УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Одуд М.В. 1, Швыденко Н.В. 1
1Ростовский государственный строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С целью решения стратегических задач компании необходима система своевременных и достоверных показателей. Такой системой и является система сбалансированных показателей эффективности (ССП) или Balanced Scorecard (BSC) .

Система сбалансированных показателей – это система стратегического управления ресурсами организации на основе измерения и оценки ключевых показателей, которые учитывают определенные аспекты ее деятельности [1]. ССП должна охватывать все важные направления деятельности предприятия: потребители, финансы, внутренняя перспектива бизнеса, план инноваций и обучения персонала (рисунок 1).

Рисунок 1 – Система показателей Р.С. Каплана, Д.П. Нортона [2]

В основе ССП лежат так называемые «ключевые показатели эффективности», наиболее важными из них являются: объем выручки, рентабельность. На основании ранее сформированной стратегии руководство делает выводы, как развивать компанию и в каком направлении. В результате построения ССП образуются взаимосвязанные таблицы, в ячейках которых записываются показатели эффективности. После построения всех таблиц и объединения ССП с компьютерной системой производится окончательное тестирование разработанной системы и ввод ее в эксплуатацию.

На первом этапе построения ССП происходит стратегическое планирование, которое является необходимым условием для успешной работы компании. Разработка стратегии начинается с анализа среды организации (например, «SWOT-анализ»).

Второй этап включает определение стратегически важных целей компании. Затем необходимо определить для каждой из них свои факторы успеха и выбрать показатели степени достижения целей.

Последним этапом в разработке сбалансированной системы показателей является интеграция ССП в систему управления. Для каждого сотрудника формируются приборные панели менеджера.

Как показывают опросы директоров зарубежных фирм, то 57% опрошенных фирм используют ССП [3]. Что касается отечественных фирм, то сама система «ключевых показателей эффективности» пришла в практику российских компаний совсем недавно и в настоящее время, за неимением единой методики оценки ключевых показателей для российских предприятий, используется опыт зарубежных менеджеров.

Что касается применения системы ССП в строительной организации, то можно сказать, что менеджеры слишком много внимания уделяют финансовым показателям. В рамках внедрения ССП необходимо учитывать специфику деятельности строительной организации и специфику всего строительства в целом.

Учитывая текущее состояние информационных систем управления в строительных предприятиях, внедрение ССП следует ориентировать на интеграцию уже существующих методов и средств учета, анализа, нормирования и планирования в единый центр управления строительным предприятием.

Пытаясь применить концепцию ССП в строительных компаниях, можно столкнуться с особой проблемой. Владельцы и топ-менеджеры строительных компаний в виду недостатка опыта в данной системе, как правило, занимают неопределенную позицию по отношению к сложившейся ситуации. Что касается применения системы ССП в строительной организации, то можно сказать, что авторы концепции ССП много внимания уделяют финансовым показателям. В рамках внедрения сбалансированной системы показателей необходимо учитывать специфику деятельности строительной организации и специфику всего строительства в целом.

Учитывая текущее состояние информационных систем управления в строительных предприятиях, внедрение ССП должно быть направлено на интеграцию традиционных методов и средств учета, анализа, нормирования и планирования в единый центр управления строительным предприятием.

Пытаясь применить концепцию ССП в строительных компаниях, можно столкнуться с особой проблемой. Владельцы и топ-менеджеры строительных компаний в виду недостатка опыта в данной системе, как правило, занимают неопределенную позицию по отношению к сложившейся ситуации. Следует отметить, что неопределенность владельцев строительной фирмы объясняется их слабым знакомством с теорией жизненного цикла организации и отсутствием их личного опыта. Если при внедрении ССП не будет обучен весь управленческий персонал, то такая ситуация может стать угрозой для выживания предприятия.

Далее в качестве примера приведена стратегическая карта ССП для строительного концерна, выполняющего работы по строительству, реконструкции, реставрации жилья и др. объектов (рисунок 2).

Рисунок 2 – Пример формирования стратегической

карты ССП строительного концерна [4]

Проанализировав опыт внедрения ССП на зарубежных и российских предприятиях, можно выделить наличие следующих проблем [4]:

1. Выбор стратегических целей связан с трудностями по определению точного фокуса, отвечающего за результативность методики. Важно понимание цели в перспективе развития организации относительно ее ключевых достижений в будущем по финансовым и нефинансовым показателям.

2. Следует осуществлять выбор показателей на основе их связей с целями и заранее оценить их влияние на эффективность компании. Здесь необходимо исключить противоречивость показателей.

3. Необходимо учесть человеческий фактор, включающий оценку мнения исполнителей, описание процедуры поиска неудачи в случае отклонения от плановых значений. регулярность измерений и алгоритм их выполнения.

Наиболее серьезной проблемой при внедрении ССП в России является несоответствие в стандартах по составлению финансовой отчетности и проведению процедур финансового анализа в российской и зарубежной практике. Кроме того, существует факт ещё одной серьезной проблемы – обучению внедрения ССП. А именно, в российской практике не редки случаи, когда обучение происходит в виде семинаров продолжительностью в несколько дней. За несколько дней можно получить только общие понятия по ССП, но не разработать полноценную стратегию и ключевые показатели достижения стратегических целей.

Внедрение ССП в российских компаниях имеет свою специфику: отсутствие во многих компаниях регулярного менеджмента, полной и достоверной информации, необходимой для принятия управленческих решений и т.д. [5]. Многие предприниматели считают, что есть готовый набор показателей ССП. Однако это ошибочно, так как данная система показателей требует творческого подхода и серьезных решений, индивидуальных для любой организации. В настоящее время, в условиях нестабильной экономической ситуации, система показателей должна находиться в постоянной доработке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон Сбалансированная система показателей [пер. с англ.]. – М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2003. – 210 с.

2. Саплина Т.И., Курлыкова А.В. Формирование системы сбалансированных показателей логистической деятельности предприятия [Электронный ресурс] URL: http://vestnik.osu.ru/2012_13/55.pdf

3. Терешенков А.С. Управление промышленным предприятием на основе ССП. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

4. Н.А. Джумиго Концепция сбалансированной системы показателей как важнейший элемент управления [Электронный ресурс] URL: http://izvestia.asu.ru/2009/2/econ/TheNewsOfASU-2009-2-econ-02.pdf

5. Внедрение ССП на предприятиях [Электронный ресурс] URL: http://humeur.ru/page/vnedrenie-ssp-na-predprijatijah

6. Т. Броун Как мобилизовать рабочую команду на стратегические преобразования: оценка готовности СОО [Электронный ресурс] URL: http://balanced-scorecard.ru/article/brown

7. Р.Н. Шумчук Эффективность сбалансированной системы показателей

Научные сообщения, 2010 [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-sbalansirovannoy-sistemy-pokazateley

Просмотров работы: 696