ИСКУССТВО ПОСТМОДЕРНИЗМА: ТАТУ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСКУССТВО ПОСТМОДЕРНИЗМА: ТАТУ

Мурадов Р.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Татуировка как массовое явление

С татуировкой сегодня происходит та же история, что и с граффити: она меняет своё место в современной культуре и превращается из искусства в понимании субкультуры в искусство для более широкой аудитории. Искусство коллекционируемое, искусство, к которому часто обращаются художники, дизайнеры одежды и кураторы.

В этом и заключается новое место татуировки и её значение в современной культуре, если сравнивать, например, с началом прошлого века – взаимосвязь между татуировкой и модой становится двунаправленной: татуировка и её визуальный язык влияют на моду и дизайн сегодня в той же степени, в какой происходит и обратное влияние. Сегодня татуировки становятся равноценным феноменом более широкой культуры, включающей в себя те же моду, граффити, дизайн и так далее – и дизайн татуировок можно анализировать в контексте стилистических предпочтений времени, места или определённого контингента людей.

Один из недавних прецедентовв этой области – весенняя коллекция Maison Martin Margiela

Мода обращалась к татуировке и татуировщикам не раз – от татуированных моделей, использования стилизованных татуировок в дизайне или даже коллаборациями с татуировщиками. Этот же случай показателен именно тем, что коллекция, с одной стороны, стирает грань между искусством и модой и использует произведения искусства как основу своих объектов, обыгрывая в них витражи архитектора Фрэнка Ллойда Райта, принты дизайнера ткани начала века Рауля Дюфи – и, помимо всего прочего, татуировки Нормана Кита Коллинза. Фактически, тем самым эти предметы искусства утверждаются как равноправные – то есть татуировки Коллинза признаются искусством в той же мере, что и витражи Райта.

Татуировка и её связь с искусством

Татуировка в западном мире имеет долгую связь с искусством – и, как упоминает тату-критик Макс Лоддер в своей статье, ещё сто лет назад в газетах рассуждали о татуировке как об особом искусстве, а в лондонской газете Stand Magazine в 1897 году появляется упоминание об Англии, Японии и США как центрах художественной татуировки. Ещё сто лет назад короли, графы и остальная британская аристократия выбирают себе самые сложные татуировки как с визуальной точки зрения, так и с точки зрения технологической — иначе говоря, ещё в начале прошлого века татуировки анализируют с точки зрения того, насколько они являются искусством. Медиа освещает экспертные вопросы, проводит интервью с татуировщиками, делает обзоры лучших студий.

В 1970-годы в Америке медиа объявляет новый расцвет татуировки – потому как в татуировку приходят мастера, которые имеют художественное образование. В то же время татуировка понемногу перемещается в музеи – сначала как художественный акт (то есть в качестве перформанса): знаменитый татуировщик Спайдер Уэбб выполнил порнозвезде Анни Спринкл татуировку на ступенях МОМА в то время как татуировка была запрещена в Нью-Йорке. Чуть позже, в 1977 году, Рут Мартин, художник и ключевая фигура американского татуировочного андерграунда, набивала татуировки и показывала свои работы в музее современного искусства в Париже в рамках десятой парижской биеннале. И чем дальше, тем больше людей — и в том числе экспертов из художественной среды – признают татуировку как модное, общепринятое и высокохудожественное искусство.

За почти 150-летнюю историю татуировки в западном мире она фактически никогда не была уделом одних только преступников, моряков и шлюх, как принято считать — просто в этих сообществах она была распространена наиболее широко. Искусствовед и тату-критик Мэтт Лоддер анализирует газетные статьи столетней давности и приходит к выводу, что («People always say the same thing about tattoos») татуировки никогда не были уделом только моряков да байкеров — их всего лишь так воспринимало медиа и создавало этот миф, транслируя одни и те же слова что в статьях за 1908 год в Нью Йорк Таймс, что в статьях за 2003-й

Татуировка в современном мире

При этом отрицать изменения в этой сфере было бы, наверное, глупо. Сто лет назад татуировка не была так широко распространена как сейчас — и вообще, за всю свою историю, никогда она не была распространена так широко, как сейчас. Татуировки делает все больше и больше людей сегодня – и они становятся все более разнообразными. Татуировка сильно меняется последние годы – и особенно сильно она поменялась в эпоху интернета. Если до интернета татуировка представляла собой скорее локальное ремесло – с преобладающими местными темами, стилями и трендами, глобализация стирает эти границы. Заслуга интернета не только в глобализации – его главная заслуга в том числе и в доступности информации о возможностях и способах нанесения татуировки. Интернет превращается в онлайн-каталог искусства татуирововки – и предоставляет неплохие возможности для маркетинга и раскрутки.

Татуировкой начинают заниматься все, кому не лень — и после разочарования 2000-х, связанного с появлением огромного количества студий сомнительного качества, к середине и особенно конце 2000-х в татуировку приходит огромное количество дизайнеров и художников (за неполным списком можно обратиться к книге Forever: the new tattoo, например). При этом, уходя в татуировку, они не оставляют своих привычных занятий – и татуировка начинает восприниматься как еще одно средство выражения – наравне с дизайном, живописью или, например, граффити. Здесь можно немного порассуждать о мастерстве и технике – если раньше татуировка осваивалась годами как ремесло, то теперь нет-нет да и встретишь художников, в чей адрес летят упреки, что они еще не научились правильно держать машинку, а уже вовсю забивают тела желающих.

Интерес публики и татуировкам от мастеров, работающих в других направлениях искусства – а особенно тех из них, кто выставляется, известен и вовсю продает свои работы – растет, и это констатирует, например, создатель журнала Sang Bleu Максим Буши в одном из своих интервью. Важным следствием всего этого становится появление новых жанров татуировки и интересных экспериментов в этой области: если двадцать лет тому назад татуировщики должны были выучить множество разных стилей, чтобы продемонстрировать свое мастерство, то в нынешнем торжестве постмодернизма это оказывается не обязательным: работы Fuzi UVTPK по своей стоимости оказываются соизмеримы с классиками японской татуировки, и количество татуировочников, которые делают маркетинг на собственной идентичности и собственном уникальном стиле, продолжает увеличиваться.

Татуировка сегодня формально и визуально разделяет определение ремесла и искусства — при этом, конечно же, она сильно отличается от того, что мы привыкли понимать под искусством. Татуировки нельзя купить и продать, как картины, хотя некоторые,например Кейт Мосс, умудряются это делать, зарабатывать их приходится кровью и болью, татуировки меняются со временем и стареют в той же мере, что и тела, на которых они сделаны – а в конце этого пути рано или поздно отправятся вслед за своим хозяином в могилу.

Вопрос стоимости татуировки художника, который недавно поднимала Кейт Мосс, был решен еще восемь лет назад. В 2006 году бельгийский художник Уим Делвой набил татуировку на спине добровольца, Тима Стейна (название художественного произведения – «Тим, 2006»), и подписал ее. Спустя два года работа была продана немецкому коллекционеру искусства за €150,000, которые поделили между собой художник, владелец татуировки и музей, который продал работу коллекционеру. По договору, владелец татуировки должен показывать кожу несколько раз в году, а после смерти завещает свою кожу коллекционеру. И в этом контексте уместно задать вопрос о том, должна ли татуировка стать искусством которое будет передаваться следующим поколениям — или ее ценность состоит в том, что она умрет вместе со своим владельцем.

Одну из татуировок Кейт Мосс ей сделал художник Люсьен Фрейд, который умер в прошлом году. В интервью журналу Vanity Fair Мосс предложила выставить свою татуировку на продажу — буквально устроить пересадку кожи коллекционеру за несколько миллионов, так как это «оригинальный Фрейд».

Выставок татуировок при музеях становится все больше с каждым годом — более того, главные мировые тату-студии по примеру AKA Berlin начинают работать как полноценные выставочные пространства и открывать свою издательскую программу. Ближайшее важное событие в области татуировки как современного искусства случится в мае этого года — когда в престижном Музее набережной Бранли в Париже откроется выставка «Татуировщики, татуированные» на тему татуировки как собственно современного искусства. Выставка будет включать в себя работы, созданные специально для этого события художниками с мировыми именами, дизайны костюмных татуировок на ткани и объемные репродукции татуировок с живых моделей.

Среди отечественных примеров разговора о татуировке как о современном искусстве можно отметить введение в журнал «Garage» 2011 года — где появляются дизайны татуировок от Дэмиана Херста, Джеффа Кунс, Динос Чэпмен и Ричарда Принса — с цитатой от пионера концептуального искусства Джона Балдессари «Больше никаких скучных татуировок на моем теле» и татуировкой бабочки в интересном месте от того же Дэмиана Херста на обложке журнала.

Выводы

По сути, чтобы ответить на вопрос, является ли татуировка искусством, необходимо решить другой связанный с ним вопрос — что же представляет собой искусство. Если мы говорим об искусстве в его узком значении — в частности, высоком искусстве, то татуировку к нему едва ли можно будет отнести. Либо сюда относится ограниченное количество татуировок в мире, которые создаются художниками как собственно художественный акт — но при этом по меткому замечанию Максима Буши, нужно не забывать, что единственная существенная заслуга последних — это «превращать плохие татуировки в хорошее искусство».

Если мы расширяем понятие искусства до более собирательного понятия, куда входит и уличное искусство, и графический дизайн, и, например, высокая мода — а критерием оценки добавим признание экспертным сообществом (и вспомним, что сегодня любой объект, помещенный в музей современного искусства, отчасти превращается в современное искусство), то татуировка им, безусловно является.

А чтобы завершить статью, можно вспомнить остроумный ответ татуировщика Fuzi UVNPK на вопрос о том, почему его портаки являются искусством. На это, напоминаем, он ответил – «мои татуировки являются искусством, хотя бы потому что ты меня спрашиваешь, искусство ли это».

5

Просмотров работы: 974