СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДАВЛЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СПАСАТЕЛЯ МЧС - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ДАВЛЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СПАСАТЕЛЯ МЧС

Курманканов Э.Б. 1
1Нацональный исследовательский Томский политехнический университет Институт неразрушающего контроля
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аппарат дыхательный со сжатым воздухом для пожарных и спасателей гражданской авиации предназначен для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от вредного воздействия непригодной для дыхания токсичной и задымленной [1] газовой среды при тушении пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ на авиационной технике, в зданиях, сооружениях и на производственных объектах. Дыхательные аппараты на сжатом воздухе надежны и просты в эксплуатации, при работе исключена опасность кислородного голодания, вдыхаемый атмосферный воздух имеет нормальную температуру и влажность, имеет сравнительно низкую стоимость эксплуатации.

Важнейшим условием безопасности спасателя является предупреждение его о допустимом оставшемся времени работы. Это время зависит от остаточного давления сжатого воздуха в баллоне. Для этой цели в дыхательном аппарате спасателя предусмотрен сигнализатор остаточного давления. После срабатывания сигнального устройства запас воздуха в баллоне (баллонах) обеспечивает 10-12 минут для выхода из непригодной для дыхания среды. Сигнальное устройство считается исправным, если звуковой сигнал включается при снижении давления воздуха в баллоне (баллонах) до 4,9 ... 6,3 МПа. Давление воздуха в баллоне спасатель проверяет по показанию манометра аппарата, открыв и закрыв вентиль баллона (баллонов) при выключенном легочном автомате.

При заправленном баллоне и открытом вентиле манометр должен показывать давление в баллоне не менее 24,5 МПа.

В таблице 1 приведены технические характеристики отечественных и зарубежных [2] дыхательных аппаратов. Из таблицы видно, что сигнальное устройство срабатывает во всех моделях при остаточном давлении в баллоне в диапазоне от 4,5 до 7,0 МПа

Таблица 1

Технические характеристики отечественных и зарубежных дыхательных аппаратов

Обозначение аппарата

Кол

балло

нов шт.

Вмести

мость

баллона, л.

Габаритные размеры, мм не более

Масса не более,

кг

Сигнальное устройство, МПа (кгс/см2)

Фирма производитель

E-mail

ПТС "Авиа"-140 М

1-2

4,0

БК-4-300С

650x280x200

8,5

5,0...6,2 (50...62)

[email protected]

[4]

ПТС «Профи»

705x280 х190

8,7

5,0...6,0 (50...60)

АП "Омега" 1

1-2

7,0

БГ-6,8-30,4 НПО "Поиск

670х280х215

9,6

4,9 … 6,3

(49….63)

АО Кампо[email protected]

АП "Омега"- Север

790х320х 220

15,8

5,0…7,0

(50….70)

АО Кампо

[email protected]

Drager Bg 4 Plus

1

5,5

595x 450 x 185

15,5

4,5...55 (45...55)

[email protected]

Dräger PSS® 7000 Bodyguard

1

6,8

-

12

5,3

(53)

[email protected]

ПТС «Базис-168 М»

1

6,8

БК-7-300С

670х290х220

12,3

5,0...6,2 (50..62)

[email protected]

АП-98-7К

1

6,8

R-EXTRA-5/PTS

700х300х200

15,9

5,3

(53)

ООО «Сопос»

http://48516.ru.all.biz

АИР-98МИА-130

1

4,0-

690x300x170

8,5

5,0...6,2 (50...62)

ООО “Пожтехсервис”

[email protected]

Принципиальная схема и принцип действия сигнальных устройств большинства действующих дыхательных аппаратов.

Сигнальное устройство предназначено для контроля по манометру давления воздуха в баллоне и для подачи звукового сигнала свистком об исчерпании рабочего запаса воздуха.

Сигнальное устройство (рис. 1) состоит из корпуса 1, манометра 2 с облицовкой и прокладкой 3, штока 4, запорного кольца 5, регулировочных шайб 6, пружины 7, вставки 8, уплотнительных колец 9 и 10, свистка 11 и уплотнительной шайбы.

Сигнальное устройство работает следующим образом. При открытом вентиле баллона [3] воздух под высоким давлением поступает через штуцер шланга высокого давления в полость А и через канал в полость Б, к которой подсоединены манометр и свисток. Манометр показывает непосредственно величину давления воздуха в баллоне. Под воздействием высокого давления шток 4 сжимая пружину 7, уплотняется по шайбе 12. Воздух в свисток по капиллярному отверстию в штоке не поступает. По мере уменьшения давления воздуха в баллоне в процессе эксплуатации и, соответственно, давления на шток, пружина перемещает последний вверх, открывая капиллярное отверстие штока. Воздух поступает в свисток, вызывая устойчивый звуковой сигнал. Регулировка давления срабатывания свистка производится при помощи регулировочных шайб 6.

Рис. 1. Сигнальное устройство

Проведя анализ конструкции и принципа действия типового сигнального устройства дыхательного аппарата спасателя, можно отметить существенный недостаток - наличие подвижных частей, как в самом манометре, так и в сигнальном устройстве.

В результате механических воздействии (ударов, тряски) может произойти повреждение подвижных узлов механизма. Воздействие высоких и низких температур, высокой влажности окружающей среды может привести к заклиниванию подвижных частей сигнализатора и выводу его из строя.

Для повышения надежности сигнального устройства дыхательного аппарата спасателя необходимо провести исследования и разработать конструкцию с минимальным числом подвижных узлов. Наилучший вариант конструкции сигнализатора - сигнализатор без подвижных узлов.

Список литературы

1. Аппарат дыхательный [Электронный ресурс]. URL: http://www.pto-pts.ru/support/pdf/re_avia.pdf. (дата обращения: 29.02.16).

2. Характеристика дыхательных аппаратов [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.org/1-60559.html (дата обращения: 29.02.16).

3. Сигнальное устройство [Электронный ресурс]. URL: http://lib.podelise.ru/docs/1533/index-6658-11.html?page=3 (дата обращения: 29.02.16).

4. Дыхательный аппарат со сжатым воздухом ПТС "Профи" [Электронный ресурс]. URL: http://www.pto-pts.ru/about/impressum.php (дата обращения: 29.02.16).

Просмотров работы: 1441