания, необходимые для работы по профессии,

Б) овладеваю навыками, формирую умения, необходимые для профессии, развиваю в себе качества личности, необходимые представителю данной профессии,

Г) занимаюсь формированием качеств, компенсирующих недостающие способности.

7. Проявляются ли у вас профессионально важные качества:

А) в процессе учебной деятельности?

Б) на факультативных занятиях?

В) во время самостоятельной работы?

Г) не выявил(а) проявления.

8. Знаете ли вы, можно ли получить подготовку по выбранной профессии?

А) Да,

Б) Нет.

9. Где и что вы читали о выбранной профессии?

А) в художественной литературе,

Б) в научно-популярной литературе,

В) в специальной литературе,

Г) другой вариант __________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. С кем вы беседовали по собственной инициативе об избранной профессии?

А) с родителями,

Б) со сверстниками,

В) с преподавателями,

Г) ни с кем.

11. Имеются ли профессии, близкие или родственные избранной вами, которыми вы могли бы успешно овладеть?

А) Да, имеются,

Б) нет,

В) не знаю,

Г) назовите 2-3 родственные профессии.

12. В каком классе вы осуществляли свой профессиональный выбор?

А) в 1-м классе,

Б) во 2-м классе,

В) в 3-м классе,

Г) в 4-м классе,

Д) не осуществлял.

13. Что мешает вам в осуществлении профессионального определения?

А) отсутствие устойчивого интереса к чему-либо,

Б) плохая информированность о профессиях,

В) неуверенность в себе, низкая самооценка,

Г) неуспех в выполнении многих дел,

Д) другие причины __________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Свое решение о выборе данной профессии вы считаете окончательным?

А) да,

Б) нет.

15. Кто в наибольшей степени повлиял на выбор профессии?

А) родители,

Б) учителя,

В) сверстники,

Г) другой ответ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Что для вас было наиболее важным в выборе профессии?

А) желание принести пользу обществу,

Б) представление о высоком социальном статусе профессии,

В) возможность хорошо заработать,

Г) интерес, творчество в работе,

Д) соответствие работы личным возможностям.

17. Чтобы стать хорошим специалистом, по вашему мнению, нужно:

А) получить профессиональную подготовку в вузе,

Б) окончить техникум,

В) окончить колледж,

Г) попробовать себя в выбранной профессии.

18. Как часто рассказывают преподаватели о профессиях на занятиях?

А) часто,

Б) изредка,

В) очень редко,

Г) не рассказывают.

19. Как вы предпочитаете работать?

А) индивидуально,

Б) коллективно.

20) В процессе профессиональной деятельности что вам больше всего нравится?

А) Быть исполнителем,

Б) Быть организатором,

В) руководить.

21. На каких предметах, факультативах, вы бы хотели заниматься? __________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Какая область знаний вас увлекает в большей степени:

А) о природе,

Б) об искусстве,

В) о технике,

Г) о человеке,

Д) об экономике.

Приложение 2

Приложение 3

Просмотров работы: 5505