Во всем комплексе мер борьбы с наркоманией на первое место естественно и логично выходят профилактические. Профилактика наркомании требует комплексного подхода в выборе программ противодействия наркоагрессии и способов их организационного и материального обеспечения, конкретных форм и методов работы в различных ситуациях, скоординированных усилий со стороны многих общественных органов и т.д., широкого фронта противодействия наркотизму.
Современная система российского образования в рамках компетентностного подхода предполагает переход от фундаментальных основ воспитания к решению частных вопросов воспитательного процесса в школе, обращение к технологиям, методам и методикам. В контексте проблемы профилактики наркомании это ставит перед нами необходимость поиска современных технологий по противодействию вовлечения несовершеннолетних в процесс употребления одурманивающих препаратов. Правовым базисом такой работы выступают Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), Государственная программа Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков" на 2013-2020 г.г., «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования до 2020 года».
В последние годы отмечается тенденция все большего омоложения возраста наркоманов как в России, так и во всем мире. При этом современная школа оказалась не готова в решению вопросов первичной профилактики, наркомании, создания условий для обучения и воспитания детей, уже оказавшихся втянутыми в процесс наркотизации, просвещения родительской общественности и защиты прав несовершеннолетних, чьи родители принимают наркотики.
Это актуализирует необходимость поиска путей профилактики наркомании среди школьников, выявления возможностей психолого-педагогического сопровождения подростков из групп риска, изучения потенциала формирования здорового образа жизни как фактора противодействия распространению наркотиков в подростковой среде.
Цель исследования – выявить педагогические условия формирования здорового образа жизни как фактора профилактики наркомании в подростковой среде.
Исследование проводилось на базе Дагестанского отделения Всероссийского Фонда «Нет алкоголизму и наркомании» В исследовании приняли участие 1200 учащихся общеобразовательной школы, подросткового возраста, 48 родителей, 60 учителей и социальных педагогов.
В ходе проведения экспериментального анализа поставленной проблемы исследованием было охвачено 1200 человек. Для диагностики состояния проблемы нами было проведено анкетирование подростков и проведение фокус-групп в двух возрастных категориях: 11-13 лет и 14-16 лет.
Анализ результатов анкетирования и фокус-групп показал, что в возрастной группе 11-13 лет 19% участников выборки имеют знакомых, употребляющих наркотики, в то время как с возрастом количество таких знакомых увеличивается: в возрастной группе от 14 до 16 лет уже 67% школьников в числе своих знакомых отмечают наркоманов.
В то же время крайне мало подростков принимали участие в программах профилактики наркомании (всего 8% в возрастной группе от 11 до 13 лет и 22% в возрастной группе от 14 до 16 лет).
Определяя наиболее эффективные технологии и методы профилактики наркомании в подростковой среде, участники исследования могли выбрать несколько из предложенных, что расширило возможности выбора в процентном соотношении. В числе таких методов наиболее эффективными были признаны:
информирование о вреде наркотиков через беседы в школах представителей Управления Госнаркоконтроля по региону (такой вариант ответа выбрали 40% участников в возрастной категории от 11 до 13 лет и 50% участников в возрастной категории от 14 до 16 лет).
социальные акции (соответственно 20% и 50% участников).
использование социальной антирекламы (соответственно 34% и 44% участников).
социальные ролики на телевидении (соответственно 32% и 34% участников).
использование социальных сетей Интернет (соответственно 3% и 32%).
Основными организаторами программ профилактики наркомании, в которых смогли принять участие школьники, выступили следующие социальные институты:
школа (в возрастной группе от 11 до 13 лет 34% и в возрастной группе от 14 до 16 лет – 15% от общего числа немногочисленных участников, охваченных программами профилактики).
Управление Госнарконтроля по региону (соответственно 64% и 57%).
молодежная общественная организация (соответственно 40% и 63%).
другие социальные институты (соответственно 15% и 3%).
Следовательно, в школах, в которой большую часть времени проводят подростки, работа по профилактике наркомании в подростковой среде, ведется весьма недостаточно. Результаты нашего анкетирования свидетельствуют о том, что основную часть работы по противодействию наркотизации учащихся ведут Управления Госнаркоконтроля по регионам и молодежные общественные организации, что приводит нас к выводу о необходимости активизации деятельности школ в этом направлении.
Анализ материалов исследования позволил прийти к следующим выводам:
1. В настоящее время практически 1/5 всех школьников соприкасаются с проблемой наркомании, так как имеют таких знакомых. Подростки старались скрыть свое знакомство с людьми, употребляющими наркотики. В возрастной группе от 14 до 16 лет ребята оказались более откровенными и практически две трети выборки признались в знакомстве с такими лицами. При этом необходимо пояснить, что речь шла даже о случайных знакомых.
2. Несмотря на столь высокие показатели по критерию знакомства с лицами, употребляющими наркотики, тем не менее, только 15% выборки (8% в группе 11-13 лет и 22% в группе 14-16 лет) участвовало в профилактических программах, что говорит о весьма недостаточной работе в указанном направлении.
3. В числе организаторов профилактических программ в дагестанской молодежной среде чаще всего выступают Управление Госнаркоконтроля по Республике Дагестан и на втором месте – молодежные общественные организации, использующие в своей работе разнообразные способы профилактики.
Материалы социального мониторинга и фокус-группы среди подростков позволили разработать следующие практические рекомендации:
1. Управлению Госнаркоконтроля следует рекомендовать активнее использовать общественные молодежные объединения в своей профилактической деятельности.
2. В качестве технологий и методов профилактической работы рекомендуется использовать просветительскую работу в школах, тренинги по профилактике, социальные акции, подготовку роликов на телевидении, музыкальные фестивали, спартакиады.
3. Эффективной стратегией профилактики наркомании является стратегия вовлечения молодежи в социально значимые проекты – помощь инвалидам, усовершенствование работы с молодежью группы риска, патриотическое воспитание, молодежные воспитательные смены в оздоровительных лагерях и другие виды деятельности, где ненавязчиво, минуя тему наркотиков, молодые люди приходят к осознанию своей гражданской ответственности, пониманию своей важности для страны, необходимости здорового образа жизни.
В ходе нашего теоретико-экспериментального исследования мы пришли к выводу, что педагогическими условиями профилактики наркомании являются специальная организация процесса формирования культуры здорового образа жизни в воспитательном процессе общеобразовательной школе, своевременная диагностика факторов социально-психологического неблагополучия подростков, формирование у подростков активной жизненной позиции и ценностного отношения к своему здоровью, создание в школе конкурирующих подростковых сообществ с собственной символикой, широкая просветительская деятельность в области профилактики наркомании с привлечением информационных технологий, создания социальных роликов, презентаций и анимационных фильмов на базе школьной телестудии, активное взаимодействие с родительской общественностью в формировании здорового образа жизни путем создания семейно-спортивного школьного клуба, проведения спортивных соревнований между семейными командами как в рамках одной классной параллели, так и между школами района, выезда на природу, участие в туристических походах в горы, повышение квалификации психолого-педагогического коллектива образовательного учреждения в области противодействия наркотизации школьников, постоянный мониторинг и психолого-педагогическая диагностика факторов риска наркотизации учащихся.
Литература:
1. Зайнулабидов Б.М., Омарова П.О. Добровольчество как фактор воспитания старшеклассников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3365-3369.
2. Магомедова С.Ш., Омарова П.О. Модель профилактики наркомании в общеобразовательной школе // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-10. С.2258-2262.
3. Омарова П.О., Магомедова С.Ш. Педагогическая профилактика зависимого поведения детей и молодежи //Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6-0. С. 386.
4. Омарова П.О., Маллаев Д.М., Магомедов Д.З., Магомедова А.Ш.Пространство диалога - путь к взаимопониманию //Материалы по проекту "Диалог дагестанских и чеченских женщин. Новые шаги навстречу" / Махачкала-Чечня-Ингушетия, 2003.