МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «КОМПЬЮТЕР» В 5 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «КОМПЬЮТЕР» В 5 КЛАССЕ

Горемыкина И.Г. 1, Ганиева Л.Ф. 1, Трейбач Е.Л. 1
1МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1.Перечень подлежащих разработке вопросов:

а) по теоретической части: исследовать педагогическую проблему преподавания темы «Компьютер»;

б) по аналитической части:

  • изучить и проанализировать методику преподавания информатики в 5 классе;

в) по практической части:

  • разработать методику преподавания информатики в 5 классе;

  • разработать урок.

2.Исходные данные:

а) по литературным источникам________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

б) по вариантам, разработанным преподавателем__________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

в) иное_____________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3.Список рекомендуемой литературы:

  1. Ершов, А.П. Основы информатики и вычислительной техники образования [Текст]: [пед. вузы]/ А.П. Ершов // Информатика и образование. - М.: Образование и информатика, 2012. - № 5(234). - C.24-30. - ISSN 0234-0453.

  2. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] / Н.В. Макарова, Г. С. Николайчук, И.В. Симонова, Ю. Ф. Титова. – СПб.: Питер, 2013. – 380 с.

  3. Каймин, В.А. Научные основы и методика преподавания информатики [Текст] : метод. рекомендации для учителей и студентов педвузов / В. А. Каймин. – Псков: «Бизон», 2011. – 159 с.

  4. Угринович, Н.Д. Информатика и ИК. Учебник для 5 класса [Текст] : учебное пособие / Н.Д. Угринович. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2014. – 205 с.

  5. http://www.sch948.edusite.ru

  6. bogomolovaev.narod.ru

4.Контрольные сроки представления отдельных разделов курсового проекта (работы):

25% - введение «____» ___________20___г.

50% - 1 глава «____» ___________20___г.

75% - 2 глава «____» ___________20___г.

100% - заключение «____» ___________20___г.

5. Срок сдачи: «25» декабря 2014 г

6. Руководитель: ___________________ /: Л.Ф. Ганиева /

(подпись) (расшифровка подписи)

7. Задание получил: ________________ /И.Г. Горемыкина/

(подпись) (расшифровка подписи)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…………5

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «КОМПЬЮТЕР» НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 5 КЛАССЕ…………...……..7

  1.  
    1. Научно-методические основы введения информатики в школе……………..…….7

1.2 Методика преподавания информатики в 5 классе………………………………….9

1.3Отечественный и зарубежный опыт преподавания информатики

в общеобразовательной школе…………………………………………………………16

ГЛАВА 2 ПРОЕКТ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «КОМПЬЮТЕР» НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 5 КЛАССЕ………...…………19

2.1 Описание педагогического опыта преподавания информатики в МОУ

«СОШ № 47»……………………………………………………………………….....19

2.2 Разработка урока по теме «Компьютер» в 5 классе на базе МОУ «СОШ

№ 47»…………………………………………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..34

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На пороге двадцать первого века перед человеком встаёт проблема нового осмысления научных достижений, накопленных десятилетиями в области информатизации общества. Постепенно вслед за другими странами и в нашей стране начался переход к информационному обществу. За последние два – три десятилетия мир изменился самым кардинальным образом, произошло развитие компьютерной техники, информационных технологий, коммуникаций и глобальных сетей. В таком обществе информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека.

Сегодня в средствах массовой информации можно встретить достаточно много статей о преимуществе раннего обучения информатике, начиная с детского сада, и ни у кого не возникает вопросов, почему этот предмет не прописан отдельной строкой в базисном учебном плане, готовы ли дети, учителя к воспитанию и передаче информации. В некоторых школах данный предмет вводится, начиная с пятого класса, и на то есть свои причины. Введение предмета информатики в начальных классах предоставляет возможности рассказать детям о компьютере, показать весь спектр его возможностей, подготовить детей к работе на ЭВМ.

При изучении компьютера у детей формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений. Важным моментом на уроке информатики является сама методика преподавания, чтобы не просто познакомить ученика с компьютером, а также научить ребенка активно использовать его в процессе работы.

Кроме этого, в целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования государством планируется: разработать и ввести в действия государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений; формировать компьютерную грамотность учеников.

Это ещё раз показывает, что необходимость изучения компьютера является неотъемлемой частью современного общего образования.

Проблема исследования курсовой работы состоит в разработке методики преподавания темы «Компьютер» в 5 классе.

Объект исследования: Процесс обучения темы «Компьютер» в 5 классе средней общеобразовательной школы

Предмет исследования: Методика преподавания темы «Компьютер» в 5 классе средней общеобразовательной школы.

Цель исследования:

Разработать и применить методику преподавания темы «Компьютер» в 5 классе.

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и учебную литературу, связанную с проблемой обучения информатики в 5 классе;

2.Определить необходимость и значимость методики преподавания темы «Компьютер» в 5 классе;

3.Разработать методику преподавания урока по теме «Компьютер» и применить полученные результаты на практике.

Методологическую основу курсовой работы составляют труды отечественных исследователей, таких, как: А.П. Ершов [2], А.С. Пчелко [15], А.М. Пышкало [16], Н.Д. Угринович [18], и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и применена методика преподавания по теме «Компьютер» в 5 классе. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке школьников на уроках информатики.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «КОМПЬЮТЕР» НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

1.1 Научно-методические основы введения информатики в 5 классе

Пункты 1.1 и 1.2 посвящены теоретическому исследованию преподавания информатики в средней общеобразовательной школе.

Информатика в настоящее время – одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

Изучение на пропедевтическом уровне (1 – 7 классы) может вестись, за счет школьного компонента при наличии соответствующих условий. Таким образом, решение об изучении пропедевтического курса информатики остается за руководителями общеобразовательных учреждений. [1, с. 80]

Также в соответствии с БУП 1998 года информатика стала частью области «Математика», а практическая часть вынесена в предметную область «Технология». Всё это внесло разобщение, как в теорию, так и в практику в преподавании предмета.

Постепенно данный предмет укрепляет свои позиции. И, несмотря на то, что совсем недавно такого предмета мы совсем не могли найти в сетке расписания, сейчас времена изменились. И как только появляется возможность, благодаря региональному и школьному компоненту БУП, начинается внедрение этой идеи.

Постепенно все это находит свое отражение и в разработке государственного образовательного стандарта. В 2000-2001 годах появилась возможность включить изучение информатики в начальной школе в эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования.

Спустя три года были проанализированы первые результаты данного эксперимента. Которые показали положительное влияние на развитие общих навыков мышления и коммуникации – важнейшее расширение традиционного содержания начального образования: «читать, писать, считать», учителя, учащиеся и их родители также отнеслись с интересом. Но перегрузка, хотя и не большая не могла остаться незамеченной, и мониторинг трёх лет показал ухудшение здоровья учащихся. Вследствие чего, одночасовое введение данного предмета решено было заменить его интеграцией в предмет «технология». [2, с. 31]

Это было отмечено в федеральном компоненте, не затрагивая региональный и школьный компоненты. В целом же обучение информатике в начальной школе помогает формированию у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Также курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования.

В 2004 году ГОС был приравнен к документам государственного уровня. По своей социально-педагогической сути данный стандарт — обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.

В новом стандарте для начальной школы есть два нововведения, имеющих отношение к пропедевтике учебного предмета “Информатика и ИКТ”, – это перечень общеучебных умений и раздел образовательной области “Технологии” под названием “Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)”. Вместе с тем, раздел, связанный с изучением информационных технологий, не является для школ обязательным, а вводится в обучение “при наличии материально-технических средств”.

Федеральный базисный учебный план 2004 года разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года. В федеральном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов.

По новому БУП 2004 года предмет получил название «Информатика и ИКТ» и изучается как базовый курс в 8 классе по 1 часу в неделю и в 9 классе по 2 часа в неделю. Поэтому целесообразно за счет школьного компонента продолжать изучение предмета информатика в 5 - 7 классах по 1 часу в неделю. Содержательно это будут те же самые линии, но опирающиеся на задачи, компьютерные среды, соответствующие возрасту и развитию школьников 5 - 7 классов. [3, с. 104]

Постепенно происходит оснащение школ техническими средствами обучения, автоматизированными рабочими местами (в том числе персональными компьютерами) по различным федеральным и региональным программам.

Знание персонального компьютера, умение работать с ИКТ помогает лучше усвоить программу основной школы. И, начиная с 2002/2003 учебного года, во многих школах информатика представлена как отдельный предмет в начальной школе, её изучение в 5-7 классах происходит за счет вариативной части БУП и предмета материальные технологии. [4, с. 54]

Информатика является достаточно новым предметом. Как любая наука, а тем более новая, постоянно развивается. Можно сказать, что сейчас идет очередной виток ее развития и становления. И несмотря на то, что непрерывность изучения курса уже не вызывает сомнений, концепции такого изучения нет. В связи с этим часто выявляются трудности и для учителей, ведь учитель ведущей на каждой следующей ступени не может опереться на предыдущую, так и для учащихся, ведь часть материала может быть пропущена, а часть повторяться. Именно поэтому в нашей работе мы хотим создать структуру содержания непрерывного курса, которая поможет в дальнейшем и учителю, и ученикам.

1.2 Методика преподавания информатики в 5 классе

Метод (от гр. methodos - «исследование») – это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. [5, с. 96] В литературе существуют различные подходы к определению понятия метода обучения: 1) способ деятельности учителя и учащихся; 2) совокупность приемов работы; 3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4) система действий учителя и учащихся Метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. [6, с. 12] При этом деятельность учителя, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности школьников, а с другой сама обусловливает эту деятельность, реализацию закономерностей усвоения и развития. Большинство педагогов рассматривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач образовательного процесса.

Известно, что методическая система обучения любому предмету представляет собой совокупность пяти компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения.

Для информатики характерен динамизм изменения ее методической системы обучения. За прошедшие годы неоднократно менялось представление о том, чему и как учить на уроках информатики. [7, с.63]

Еще несколько лет назад основные усилия педагогов направлялись на создание программ, учебников и учебно-методических пособий, в том числе и для 5-6 классов, сегодня же повышенное внимание уделяется изменению средств и организационных форм обучения. В связи с высокой долей использования компьютеров в учебном процессе вопрос о разработке методик обучения информатике в 5-6 классах, компенсирующих негативные последствия работы с компьютером, встает особенно остро.

Применяемые в 5 классе методы и формы обучения должны учитывать особенности психического, физического и умственного развития школьников.

На уроках информатики в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника [8, с. 24]:

а) диалоги;

б) работа в группах;

в) игровые методики;

г) информационные минутки;

д) эвристический подход.

Необходимость построения эффективного обучения с учетом социального состава населения и соответственно уровня информатизации региона породило такую форму обучения, как информационные минутки. Необходимость развития психической коммуникабельности вводит в урок такую форму обучения, как диалог: диалог "ученик – ученик", "ученик – учитель". [9, с. 58]

Известно, что успешность формирования любых знаний зависит прежде всего от желания учащихся получить эти знания. Процесс формирования мотивов учения напрямую связан с формами обучения. В психологии доказано, что развитие мотивов учения идет двумя путями [10, с. 75]:

а) через усвоение учащимися общественного смысла учения;

б) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

В педагогической литературе показано, что использование групповой формы работы имеет большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету. Для учащихся 5-6 классов целесообразно организовывать работу в малых группах, при этом формирование групп должно строиться на мотивационном принципе: если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые любят данный предмет, то в результате совместной работы первые существенно повышают свой интерес к предмету. [11, с. 59]

В 5 классе при делении учеников на группы необходимо учитывать пожелания самих детей к составу группы. В этом возрасте характеристика "хороший", "сильный", "добрый"' превалирует в сознании ребенка над характеристикой "знает предмет", "отличник", "аккуратный" и т.п.[12, с. 42]

Игровые методики

В настоящее время проведение уроков на основе игровых методик при обучении информатике в 5-6 классах выходит на первый план. Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка. [13, с. 55]

Как известно, игра дает перерыв в повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядка очень ценно в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

Игра дает понятие о чести, о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива.

Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

Игра дает развитие психологической пластичности.

Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца. Не случайно все наиболее удачные обучающие компьютерные программы построены с использованием игровых методик. Современному учителю чрезвычайно важно владеть классификацией и теорией построения игр, использующихся в обучении.

Игра – это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса.

Игры, использующиеся в обучении, делятся на ролевые, организационные и деловые. Имеется определенная сложность в определении типа игры, так как некоторые принципы построения у различных игр сходны, но, тем не менее, у них есть существенные, принципиальные различия. Все игры, так или иначе, решают своим воздействием на участников три основные задачи [14, с. 27]:

– воспитательную,

– образовательную

– развлекательную.

Однако четкую границу провести между функциями игры невозможно, Каждая игра чему-то учит, воспитывает определенные качества у игроков и в то же время обеспечивает достижение развлекательной цели, за исключением, пожалуй, деловых игр.

Организационные игры

Организационно - деятельностные игры (ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникла в 80-х годах и широко распространилась как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления. [15, с. 73]

В "классическом" варианте ОДИ применяется в качестве инструмента коллективного поиска оптимальных решений сложных технических, организационных или управленческих проблем в реальных условиях предприятий, учреждений. Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно- интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание "продукта игры" – текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.

Организационно-обучающие игры решают проблемы профессионального обучения и общего социального развития взрослых людей путем таких средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творческого, преобразующего отношения к окружающей действительности.

Обучение взрослых может быть эффективным при реализации принципов развивающего обучения. Это означает, что процесс образования должен быть не столько процессом передачи знаний, сколько процессом управления развитием личности.

Деловые игры

В последнее время деловые игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Деловые, или имитационные, игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. [16, с. 9]

При описании этого метода встречаются разные термины. Обычно если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой, реже управленческой или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин "имитационная игра". Использование термина "имитационная игра" связано с выделением существенных характеристик этого метода. Имитационная игра основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. То есть в основе деловой игры лежит имитационная модель, которая реализуется через Действия участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Деловые, или имитационные, игры являются "серьезными" играми для взрослых, а не развлечением или не отдыхом.

Отличительным признаком собственно деловой или имитационной игры является наличие имитационной модели, ни в организационно - деятельностных, ни в ролевых играх имитационные модели не строятся.

Ролевые игры

Термин ролевая игра весьма многозначен. В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учебе и больше не рассматривается в качестве самостоятельной движущей силы дальнейшего развития. [17, с. 74]

Классификацию ролевых игр (РИ) можно провести по различным признакам. РИ делятся на классы в зависимости от способа их создания и места проведения, по уровням сложности и по временному или целевому признаку. Для успешного проведения даже простой РИ организатору необходимо определить ее конкретные классификационные признаки [18, с. 96]:

Территориальные признаки

  1. Настольные РИ.

  2. Павильонные РИ

  3. РИ на местности.

Уровень сложности

  1. Военные игры.

  2. Сказочные игры.

  3. Историко-этнографические игры

  4. Информационные игры

Целевой и временной признаки

  1. Целевые игры.

  2. Игры с открытым концом.

  3. Нон-стоп (игры без остановки

Уровни участия в игре

  1. Пассивное участие (экскурсант).

  2. Ограниченное участие (ведомый).

  3. Свободное участие (игрок).

1.3 Отечественный и зарубежный опыт обучения информатики в средней общеобразовательной школе

Возраст, с которого дети начинают изучать информатику, неуклонно снижается. Об этом свидетельствует, как зарубежный, так и отечественный опыт, показывающий, что школьники младшего и среднего возраста хорошо усваивают основы информатики. В этой связи актуальными становятся принципы построения учебных программ по обучению информатики с 1 по 5 класс. [19, с. 38]

Обзор научных работ свидетельствует о том, что содержание первых учебных программ было ориентировано в основном на обучение школьников программированию. В дальнейшем появились различные исполнители, которые берут свое начало от «Черепахи» С. Пейперта. Развитие этих идей привело к осознанию необходимости формирования компьютерной культуры, включающей в себя компьютерную грамотность: умение с помощью компьютера писать, считать, рисовать, работать с другими видами информации. Вместе с тем зарубежный опыт показывает, что использование компьютера даже как инструментального средства обработки различных видов информации не дает должных практических результатов обучения. [20, с. 4]

Но существует и другая концепция использования компьютеров в обучении ориентирована на творчество, самостоятельность и практическую работу школьников в различных сферах человеческой деятельности. Собственно изучение информатики и компьютера как объекта является основой или фоном, на котором происходит обучение использованию компьютеров. [21, с.66]

Необходимо отметить, что развитие направлений и методов обучения школьников в предметной области информатики в России и в зарубежных странах во многом совпадают. В 70-80-х годах ХХ века во многих странах (США, Великобритании, Германии, Швеции, Франции и других) проводилось усиленное обеспечение школ электронно-вычислительной техникой и осуществлялось обучение школьников языкам программирования. [22, с. 3]

В настоящее время в подавляющем большинстве западных стран подходят к обучению школьников информатике не как общеобразовательной дисциплине, а как науке овладения умением работы с компьютером при изучении других предметов. В то же время, в отличие от российской системы образования, в зарубежной практике во многом все еще присутствует инструментально-технологический подход к обучению информатике, который главным образом направлен не на ее фундаментальные аспекты, а лишь на формирование элементарной компьютерной грамотности школьников. [23, с. 62]

Общим же для отечественного и зарубежного опыта на сегодняшний день является ориентация на личность в образовательном процессе, с учетом особенностей ее индивидуальности и подбором специальных средств обучения.

В настоящее время на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта непрерывного обучения информатике возникла насущная необходимость в разработке концепции дальнейшего развития общеобразовательного курса информатики.

Необходимость разработки такой концепции была продиктована рядом причин. [24, с. 81]

Во-первых, стало очевидным, что действующий курс информатики во многом не удовлетворяет современным тенденциям развития образования и далеко не в полной мере отражает все многообразие педагогических функций изучения в школе общеобразовательной области "Информатика". Попытки дальнейшего сведения содержания курса информатики к изучению информационных технологий приводят к его интеграции с предметами технологического цикла или растворению в курсе математики. [25, с. 243]

Во-вторых, необходимо с большой осторожностью переносить зарубежный опыт в определении приоритетных задач курса информатики. Необходимо сформулировать положения отвечающие традициям отечественного образования и насущным задачам, стоящим перед современной школой в целом.

В настоящее время сложилась следующая структура обучения информатике в 1 – 6 классе, одобренная коллегией Минобразования РФ – это пропедевтический этап, который предусматривает знакомство школьников с компьютером и информационными технологиями в целесообразной для данного учебного заведения форме обучения.

Фундаментальная составляющая курса информатики дополняется политехническим аспектом, который состоит в изучении компьютера и современных информационных технологий. [26, с.7]

В настоящее время эти принципы частично реализованы в ряде учебных пособий А.А. Кузнецова, С.А.Бешенкова, А.С.Лесневского, А.Г.Гейна, С.Г.Григорьева, Н.В. Апатовой и других.

ГЛАВА 2 ПРОЕКТ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «КОМПЬЮТЕР» НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

2.1 Описание педагогического опыта преподавания информатики в 5 классе

Обучение учащихся осуществляется по шестидневной рабочей неделе, количество часов информационных технологий в 5-7 классах 2 часа, также имеется факультативные курсы «Проектная деятельность» для 6 класса и «Робототехника» для 5 класса.

В школе созданы все условия для проведения занятий по информатике – три компьютерных класса оснащены современными компьютерами, жидкокристаллическими мониторами и всеми необходимыми периферийными устройствами, пакетами программного обеспечения, прикладными программами и развивающими средами. Все классы имеют высокоскоростной выход в Интернет.

Для успешного проведения занятий создан локальный сайт, на котором находятся все материалы курса: методические материалы, визуальные материалы для занятий, список рекомендуемой литературы, адреса интересных Web-сайтов, практические задания и работы учащихся. Все эти материалы можно посмотреть, скачать на свой компьютер и дальше с ними работать. Это позволяет каждому учащемуся выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Кроме того, на сайте школы (http://www.sch47.edusite.ru) учащиеся могут найти материалы к уроку – тексты лабораторных и практических работ, тексты задач, рекомендации по выполнению творческого проекта и многое другое.

В школе работает лекционный зал, оснащенный компьютером и мультимедийным проектором и SMART-доской, в котором проводятся интегрированные уроки, конференции, педагогические советы. Имеется также медиатека с большим медиаресурсом.

Как показал опыт, принятая в новой системе обучения ориентация на раннее обучение информатике с переносом его начала в самое младшее звено, полностью себя оправдала. В результате преподавания темы «Компьютер» на уроке информатики в 5 классе школы № 47 г. Магнитогорска получены следующие результаты:

– у учеников сформированы первоначальные представления об устройстве компьютера, способах работы на нем;

– родителями отмечается существенное развитие общей осведомленности учащихся, а также их мыслительных и коммуникативных способностей, и, как следствие, совершенствование их умения ориентироваться в окружающем мире;

– обучение началам информатики вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента общеучебных умений и навыков учащихся 5 класса, формирование которых является одним из приоритетов среднего общего образования;

– отмечается рост информационной активности детей, под которой понимается эмоциональная, интеллектуальная и практическая готовность ребят включиться в информационную деятельность в учебной среде.

2.2 Разработка урока по теме «Компьютер» в 5 классе на базе МОУ «СОШ №47»

Цели урока:

1. Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности;

2. Развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля.

3. Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения

Задачи урока:

1. Рассказать кратко об истории развития средств вычислительной техники;

2. Сформировать представление о классификации ЭВМ;

3. Ввести понятие компьютер и его основных частей;

4. Развивать внимание, память, логическое мышление, умение делать выводы;

5. Научить пользоваться мышью (освоить основное действие мыши – щелчок);

6. Научить пользоваться клавиатурой (клавишами ввода данных);

Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, компьютеры, кроссворд, карточки, тест.

План урока:

I.Организационный момент.

II.Закрепление изученного.

III.Изучение нового материала.

IV.Работа на ПК.

V.Итог.

VI.Домашнее задание.

Ход урока:

I.Организационный момент

Прозвенел звонок!

Позвал на урок!

Будем мы рассуждать

И друг другу помогать.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. Постановка целей и задач для учащихся.

II.и III. Объяснение нового материала.

На доске нет темы урока.

Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы говорили о том, что люди имеют пять чувств восприятия. Разные чувства дают нам разные виды информации. Сейчас нам предстоит разгадать кроссворд, а разгадав его, мы не только повторим пройденный материал, но и узнаем ключевое слово, это и будет тема урока. (Раздать карточки с кроссвордом.) Воспроизвести кроссворд с правильными ответами, с помощью мультимедийного проектора (рисунок 1).

Рисунок 1 – Кроссворд

Информационная минутка

– Чем компьютер помогает людям?

– Где он применяется?

В ходе диалога анализируются и обобщаются (последнее слово должно быть за учителем) ответы учащихся, акцентируется их внимание на том, что компьютеры сегодня мы видим в банках (прежде всего для выполнения сложных расчетов), на вокзалах (чтобы подучить информацию о расписании поездов и ценах на билеты), в библиотеках, в больницах и т.п.

– Когда же впервые заговорили о создании вычислительной техники?

История создания средств цифровой вычислительной техники уходит в глубь веков. Она увлекательна и поучительна, с нею связаны имена выдающихся ученых мира. Историки сходятся во мнении, что именно Леонардо да Винчи был одним из первых, кто задумал о необходимости создания устройств для облегчения вычислений (рисунок 2).

Рисунок 2 – Леонардо да Винчи

Работы по созданию ЭВМ после второй мировой войны велись и в СССР. Так, в 1948 году Сергеем Александровичем Лебедевым был предложен первый проект отечественной цифровой ЭВМ, а первые образцы ЭВМ появились через несколько лет (рисунок 3).

Рисунок 3 – Первый проект отечественной цифровой ЭВМ

В настоящее время ЭВМ можно классифицировать по следующим видам (рисунок 4)

Рисунок 4 – Классификация ЭВМ

Более подробно мы сегодня остановимся на изучении персональных компьютеров. Существуют следующие разновидности ПК: настольные, портативные, карманные (рисунок 5,6,7).

Рисунок 5 – Настольный компьютер

Рисунок 6 – Портативный компьютер

Рисунок 7 – Карманный компьютер

Физкультминутка (музыкальное сопровождение)

Мы руками поведем –

Будто в море мы плывем.

Раз, два, три, четыре –

Вот мы к берегу приплыли,

Чтобы косточки размять,

Начнем наклоны выполнять –

Вправо, влево, вправо, влево.

Не забудем и присесть –

Раз, два, три, четыре,

На счет пять – за парты сесть.

Зачем же, по вашему мнению, нужен компьютер? (рассуждения учащихся).

Раздать карточки

Все эти задания аккуратнее, точнее и быстрее можно выполнить с помощью компьютера, если умело использовать все его основные элементы. (Показать учащимся, как это можно сделать и воспроизвести при помощи проектора).

– Из чего же состоит наш компьютер?

Современный персональный компьютер имеет пять основных узлов. Кроме того к компьютеру можно подключить любое дополнительное электрическое или электронное оборудование.

Системный блок – это главное устройство компьютера. Системный блок содержит всю электронную начинку компьютера, его « мозг». Основными элементами системного блока являются процессор (выполняет программы, состоящие из команд) и память (хранит данные и программы) (рисунок 8).

Рисунок 8 – Системный блок

Звуковые колонки, с помощью этого устройства компьютер воспроизводит звук.

Рисунок 9 – Звуковые колонки для компьютера

Клавиатура – устройство для ввода данных в компьютер. С помощью клавиатуры в компьютер вводят текстовую информацию и команды. Клавиатура компьютера – близкая родственница клавиатуре пишущей машинки, только клавиш у неё больше. Клавиатура имеет следующие клавиши: алфавитно-цифровые, функциональные, управляющие клавши и клавиши дополнительной клавиатуры (рисунок 10).

Рисунок 10 - Клавиатура

Остальные два основных устройства учащиеся разбирают самостоятельно (ребята делятся на две группы, каждой группе раздается текстовая информация об одном из устройств, они в течение 2-3 минут готовятся и излагают, написанный текст одним из способов передачи информации: устно, жестами, остальные учащиеся должны догадаться, о каком устройстве идет речь «Экран и мышь») (рисунок 11,12).

Рисунок 11 - Экран

Рисунок 12 – Мышь

Монитор компьютера– это устройство для отображения информации, выводимой из компьютера. Монитор похож на телевизор. Человек получает от него несколько видов визуальной информации: текстовую, графическую, видео. Монитор так и называют – устройство вывода.

Мышь– устройство ввода информации в компьютер. Мышь – это небольшая коробочка с двумя или тремя клавишами. Её легко удержать в руке. Вместе с проводом для подключения к компьютеру это устройство действительно напоминает мышь с хвостом.

Физкультминутка (музыкальное сопровождение)

Чтоб здоровья нам набраться –

Надо спортом заниматься.

Чтобы сильными расти –

На зарядку – раз, два, три.

Руки на пояс, ноги шире…

Наклоны вперед – Раз, два, три, четыре.

Ноги вместе, руки вниз,

Прыгай на месте и садись.

IV.Работа на ПК

( напомнить учащимся о правилах работы за компьютером)

Задание 1

Все школьники получают по рисунку с изображением основных устройств компьютера. Надо записать, где какое устройство, используя клавиатуру и мышь. Затем дать возможность учащимся исправить ошибки.

Задание 2

Тест

Тест предназначен для проверки знаний учащихся по теме «Основные устройства компьютера»

1.Устройство ввода текстовой информации:

  • Клавиатура

  • Монитор

  • Звуковые колонки

2.Основные устройства компьютера:

  • Мышь, сканер, монитор

  • Монитор, клавиатура, системный блок, мышь, звуковые колонки

  • Принтер, монитор, клавиатура

3.Основной блок компьютера:

  • Монитор

  • Мышь

  • Системный блок

4.Устройство отображения информации:

  • Монитор

  • Клавиатура

  • Звуковые колонки

V. Подведение общего итога урока.

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать:

  • Кроссворд. Повторили пройденный материал.

  • Познакомились с основными устройствам компьютера. Напомните мне их.

  • Физкультминутка. Отдохнули.

  • На практике поработали с клавиатурой (клавишами ввода данных), практически освоили работу с мышью (один щелчок).

VI. Домашнее задание.

Знать основные узлы компьютера, а поможет вам в этом кроссворд. Раздать листы с кроссвордом.

  1. В компьютере его называют системный …

  2. Устройство похожее на телевизор.

  3. Основное устройство для ввода информации.

  4. Похожа на серенького зверька с хвостиком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью курсовой работы является разработка методики преподавания темы «Компьютер» в 5 классе.

В исследовании была проанализирована психолого-педагогическая, методическая и учебная литература; определены роль и необходимость изучения компьютера, также в работе представлена методическая разработка, которая может быть использовании на уроках информатики в общеобразовательной школе.

Сегодня в средствах массовой информации можно встретить достаточно много статей о преимуществе раннего обучения информатике, начиная с детского сада, и ни у кого не возникает вопросов, почему этот предмет не прописан отдельной строкой в базисном учебном плане, готовы ли дети, учителя к воспитанию и передаче информации. В некоторых школах данный предмет вводится, начиная с пятого класса, и на то есть свои причины. Введение предмета информатики в начальных классах предоставляет возможности рассказать детям о компьютере, показать весь спектр его возможностей, подготовить детей к работе на ЭВМ.

При изучении компьютера у детей формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений. Важным моментом на уроке информатики является сама методика преподавания, чтобы не просто познакомить ученика с компьютером, а также научить ребенка активно использовать его в процессе работы.

Информатика как предмет развивается и укрепляет свои позиции, начинается внедрение этого предмета на все ступени образования. Всё это находит своё отражение в новом государственном общеобразовательном стандарте.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5 классе, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет в 5 классе. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.

Информатика в настоящее время – одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

Метод (от гр. methodos - «исследование») – это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

В результате преподавания темы «Компьютер» на уроке информатики в 5 классе школы № 47 получены следующие результаты:

– у учеников сформированы первоначальные представления об устройстве компьютера, способах работы на нем;

– родителями отмечается существенное развитие общей осведомленности учащихся, а также их мыслительных и коммуникативных способностей, и, как следствие, совершенствование их умения ориентироваться в окружающем мире;

– обучение началам информатики вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента общеучебных умений и навыков учащихся 5 класса, формирование которых является одним из приоритетов среднего общего образования;

– отмечается рост информационной активности детей, под которой понимается эмоциональная, интеллектуальная и практическая готовность ребят включиться в информационную деятельность в учебной среде.

Все это, в конечном результате, способствовало эффективному усвоению темы урока. Таким образом, поставленные цели работы были достигнуты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ [Текст]: учебник для вузов / Э.Д. Днепров. – М.: Дрофа, 2014, 164 с.

2.Ершов, А.П. Основы информатики и вычислительной техники [Текст]: учебник для вузов / А.П. Ершов. – М.: Просвещение, 1985. Ч. I.

3.Ершов, А.П. Основы информатики и вычислительной техники [Текст]: учебник для ссузов / А.П. Ершов. – М.: Просвещение, 1985. Ч. II.

4.Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебник для вузов / Н. В. Макарова, Г.С. Николайчук, И.В. Симонова, Ю.Ф. Титова. – СПб.: Питер, 2013. – 274 с.

5.Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] / Н.В. Макарова, Г. С. Николайчук, И.В. Симонова, Ю. Ф. Титова. – СПб.: Питер, 2013. – 380 с.

6.Каймин, В.А. Научные основы и методика преподавания информатики [Текст] : метод. рекомендации для учителей и студентов педвузов / В. А. Каймин. – Псков: «Бизон», 2011. – 159 с.

7.Кузнецов, А.А. Основные подходы к разработке стандарта школьного образования по информатике [Текст] : учеб. для вузов /А.А. Кузнецов. – М.: Атлет, 2012. – 384с.

8.Кушниренко, А.Г. Основы информатики и вычислительной техники. Пробный учебник для средних учебных заведений. 2-е изд. [Текст] : учебник для ссузов / А.Г. Кушниренко. – М.: Просвещение, 2013. – 312 с.

9.Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Текст]: учебник для вузов / В.С. Леднев. – М.: Высшая школа, 2013. – 224 с.

10.Лукоянова, М.А. Непрерывное обучение информатике в школе компьютерной грамотности [Текст] : учеб. для ссузов / М.А. Лукоянова. – Спб.: Питер, 2012. – 96 с.

11.Макарова, Н.В. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. 5 класс [Текст] / Н.В. Макарова. – СПб.: Питер, 2013. – 238 с.

12.Моисеев, Н.Н. Алгоритмы развития [Текст] : учеб. для вузов /Н.Н. Моисеев. – М.: Палитра, 2012. – 376 с.

13.Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для 5 класса [Текст] : учебник для вузов /А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский, Е.В. Линецкий и др. – М.: Просвещение: Московские учебники, 2013.– 254 с.

14.Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 5 класс. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. – 380 с.

15. Пчелко А.С. Математика в 3 классе [Текст] : учеб. пособие /А.С. Пчелко. - 3-е изд., испр. - СПб. - [др.]: Лань, 2014. – 371 с.

16. Пышкало А.М. Средства обучения математике [Текст] : учеб. для вузов /А.М. Пышкало. - Ростов - н/Д.: Дон, 2012. - 264 с.

17.Семакин, И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе [Текст] : учебное пособие / И.Г. Семыкин. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 416 с.

18.Угринович, Н.Д. Информатика и ИК. Учебник для 5 класса [Текст] : учебное пособие / Н.Д. Угринович. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2014. – 205 с.

19.Уваров, Н.Н. Информатика и информационные технологии. Учебник для 5 класса [Текст] / Н.Н. Уваров. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2012. – 512 с.

20.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование [Текст] / Министерство образования Российской Федерации. – М.: 2014. – 266 с.

21.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование [Текст] / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2013. – 221 с.

22.Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Электронный документ] // http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/bup.doc – 31 с.

23.Школа «2000» Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы: Выпуск 1 [Текст] / Под ред.А.А. Леонтьева. – М.: Баллас, 2013. – 208с.

 

37

 

Просмотров работы: 1064