ПЕРФОРМАНС – КАК НОВЫЙ ВИД ТЕАТРА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕРФОРМАНС – КАК НОВЫЙ ВИД ТЕАТРА

Порядина Н.О. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Перфо́рманс (также употребительное название – перфо́манс, англ. performance – исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом.

Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства.

Впервые слово «перформанс» было применено к своему произведению-действию композитором Джоном Кейджем в 1952 году, исполнившим на сцене «4′33″» (4 минуты 33 секунды тишины). В афише этого концерта значилось — перформанс. Перформанс родился из уличных выступлений футуристов, клоунады дадаистов, театра Баухауза. Появление перформанса связано с проблемами живописи авангарда: преодоление живописного пространства картины, выход к конструкции как основная тенденция авангардного искусства.

Как направление искусства перформанс возник в 1960-е годы. Я решила кратко обозначить творчество ярких представителей этого явления в странах Европы и Росии.

Ив Кляйн (род.в1928 году во Франции) - художник-новатор, одна из наиболее значительных фигур послевоенного европейского искусства. Блестящий шоумен, Кляйн представляет в искусстве двадцатого столетия новую тенденцию, согласно которой личность художника важнее его произведений. Для выставки в IrisClertGallery в апреле 1958 Кляйн решил показать пустоту — «LeVide» («Вакуум»). Он убрал все из галерейного пространства, за исключением большого шкафа, покрасил все поверхности белым, затем установил сложную процедуру входа в день вернисажа. Окно галереи было закрашено синим, синий занавес висел в вестибюле, рядом стояли гвардейцы в синем. Более 3000 человек были вынуждены стоять в очереди, чтобы посетить пустое пространство.

Герман Нитш (род.в 1938 году в Австрии) является одним из основателей «венского акционизма». Кровь – великая сила, особенно в искусстве, в чем убежден художник Нитш. За своиперформансы он трижды попадал в тюрьму, однако не считает это своими главными фигурами в искусстве перформанса, да и в искусстве вообще. 69-летний Герман Нитш шокирует людей своими работами с 1960-х годов. Вместо красной краски он использует кровь; заклания животных для него – неотъемлемая часть творческого процесса, подчас напоминающего древние кровавые ритуалы. Центральная тема его работ – религия.

Крис Бурденрод. В 1946 показал серию провокационныхперформансов, в которых идея личной опасности как средства художественного выражения была центральной. Его наиболее известная работа этого времени — перформанс «Выстрел» (1971), в котором левая рука художника была прострелена при помощи ассистента с расстояния около пяти метров. Бурдена отправили к психиатру после этого произведения.

Марина Абрамович (род.в 1946 году в Белграде) — югославская художница. С 1976 года живет в Амстердаме. Ее перформансы — это уже «классика жанра». Одна из ее известных ранних инсталляций «Отношения в пространстве»(1976). Полностью раздетая художница и её возлюбленный, немецкий художник Улай, изображали свободные отношения, терзая друг друга на глазах зрителей.

Чтобы проверить пределы связи между перформансистом и зрителями, Абрамович создала один из своих наиболее сложных и известных перформансов. Себе она отвела пассивную роль, действовать предстояло публике. Абрамович разместила на столе 72 объекта, которыми люди могли пользоваться как угодно. Некоторые из этих объектов могли доставлять удовольствие, тогда как другими можно было причинять боль. Среди них были ножницы, нож, хлыст и даже пистолет с одним патроном. Художница разрешила публике в течение шести часов манипулировать ее телом и движениями. Поначалу зрители вели себя скромно и осторожно, но через некоторое время, в течение которого художница оставалась пассивной, участники стали агрессивнее. Абрамович позднее вспоминала: «Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить. Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния».

Инсталляции Абрамович иногда вызывали шок у зрителей ( в 1988 году один из зрителей упал в обморок). В 1997 году Марина Абрамович получила престижную премию «Золотой лев» за работу «Балканское барокко» — художница перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии.

В России наиболее известен своими акциями политической направленности Пётр Павленский .

«Шов». Свою первую акцию Пётр Павленский провёл 23 июля 2012 года в поддержку участниц панк-группы "ПуссиРайот" судебный процесс над которыми в это время проходил в Москве. Зашив себе рот суровой ниткой, Павленский в течение полутора часов стоял в одиночном пикете в Санкт-Петербурге у Казанского собора, держа в руках плакат с надписью: «Акция PussyRiot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (Мф. 21:12—13)».

«Туша». 3 мая 2013 года Пётр Павленский провёл художественную акцию протеста против репрессивной политики властей в РФ, получившую название «Туша». Ассистенты Павленского принесли нагого, завёрнутого в многослойный «кокон» из колючей проволоки художника ко входу в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Полусогнутый, неподвижный и безмолвный художник лежал в этом «коконе», никак не реагируя на реплики и действия окружающих. Сотрудники полиции освободили его от пут проволоки при помощи садовых ножниц. Позже Павленский дал такое пояснение своей работе: «Череда законов, направленных на подавление гражданской активности, запугивание населения, неуклонно растущее число политзаключённых, законы об НКО, законы 18+, цензорские законы, активность Роскомнадзора, законы о пропаганде гомосексуализма — всё это законы не против криминала, а против людей. Ну и последний закон об оскорблении чувств верующих. Поэтому я провёл такую акцию. Человеческое тело голое, как туша, на нём ничего нет, вокруг него проволока, изобретённая для охраны домашнего скота. Эти законы, как проволока, удерживают людей в индивидуальных загонах: все преследования политических активистов, «узников 6-го мая», государственные репрессии и есть метафора этого загона из колючей проволоки. Всё это делается, чтобы превратить людей в надёжно охраняемый безвольный скот, который может только потреблять, работать и размножаться».

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что все художники, в каком бы веке и стране они не жили, пытались вызвать у зрителя самые острые чувства, что позволяет и в наши дни давать их перформансам не однозначную оценку.

Чтобы наиболее точно понять суть явления перформанс я решила сравнить его с похожим направлением постмодернизма и театром.

Перформанс—современная форма акционистского искусства,направленная на активизацию архетипов коллективного бессознательного публики. По сути, перформанс — современная форма спонтанного уличного театра.

( перформанс Елены Ковылиной)

Хэ́ппенинг (или хе́ппенинг, англ. Happening) — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария. Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем.

Здесь нет ни сценария, ни примерного плана поведения, никто из участников не может знать заранее, как будет развиваться событие и когда оно закончится. Все абсолютно непредсказуемо. Хеппенинграссчитан исключительно на импровизацию в высшей степени абсурда. Цели, как таковой не выдвигается, так главное, что должно быть достигнуто в ходе хеппенинга — это некие взаимоотношения со зрителем, который необычайно активно должен включатся в данную художественную игру, причем эти взаимоотношения, как правило, вызывали нестандартную реакцию, но не столькен78 шокирующую, как в перформансе. Нет в хеппенинге так же и намека на персонажность и авторство.

Пример такого «случая»: На сцену выходит дирижер, кланяется, поднимает палочку, занавес опускается; появляются два трубача. Они начинают дуть в трубы, из которых вылетают резиновые рукавицы, разлетающиеся над залом. На сцене появляется мужчина во фраке, подходит к фортепиано, ударяет по очереди по всем клавишам, потом перекрашивает инструмент в белый цвет. Далее выходит ребенок с отцом и матерью. Мать (или отец) купает ребенка, одевает его, оставляет на сцене с игрушками. Конец зрелища наступает тогда, когда ребенок, которому надоела игра, уходит со сцены. Самым выдающимся после Кейджа американским «хеппенингистом», который и дал название этому типичному зрелищу, считается Алан Капроу. «Хеппенингисты» предлагают идентифицировать жизнь и сцену, утопическое соучастие зрелища и зрителя, зрелища и действительности — сочетание актерской работы и втянутой в игру публики.

Они уничтожают литературный текст, сохраняя при этом только сценарий как основу для импровизации, а также предпочитают не традиционные зрительные залы, а «органическую» среду — улицу, мастерскую, церковь, сарай, хлев, погреб, горы, морской берег и тому подобное. «Хеппенингисты» акцентируют такие средства выразительности, как гипербола, гротеск, грубость в речи, жесте, мизансцене. В хеппенинге нет «героя», есть только ряд жизненных ситуаций. Наиболее популярный технический термин хеппенинга — коллаж (нагромождение вещей, участников, эпизодов) и «деколаж» — деструкция и уничтожение аксессуаров, скандал и нарушение моральных и эстетических норм.

Хеллоуин – это очень веселый хеппенинг, когда с утра до вечера все (даже на работе) ходят в маскарадных костюмах, загримированные и угощают друг друга конфетами. Вечером принято ходить по домам и просить сладкое. Дети ходят от дома к дому и говорят хозяину "Treatortrick". To есть: или давай угощение или будем шалить. Это, конечно, не более чем формальность. Иногда дети ничего не говорят или просто не успевают сказать, так как им сразу же дают в руки конфеты, пряники и мелкие деньги. Если хозяин дома желает, чтобы к нему заходили, он кладет перед своей входной дверью на крыльцо обычную, но довольно большую тыкву (pumpkin), которую перед этим разрезает пополам, вынимает внутренности и вставляет внутрь пустой тыквы горящую свечку. Сбоку у тыквы вырезаются отверстия в виде глаз и рта, и вечером в темноте, когда пламя свечки подрагивает, кажется, что тыква живая. В Хэллоуин все друг друга разыгрывают и веселятся от души. Это такой местный аналог нашего Нового Года.

Театр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.

Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды: драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др. Во все времена театр представлял собой искусство коллективное; в современном театре в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра, участвуют художник-сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры, костюмеры, гримеры, рабочие сцены, осветители.

Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, — с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны.

Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы. Однако обрядовые действа сами по себе ещё не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается там, где появляется зритель, — он предполагает не только коллективные усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей.

Я попыталась сравнить 3 эти направления в таблице:

 

Цель

Роль

Главное

Художник и процесс

Контроль художника

Сценарий

Исход и время

Зритель

Перформанс

Художественная, идейная

Перфомансер переживает преложеннуюсамим собой роль

Художник, его тело

Художник участвует в процессе

Художник контролирует процесс

Имеет не четкий сценарий

Известен примерный исход и его время

Участие зрителя обязательно

Театр

Художественная,Вызвать рефлексию у зрителя

Артист вживается в роль

Эстетичность, жизнь актера в произведении

Художник(автор) не участвует в процессе

Актер действует по заранее составленному сценарию

Имеет сценарий

Исход и время известны

Зритель не участвует

Хеппенинг

Ничего конкретного не выделяют

Нет ролей и персонажей

Преодоление границ между художником и зрителем

Художник участвует

Художник контролирует ситуацию не полностью

Сценария нет

Исход и время неизвестны

Зритель участвует активно

В этой работе я попыталась дать оценку явлению современности — перформансу и сравнить его с похожим стилем второй половины XX века - хеппенингом и зрелищным видом искусства - театром. В процессе работы стало понятно, что постмодернизм это состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до -постмодернистскоемискусство, а также массовую культуру этой эпох. А театр — вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств. Театр обусловлен традициями еще древних времен и обладает собственной спецификой — отражение действительности. Моей целью было показать сходство и различие этих явлений. Проводить более детальный анализ на конкретных примерах я не решилась. Каждый из этих видов искусства специфичен и интересен по-своему. Они обладают разной идеологией, разными средствами донесения ее до зрителя, участием зрителя в процессе и т. д. Можно ли называть перформанс искусством? Мне кажется на этот вопрос ответит только искусство новейшего времени. Закончить я хотела бы словами Лизы Морозовой : «Перформанс – искусство свободных и для свободных. Он дышит где хочет – проявляет себя во все времена, для него нет законов и границ».

Литература:

1. Гниренко Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства.

2. Взаимосвязи: Театр в контексте культуры: Сборник научных трудов / Редкол. С. К. Бушуева, Л. С. Овэс, Н. А. Таршис, предисл. С. К. Бушуевой. – Л., 1991.

3. Родина М. Т.Театр // БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.

4. Интернет-ресурс [ru.wikipedia.org/]

13

Просмотров работы: 1895