ИГОРЬ ПЕТРОВ. ХУДОЖНИК-РОМАНТИК - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИГОРЬ ПЕТРОВ. ХУДОЖНИК-РОМАНТИК

Куимова К.М. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,

Только художник на всем чует прекрасного след»

АфанасийАфанасьевич Фет

Игорь Вадимович Петров – современный петербургский художник, профессор Института имени И. Е. Репина мастер пейзажной картины, виртуозный пленэрист и превосходный живописец, чьи полотна можно встретить в Государственном Русском музее, музее Дирекции Министерства культуры России, Музее русского искусства второй половины XX века, Научно-исследовательском музее Академии художеств РФ.

Родился Игорь Вадимович в Ленинграде 1951году. С раннего детства художника окружал весь цвет российской науки, спорта, балета (Н. Дудинская, О. Шелест), известные музыканты и художники 50-60-х годов - друзья его знаменитых дедов. Один – Петров Валентин Александрович – выдающийся советский ученый – радиолог и рентгенолог. Во время войны он сконструировал передвижную рентгеновскую установку, которая спасла на фронте много жизни, а позже основал первую в СССР кафедру биомеханики спорта в институте имени П. Ф. Лесгафта. Его пример труженика, бескорыстного энтузиаста своего дела, всесторонне образованного и подлинно интеллигентного человека был у Игоря перед глазами в детстве и юности. Другой (двоюродный) дед – знаменитый советский скульптор Николай Васильевич Томский, президент Академии художеств. «Меня восхищала его трудолюбие, работоспособность и постоянный творческий поиск. Несмотря на все регалии, он был удивительно прост и скромен. Внимательно относился он к моим занятиям рисунком, поддерживал желание заниматься творчеством» – вспоминал Петров. В его художественном воспитании принимали участие друзья семьи – живописец М. А. Клешар - Самохвалова и Александр Николаевич Самохвалов. Особенно близки дед и бабушка были с семьей известного художника В. Ф. Подковырина, а его жена – ученица М. Бобышева, театральный художник Г. С. Яхонтова – готовила Игоря Вадимовича к поступлению в СХШ. И в 1963 году началось профессиональное образование Игоря Вадимовича в классе А. Н. Гурина. Затем был Институт имени И. Е.Репина (мастерская под руководством проф. В. М. Орешникова). В творчестве живописца главенствует пейзаж, раскрывая незаурядность его личности и интеллекта. Пейзаж для художника – микрокосм, выражение своей философии, отношения к жизни, мироощущения, эстетических пристрастий и, конечно же, влюбленности в красоту.

И. В. Петров, питомец Петербургской Академии Художеств,- адепт реализма, вечного и безальтернативного костяка изобразительного искусства. Элементы отвлеченной декоративности редки на его полотнах; он скупо прибегает к ним, что неизменно создает сильный и оригинальный эффект. Известен трюизм ,что истинный художник не фотографирует натуру, а создает новую реальность, обретающую самостоятельную жизнь на полотне. Есть и другой трюизм: художник творит красоту в меру своего таланта. Однако создает неповторимую и чарующую реальность по силам только большому художнику. Тут, кроме всего прочего, нужен безошибочный выбор темы и то эфемерное состояние души, интеллекта и таланта, которое зовется вдохновением. Этим состоянием пронизано большинство полотен мастера. Идя в своих пейзажах или сюжетных вещах от натуры, живописец очень редко ограничивается только пленером. Тем не менее, даже самые фантастические из его картин, плод тщательных поисков в студии, производят впечатление удивительно свежих и живо схваченных природных явлений.

Творчество Петрова многогранно: он свободно обращается к пейзажу, портрету, натюрморту и сюжетному полотну. Но его излюбленной формой остается пейзаж. Перед зрителем разворачивается вереница видов Петербурга и его исторических окрестностей, вместе с художником они наслаждаются картинами Тавриды, смотрят старинные ведуты Европы, восхищаются экзотическими контекстами или декорациями вне пространства и времени.

Искусство автора отличает высокий уровень профессионального мастерства и яркая индивидуальность художественного стиля. Трепетность живописной ткани, светоцветовое изящество палитры, лиризм и музыкальность звучания образов – характерные особенности живописной манеры автора. Игорь Петров мастер фактуры. Акварельная нежность и глубина лессировок на одних холстах сменяются на других энергичной пастозоностью и тектоническими изломами живописного слоя. Сюжетная конкретность у Петрова символична, однако это не внушаемый образ, а ненавязчивое повествование.

Творческая свобода, легкость письма, несомненно, – итог блестящего образования, пристального изучения наследия любимых им мастеров русской и европейской школы и, конечно, уроков общего великого учителя - Природы.

Игорь Петров – поэт-романтик. Это и определяет содержание его творчества. Автор отталкивается не от внешнего повествования, а от погруженности во внутренний мир собственных чувств и ощущений. И именно они, чувства, наполняют произведения внутренней светлой энергией, настроением, вдыхают в них жизнь, создают то, что называется «душой». Эта трепетная радость и легкая печаль и пленяют зрителя.

В серии "Мой Петербург" город предстанет в авторском преломлении: поэтичным, светлым и возвышенным, а порой - меланхоличным и даже пронзительно драматичным. В этом городе все будничное, мелкое, минутное словно растворяется в лазури полутонов и цветовой вязи.

Лирические мотивы пригородных дворцов с ностальгическими реминисценциями образуют прелестную серию картин «Тени минувшего». В них – ощущение какой-то таинственной, мистической связи с тем прекрасным, что давно и безвозвратно исчезло, но живет в нашей душе. Эта аура и стилистика отчасти созвучны традициям мирискусников.

В серии «Гений места» – мотивы, вдохновившие автора в Венеции, Брюгге, Эворе, Толедо и других местах. Художник чутко воспринимает и передает их дух, тайну, историю и красоту. Атмосфера этих пейзажей завораживает одухотворенностью и колористическими достоинствами.

Игорь Петров – блистательный мастер пленэра и великолепный знаток античного Причерноморья, исторической, археологической и мемуарной литературы Крыма – создает серию картин «Моя Таврида», в которой словно заново открывает зрителю древние города, памятники, восхитительную красоту края.

Эти виртуозно написанные, напоенные солнцем и ветром работы покоряют лучезарной атмосферой, чувством радости и полёта.

Романтизм «исторических» натюрмортов Петрова отражает его художественные пристрастия, изысканный вкус и кругозор. Предметы любовно подобраны и изучены автором и погружают во внутреннюю сущность мира вещей.

Портреты и этюды открывают другие грани его творческой индивидуальности, подтверждая высокую культуру живописи и блестящий профессионализм автора.

Игорь Петров – яркое явление на небосклоне современного изобразительного искусства.

Его творчество – это симфония мастерства, фантазии и высокой художественной культуры - наследие прошлого и послание будущему.

Восторг художника перед красотой и совершенством мироздания, его размышления о гармонии неизменно передаются зрителям, независимо от степени их искушенности в искусстве.

Список используемой литературы:

1) Игорь Петров. Души изменчивой приметы. – СПб., 2012.

2) Души изменчивой приметы. Выставка произведений живописи Игоря Петрова. – Электронный ресурс: http://www.nimrah.ru/exhibitions/old/268/

3) Красота в гармонии. – Электронный ресурс: http://imagejournal-lj.livejournal.com/19908.html

4) Художник Игорь Петров. Дождливый черно-белый Петербург. – Электронный ресурс: http://blog.filologia.su/post139344888/

5

Просмотров работы: 1038