СТРИТ-АРТ. ИСКУССТВО ГРАФФИТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТРИТ-АРТ. ИСКУССТВО ГРАФФИТИ

Кубкина О.Л. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тема стрит-арта сегодня как никогда актуальна как для критиков, рецензентов, специалистов по оформлению культурной среды города, так и просто для ценителей изобразительного искусства. Пик его развития пришёлся на начало 2000-х годов. В настоящее время стрит-арт уже завоевал свою нишу в городской среде.

Особенность этого вида искусства состоит в его беспрецедентной доступности; ведь, чтобы увидеть уличную композицию, человеку не нужно идти в галерею или на выставку. Стрит-арт украшает внешний вид старых городских стен, строительных заборов, заброшенных строений и даже целых заводских корпусов. Другое дело, какую идею, смысл и энергетику несут эти художественные композиции. Практика показывает, что подчас стены являются не «подиумом» для интересных цветовых и композиционных решений, а просто тренировкой (можно сказать и больше: нервным выплеском эмоций) для дилетантов и любителей порисовать.

Стрит-арт – искусство эмоциональное. Мало кого оставят равнодушным творения художников: кто-то возмущается — опять эта «мазня», кто-то с интересом рассматривает картины, пытаясь понять смысл послания автора. Многие восхищаются оригинальностью, нестандартным подходом, юмором, буйством красок.

Цель данной работы – раскрыть специфические черты стрит-арта как феномена современной культуры.

Задачи работы:

- охарактеризовать историю развития уличного искусства с момента его возникновения до начала XXI века;

- раскрыть жанровое многообразие искусства стрит-арта на современном этапе;

- выявить эстетические проблемы и противоречия, связанные с бытованием данного вида искусства в городской среде.

Стрит-арт, или уличное искусство, уже завоевало крупные города, не только европейские, но и всего мира. В качестве синонима термина «уличное искусство» (стрит-арт, street art) используют термин «граффити» (graffiti), хотя между ними существует некоторое противопоставление. Термин «граффити» обозначает те работы, которые создаются инкогнито, имеют оттенок вандализма и ассоциируются с «загрязнением» внешнего вида города. Термин «уличное искусство», наоборот, имеет более позитивное значение. Во втором случае художник переосмысливает пространство и придает ему посредством своих работ новый смысл. Сейчас разница между этими терминами весьма тонкая и зачастую состоит только в уровне провокации зрителя.

Считается, что родиной «уличного искусства» является Бронкс (богатый район Нью-Йорка). Одни исследователи считают, что стрит-арт обязан своим возникновением уличным бандам, отмечавшим в 1960-70-х годах границы своей территории с помощью специфических знаков, наносимых чаще всего аэрозольной краской. Другие связывают его появление с городскими подростками-хулиганами, которые оставляли на стенах «никнеймы» (от англ. nicknaim – прозвище, кличка). Наиболее распространёнными носителями подобных надписей стали вагоны нью-йоркского метро, благодаря чему новый вид графики распространялся чрезвычайно быстро. Явление это было настолько экспрессивным, что некоторые современники даже стали выделять его в отдельное направление «Subway Art» (от англ. subway – метро), получившее своё название непосредственно от самого носителя. В последствие «никнеймы» стали именоваться граффити; именно они дали толчок к бурному развитию стрит-арта, или уличного искусства. Со временем, как и любое другое направление искусства, стрит-арт обогащается новыми идеями и жанрами, материалами и техниками. Есть работы, выражающие идеи экстремальных молодёжных субкультур (скинхэдов, эмо, панков, рэперов и др.). Но много и таких, которые так или иначе выражают протесты против классового разделения, против войн и массовой манипуляции сознанием людей. В любом случае задача того или иного объекта стрит-арта – донести до зрителя некий посыл, заставить задуматься. Мисс Тик и Блек ле Рет.

С 1968 года граффити начинает своё развитие во Франции. Здесь появление нового направления было связано с социальным кризисом, вылившимся в демонстрации, а затем и в массовые беспорядки. В Ситуационистском интернационале, организованном философом Ги Дебором ещё в 1957 году, формируются идеи противостояния «капиталистической машине», утилитарному урбанизму и «обществу спектакля», базирующемся на принципах потребления навязываемых рекламой товаров и услуг. В эпоху тотального контроля массмедиа городское пространство, являясь единственной свободной площадкой для высказывания, избирается не столько профессиональными художниками, сколько студентами, активно участвующими в протестных движениях. 1970-е годы во Франции характеризуются распространением абсурдистских критически настроенных граффити-лозунгов, иронично «постёгивающих» власть.

Быстрота изображения «спреем» обусловила возможность тиражирования одного и того же образа, позволяя транслировать свои идеи наиболее масштабно. Так появился новый жанр в уличном искусстве, основанный на технике трафарета, с помощью которой, создавая многоразовый шаблон, художник, подобно принтеру, практически «забивает» город своими сообщениями. Наиболее показательными художниками того времени можно по праву считать французов Мисса Тика и Блека ле Рета, последний из которых неоднократно заявлял о себе как о пионере в технике Stencil Art (с англ. stensil – «трафарет»).

Илл.1. Мисс Тик и Блек ле Рет:

Трафареты не такие масштабные, как граффити. По предмету изображения различаются трафареты-лозунги, представляющие собой чистый текст, и трафареты-рисунки. По манере изображения и по некоторые трафареты-рисунки ближе всего стоят к плакатному искусству. Содержание трафаретов разнообразное. Это могут быть прямые послания к конкретным лицам, или к обществу в целом, имеющие характер лозунга или протеста, что в полной мере относится к упомянутым выше Миссу Тику и Блеку ле Рету. Существуют примеры своеобразных монологов автора, - как бы размышлений вслух.

Социально-политическую протестную линию Мисса Тика и Блека ле Рета во Франции продолжают Жерар Золотикамиен и Эрнест Пиньон-Эрнест; их работы отличаются необычайной пластичностью и образностью.

Илл.2. Жерар Злотикамиен:

Шепард Фейри. Бэнкси.

В 1990-е годы впервые стало известно имя молодого американского художника Шепарда Фейри, связывающего свой цикл граффити «Оbey» (с англ. - подчиняйся) с культовым фильмом 1980-х гг., повествующем о «зомбировании» людей рекламой.

По манере исполнения работы Фейри близки к стилю плакатного искусства.

Илл.3. Шепард Фейри:

В те же годы мир узнал имя легендарного Бэнкси. Вокруг его биографии велось множество споров; его личность долгое время не была установлена. Согласно самой распространённой версии, настоящее имя художника – Роберт, или Робин Бэнкс; родился он в 1974 году в Редленде (Бристоль, Великобритания).

Бэнкси – один из самых таинственных и загадочных представителей уличного искусства. Граффити Роберт увлёкся в 1990-х гг. Постепенно его работы становятся всё более масштабными. Его творчество, включающее граффити, трафареты и скульптуры, привлекает антивоенной и остросоциальной направленностью, смелостью и вызовом власти; оно призывает к свободе и миру. Бэнкси выработал оптимальную композицию, сочетающую в себе стилизованное изображение и иронизирующий лозунг. В силу многих причин работы художника считаются незаконными, поэтому он вынужден скрывать свою личность.

Международная известность пришла к Бэнкси после того, как он тайком разрисовал стены Британского музея, сотрудники которого только через несколько дней заметили поддельные «наскальные рисунки». После этого художник умудрился разместить свои работы на берегу Иордана, не обращая внимания на выстрелы со стороны израильтян.

лл.4: Бэнкси

Постеры

В 1980-х годах художники стрит-арта заимствуют у мастеров плакатного творчества тиражирование посредством широкоформатной печати. Так появились новые жанры уличного искусства - постер и стикер. Постер представляет собой художественно оформленный плакат, используемый в рекламных, или декоративных целях (чаще с изображением музыкантов, актёров, спортсменов). Такие художники, как Кавс, взаимодействуют с рекламными носителями посредством модификации постеров на автобусных остановках и рекламных билбортах.

Илл.5. Кавс. Постеры:

Стикеры

Стикеры, как и постеры, часто используются в коммерческих целях для оформления реклам различных продуктов. Слово стикер (от англ.stick – «прилипать») переводится как «наклейка». Они представляют собой изображения, отпечатанные на специальной бумаге и обработанные клеящим составом, который способен удерживаться практически на любой поверхности и не поддаётся разрушительному действию атмосферных явлений.

Первые стикеры и сам термин появились в 1985 году в Германии. Их выпускали в виде листов и небольших рулонов тонкой бумаги, которые имели специальный клеевой слой. В то время они нарезались уже после печати и не всегда были удобными. Стикерами также долгое время принято было называть почтовые марки. Их особенно активно печатали в 1910-1920-х гг. XX века, когда очень стремительно стали развиваться авиапочтовые услуги. В Нидерландах, например, такие стикеры появились впервые в 1926 году, а уже в 29-м Всемирный союз установил нормы по дизайну таких наклеек: они обязательно должны иметь синий цвет и надпись на французском языке («PAR AVION»).

Илл.6. Почтовые марки начала XXв.:

В настоящее время стикеры изготавливаются на самоклеящейся плёнке. Изображения на них может быть персонажем, товарным знаком компании, псевдонимом художника, рисунком, отображающим его мировоззрение или какую-либо идею.

Илл.7.Стикеры в рекламе:

Современное уличное искусство настолько разнообразно, что его трудно заключить в какие-то рамки. Жанровое и стилевое многообразие стрит-арта практически безгранично, каждый художник выражает себя, как может. И не только художник: творить может любой желающий, даже тот, кто не имеет специального образования. По-прежнему присутствуют социально-политические протестные мотивы, такие, как противостояние несправедливой власти и классовому неравенству; наряду с протестным направлением активно развивается «чистое» уличное искусство, главная цель которого - создание оригинальных художественных композиций. Кроме граффити, постеров, трафаретов и стикеров, художники украшают среду мегаполиса с помощью огромных настенных росписей (муралей), инсталляций, проецирования видеокартин на здания и пустыри. К стрит-арту некоторые относят и творчество уличных музыкантов, и различные перфомансы, и флеш-мобы. Но больше всего здесь, конечно, художников. Граффити-никнеймы остаются популярными в среде экстремальных молодёжных субкультур, использующих в них своеобразную символику.

Илл.8. Граффити-баттл:

Помимо расширения жанровой составляющей, стрит-арт, благодаря влиянию профессиональных художников, вбирает в себя всё многообразие стилей современного искусства постмодерна: от гиперреализма до экспрессионизма и сюрреализма.

Изменяется и жанр граффити. Теперь это не только зашифрованные имена, но и целые картины. Так, португальский художник Серхио Одейта (род. в 1974г.), работающий в стиле гиперреализма, использует технику анаморфоза (создания оптических иллюзий).

Илл.9. Серхио Одейта:

Свои оригинальные реалистические композиции в жанре граффити создают американские уличные художники Кэвин Петерсон, Шон Йоро, Джеймс Буллоф, портретисты Дэвид Уолкер и Эль-Мак.

Илл.10. Эль-Мак:

Илл.11.Джеймс Буллоф:

Илл.12. Дэвид Уолкер: Илл.13. Шон Йоро:

Мурали.

Во многих мегаполисах муниципальные власти используют уличное искусство в качестве декора к городской среде. Этой цели могут служить самые разные жанры стрит-арта. Самыми востребованными стали граффити и мурали. Мурали – ещё один жанр уличного искусства, отличающийся от предыдущих достаточно большим форматом произведений. Крупные панно, покрывающие целые здания или участки промзон, требуют много времени и большого количества расходных материалов на своё создание, а также специальной подъёмной техники и других приспособлений. Кроме того, для реализации подобных работ необходимо разрешение городских властей.

Примером этого жанра может служить работа итальянского художника Агостино Якурчи, украшающая фасад здания на Гончарной набережной в Москве. Якурчи создаёт яркие, многослойные изображения на стенах и холстах, вдохновляясь событиями обыденной жизни и окружающей среды. С 2008 года он рисует на фасадах зданий в крупнейших городах Европы, участвует в выставках и фестивалях в Японии, Корее, Тайване и США.

Илл.14. Агостино Якурчи

Художники из украинского «дуэта» под названием «Interesni Kazki» создают монументальные сюрреалистичные картины на фасадах зданий от Лос-Анджелеса до Буэнос-Айреса.

Илл.15. Украинский дуэт «Interesni Kazki»:

В Большом Афанасьевском переулке в Москве команда художников Zuk Club, известная уличными портретами выдающихся людей, создала портрет Михаил Афанасьевича Булгакова (см. илл. 16).

Илл.16:

Уличные художники нестандартно подходят и к выбору материалов для своих работ. Удивляет своими идеями голландец Стефан де Кроок, использующий выброшенные двери, что делает его технику близкой к коллажу. Автору не нужна краска, - ведь двери уже имеют свой цвет; остаётся только подобрать подходящие фрагменты.

Илл.17. Стефан де Кроок:

Уличный художник из Австралии Буфф Дисс создаёт свои произведения с помощью клейкой ленты. Дисс начал свою деятельность на улицах родного Мельбурна; постепенно география его работ расширилась. Композиции из цветного скотча выглядят более чем оригинально.

Илл.18. Буфф Дисс:

Не так давно появилась техника «вязаного граффити» - окутывания зданий, сооружений или предметов вязаной тканью с графическими узорами (см. илл.19).

Илл.19. Вязаное граффити:

Используется стрит-арт и в качестве социальной рекламы. Так, выбрать профессию полицейского новозеландскую молодёжь призывает работа уличного художника. Призыв звучит так: «Ты можешь сделать что-нибудь экстраординарное. Стань полицейским» (см. илл.19).

Илл.20:

Некоторые исследователи полагают, что в будущем развитие получат два пласта стрит-арта: один – маргинальный, наполненный протестными идеями и вызовом власти; другой – вполне лояльный, многожанровый, служащий украшением городского пространства и арт-галерей.

Стикеры в настоящее стали использоваться дизайнерами как элемент настенного декора.

Илл.21. Стикеры в интерьере:

Как показывает практика, авторами «уличных композиций» часто становятся не профессиональные художники, а любители; рисунки на строениях или на заводских корпусах для них – это просто способ выплеснуть свои эмоции, выразить свои мысли. Известно немало случаев, когда стрит-арт переступает границы искусства и переходит в вандализм. Однако это не даёт нам оснований лишать данное направление права на существование, так как целая плеяда уличных художников уже показала свой высокий профессиональный уровень. Работы таких известных художников, как Бэнкси, выставляются на аукционах Sothebys. Сегодня проводятся фестивали стрит-арта с массовым расписыванием стен, оформлением промзон и парковых территорий. Поэтому стрит-арт остаётся одним из самых противоречивых направлений в современном искусстве. О нём ведутся многочисленные дискуссии. До сих пор не решён ряд вопросов: «на каких площадках и на какой срок может размещаться рисунок?»; «гармонирует ли та или иная идея художника с окружающими постройками?»; «где должна проходить грань между искусством и вандализмом?»; «может ли реклама быть частью экспозиции?». Эти и другие вопросы недавно обсудили на «круглом столе» в Москве в Центре международной торговли.

По словам председателя Московского комитета архитектуры Татьяны Гук, в ближайшее время необходимо разработать для стрит-арта специальную методологию, позволяющую развивать этот вид искусства с учётом мнения экспертов и горожан, а кроме того, позволит разграничить искусство и вандализм. По поводу возможности существования рекламы в граффити-рисунках выступил руководитель Департамента СМИ и рекламы Иван Шубин: «Реклама не может в этом случае нести никакой художественной ценности по умолчанию, ведь она преследует только одну цель – продвинуть какой-либо продукт на рынке. И если граффити рассматривать как культурный объект, то реклама в нём не может быть уместной».

Журналист и блоггер из Нью-Йорка Каролина А.Миранда написала статью о стрит-арте в известном американском журнале современного искусства «ARTnews». Этот журнал издается с 1902 года в 120 странах и является влиятельным медиа в мире искусства. Издание впервые за долгое время опубликовало подробный материал об уличном искусстве, что, безусловно,

говорит о возрастающем интересе мирового арт-сообщества к этой теме. Каролина А. Миранда пишет: «Размышляя о стрит-арте, люди сразу представляют мультяшных героев или конструктивистские узоры, бесконечное число символов различных стрит-художников, незаконно красующихся во всем мире. Но тенденции меняются. Сейчас молодые художники переходят от бесконечного неосмысленного теггинга к более концептуальным насыщенным смыслом, абстрактным и объёмным работам.

Уличное искусство больше, чем «детище граффити»: оно содержит культурно - историческую ценность». Следует заметить, что концептуальность появилась в уличном искусстве ещё в 70-х гг. в упомянутых работах французских авторов Мисса Тика и Блека ле Рета. Их социально-политические идеи продолжили француз Жерар Злотикамиен и американцы Шепард Фейри и Роберт Бэнкс.

Можно с уверенностью сказать, что «Стрит-арт» уже имеет собственную историю развития, различные жанры и стили выражения, формы и способы выполнения, многообразные материалы.

Из всего сказанного следует вывод, что современное «уличное искусство» вполне заслуживает своего признание. Стрит-арт сегодня необходимо изучать как оригинальный творческий и коммуницирующий в городской среде фрактал культурного пространства.

Данный вид искусства и сегодня продолжает развиваться и приветствуется с большим энтузиазмом.

Библиография.

  1. Artcontext. Портрет художника с необычной стороны. – Электронный ресурс: www.artcontext.info

  2. Архитектурный совет города Москвы.– Электронный ресурс: www.archsovet.msk.ru

  3. Искусство улиц Парижа. – Электронный ресурс: paris.zagranitsa.com

  4. Клепнёва, В. Стрит-арт. Искусство или вандализм? // Международная студенческая электронная научная конференция. Институт искусств и креативных технологий МГГУ им. М.А.Шолохова. – Электронный ресурс: www.scienceforum.ru

  5. Кудряшов, И.«Стрит-арт как феномен современной культуры: проблема генезиса и семиотические особенности сообщения. – Электронный ресурс: www.philologi.nsc.ru

  6. Самутина, Н, Запорожец, О. «Стрит-арт и город». – Электронный ресурс: soclabo.ord

  7. Стрит-арт в Берлине. – Электронный ресурс: ArtKurator.ru

  8. Стрит-арт на улицах наших городов. – Электронный ресурс:www.interesnoff.ru

  9. «Стрит-арт сегодня» (лекция-презентация). – Электронный ресурс: theoryandpractice.ru

  10. Стрит-арт, уличное искусство, граффити. – Электронный ресурс: Art-assorti.ru

  11. Стрит-арт, уличное искусство, граффити. – Электронный ресурс: www.art-assorti.ru

  12. Экстремальное искусство: стрит-арт Лондона как часть культуры. – Электронный ресурс: London.zagranitsa.com

28

Просмотров работы: 1932