ТВОРЧЕСТВО ФРИДЕНСРАЙХА ХУНДЕРТВАССЕРА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТВОРЧЕСТВО ФРИДЕНСРАЙХА ХУНДЕРТВАССЕРА

Жданова Р.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Фриденсрайх Хундертвассер – один из самых известных и получающих все большую популярность архитекторов ХХ века, создатель новой эстетики. Этому человеку удалось стать счастливым гением - его признали при жизни. Более того, ему совершенно не нужно было преодолевать терни чиновничьих препон или непонимания критиков. Для его работ муниципалитет выделял деньги и столичные земли, его картины стремительно раскупали ценители. Работая как художник, Ф. Хундертвассер реализовал свои авангардные идеи, насыщенные экологическим смыслом в арт-акциях, архитектуре, графике. Он называл себя доктором архитектуры - то есть врачом, лечащим больное зодчество. Вся жизнь его была связана с философским переосмыслением и преобразованием среды обитания человека и архитектурного сооружения как основного элемента этой среды. Архитектура «для всех» в общих чертах одинакова для всего цивилизованного мира: это большая коробка, изнутри разделенная по строгому плану. И всегда находились люди, восстающие против этого однообразия. Фриденсрайха Хундертвассера называли и безумцем, и гением — но сказать, что его архитектура буднична или неинтересна, неспособен никто.

Будущий великий архитектор родился в Вене в 1928 году. Мать растила его одна, ведь отец умер почти сразу после появления мальчика на свет — мальчика по имени Фридрих Стовассер. Чтобы хоть как-то обезопасить своего ребенка от цепких лап нацистов, Стовассера посвящают в католическую веру. В 1943 порядка 69 родных семейства Стовассеров становятся жертвами холокоста…

Активное развитие творческой натуры тогда еще Стовассера началось уже после войны. Позже юное дарование поступило в Академию изящных искусств Вены, правда, его хватило лишь на 3 месяца. Хундертвассер считал природу лучшим учителем. В 1949 он отправился в путешествие: Северная Италия, Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилия, Париж. Постепенно он отходит от влияния Гауди и Шиле и приходит к собственному самобытному стилю — и решает сменить имя. Настоящее имя Фридрих Штовассер. Свой псевдоним художник образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто – Hundert). Придуманное им для себя имя – переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает богатый миром). Фриденсрайх Хундертвассер говорил на семи языках, побывал во множестве стран, даже шутил, что только на Антарктиде не был. В Японии, к примеру, он изучал традиции и основы японской живописи. В африканских странах — народное творчество. Именно в этих поездках зародился интерес к орнаментальности и декоративности в изображениях и связь искусства с природой в работах художника и архитектора.

Так началось путешествие в поисках себя, в поисках идеального дома. И это странствие оказалось длиною в жизнь, такой же яркой, пестрой, разрушающей все каноны, сметающей все правила и ровные линии, как и его неординарные, брызжущие энергией и цветом картины, почтовые марки, эмблемы, монеты, гербы, плакаты, знамена и, конечно, же они, домики из сказки, рассказанной Хундертвассером, и по мановению волшебной палочки выросшие в реальности, наперекор всем архитектурным канонам.

Главная идея, которую на протяжении всей своей жизни проповедовал архитектор, — неразделимость природы и цивилизации. Все, что освещают лучи солнца, все, что обдувает ветер, — принадлежит природе. И окружение человека, города и дома, точно так же являются ее собственностью. Дома не должны выбиваться из природы, а уничтожать растительность преступно. Из этого вытекает и следующая мысль. В природе нет прямых линий, обилия углов, одинаковости. Это есть только во враждебных ей творениях человека. Каждый дом должен, во-первых, иметь хотя бы что-то общее с природой — к примеру, иметь специально оставленные места для роста деревьев или особое покрытие крыши, где может расти трава. Во-вторых, очень важны окна, не меньше, чем глаза у человека: они создают «выражение» дома, придают ему индивидуальность. А значит, окна непременно должны быть разными, отличающимися друг от друга. И по зданиям, созданным Хундертвассером, это прекрасно видно: на фасаде может вовсе не быть двух одинаковых окон. Архитектор утверждал: для людей неестественно жить в одинаковых зданиях-коробках. Дом должен быть уютным, безопасным, полным радости и обязательно полностью подходящим своему владельцу. А значит, прекрасно, если каждый жилец украсит свой кусочек фасада, и дом станет куда веселее. Все эти теории нашли свое воплощение.

В разных странах мира можно встретить 37 зданий, построенных по проектам Хундертвассера. Среди них – жилые дома, церкви, детские сады, бассейны, промышленные предприятия. Их отличает характерный для архитектора нетрадиционный стиль.

Самое известное здание, созданное по проекту Хундертвассера, было построено совместно с архитектором Йозефом Кравиной в 1983–1986 годах; официальное его название «Дом Хундертвассера-Кравины», но редко кто называет его иначе, чем «Дом Хундертвассера». Именно в этом строении максимально воплощены идеи, о которых много лет говорил Хундертвассер. Здесь нет прямых углов и линий, зато есть в общей сложности примерно 250 кустарников и деревьев (как на фасаде и крыше, так и внутри помещений). Здесь нет симметрии, зато есть поражающее воображение многообразие окон (отличающихся друг от друга по размеру, форме и расположению). Здесь нет серости бетона, зато есть орнаменты из ярких глазурованных плиток. По завершении строительства архитектор заявил, что это творение настолько великолепно, что он отказывается от гонорара: достойной платой стало уже то, что на этом месте не стоит что-нибудь уродливое.

Дом Хундертвассера – одна из достопримечательностей Вены, и жизнь в нем крайне дорогая. Тем не менее, ни одно помещение (а здесь располагаются 52 квартиры и 4 офиса) не пустует с момента открытия дома для заселения. Дом — представление красок и цвета. Фасад дома расчерчен ассиметричными четырехугольниками, глазурованная плитка как элемент декора, окна разных форм и размеров, неровные стены и полы, лестничный пролеты словно лесная тропинка. И всю эту красоту венчает растительность всех оттенков зелени. В этой сказке Хундертвассера, как в русской народной про рукавичку места найдется всем: и лягушкам в пруду, и ниспадающему водопаду, и деревьям в комнатах и на крыше, и людям в квартирах. Окошки каждой из квартир увенчаны маленькими коронами, ибо каждый в своем доме хозяин и король.

Комплекс «Лесная спираль» по своей форме очень напоминает улитку, а разукрашенные в разные цвета стены, изогнутый плавающими линиями фасад и 1048 окон неповторяющихся размеров и форм создают впечатление сказочного домика. Из некоторых окон растут деревья, а жильцы являются “арендаторами” этих зеленых соседей - согласно договору аренды они обязаны ухаживать за ними. Этот 12-этажный жилой комплекс, построенный в «биоморфном» стиле, включает в себя 105 комфортабельных квартир и уютный внутренний двор, в котором есть яркие детские площадки, искусственные озера, фигурные дорожки и мостики, магазины, парковка и аптека. Волнистая крыша дома усеяна зелеными насаждениями из пышных деревьев и цветов. Внутренний интерьер каждой из квартир уникален и продуман до мелочей. Те, что расположены вдоль крыши здания, - округлены по углам, повторяя главную идею фасада.

Даже религиозный объект проектировал Хундертвассер. Церковь Святой Варвары в штирийском Бернбахе он реконструировал в конце восьмидесятых. Храм получился не чопорным, а ярким, радостным, близким природе и человеку. Традиционное низкое длинное здание, с прямоугольной колокольней и остроконечным шпилем, подчиняясь гению мастера превратилась в место паломничества туристов. Благодаря ему церковь стала абсолютно нестандартной, яркой, красочной и жизнеутверждающей. Внешние стены здания покрыты керамической плиткой, купол в виде золотой луковицы, разноцветная черепица на крыше, окна неправильной геометрической формы, колонны изогнуты и рельефны. Свою главную идею, о том что «прямая линия безбожна и безнравственна», и в природе нет прямых линий, творец реализовал в полной мере. Он лично принимал участие в работах по реконструкции внутреннего двора и прилегающей территории, создав дюжину экуменических арок, соответствующих 12 мировым религиям над входами.

Хундертвассер стал настоящим революционером в мире архитектуры. Он рьяно объявил бой точным линиям и правильным геометрическим пропорциям. В многочисленных манифестах и эссе отстаивал право каждого индивида на самовыражение, утверждая, что люди не обязаны жить в одинаковых бетонных "коробках", а вправе самостоятельно выбирать, как будет выглядеть их дом. "Озеленяя" свои дома, Хундертвассер пояснял, что хоть как-то стремиться вернуть природе территорию, которую люди у нее забрали. Всё творчество Фриденсрайха Хундертвассера было ярким и насыщенным, не похожим на традиционное искусство. Необыкновенные по композиции и энергетике картины, разноцветные самолёты, причудливые почтовые марки, книжный дизайн, различные плакаты, монеты, флаги и дома, возникшие в реальности вопреки всем архитектурным канонам. Отличительной чертой творчества Ф. Хундертвассера были любовь к природным формам и плавным линиям. Фриденсрайх Хундертвассер не являлся архитектором по образованию, но создал новое и самобытное архитектурно-декораторское направление. Его работы не поддаются обычной логике архитектора и инженера: неровные полы, квартиры с разным уровнем высоты потолков, детали из разных стилевых направлений, наполняющие интерьеры этих домов и деревья-квартиросъёмщики, которые не спутаешь ни с чем другим. Работы Ф. Хундертвассера стали любимыми объектами экскурсий туристов. В родной Австрии его называют не иначе, как «Мастер», а спроектированные им музей и здание Хундертвассер Хаус, являются одними из самых известных достопримечательностей старой Вены.

Жизнь Хундертвассера была такой же дерзкой и нетрадиционной, как его творчество, оставаясь яркой и необычной до самого конца. Даже смерть застала его в 2000 году не на больничной койке, а в Тихом океане, на борту пассажирского лайнера «Queen Elisabeth I». Похоронили гения архитектуры в Новой Зеландии в «Саду счастливых умерших».

Список используемой литературы:

  1. Журнал «Вокруг света». Статья «Королевство кривых окон». №6 (2741), Июнь 2002 г. С. 109.

  2. Ранд. Г. «Хундертвассер», перевод: Борис Л. А., редактор: Хлебнова Т. И., М. - изд. «Арт-родник», 2010 г.

  3. Фриденсрайх Хундертвассер и его Сказочные дома. – Электронный ресурс: http://lifeglobe.net/blogs/details?id=702

5

Просмотров работы: 686