ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Покровская Ю.С. 1, Егорова Ю.Э. 1, Гаценбиллер Н.Ю. 1
1Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский экономико-технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях нынешней неопределенности все большую актуальность приобретают вопросы экономических отношений распределения, перераспределении и дальнейшем использовании государственных финансов федерального бюджета и муниципальных финансов. Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы (финансами макроуровня и финансами микроуровня). Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий.

Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Целью исследовательской работы является анализ государственных и муниципальных финансов.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность, роль государственных и муниципальных финансов

  • проанализировать динамику бюджетов Российской Федерации за 2013-2015 гг., 2016 г. (прогноз);

  • проанализировать динамику бюджетов за 2013-2015 гг. (региональные, муниципальные, местные) на примере – Чувашской Республики, бюджет муниципального образования г. Чебоксары и Ядринского района Чувашской Республики.

Объектом исследования являются государственные и муниципальные финансы Российской Федерации.

Предметом исследования является бюджетный механизм в Российской Федерации.

Методы исследования:

  1. Сравнительный анализ.

  2. Синтез.

  3. Наблюдение.

  4. Графический.

Финансы — неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Задачи и проблемы финансов, налогов, страхования глубоко проникли в общественную жизнь. Государственные финансы — система потоков денежных средств, связанных с реализацией государством основных функций по поддержанию макроэкономического равновесия.

Государственные финансы состоят из федерального и регионального бюджетов, финансов государственных предприятий и внебюджетных фондов всех уровней.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет.

Муниципальные финансы согласно действующему федеральному законодательству включают в себя средства местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Основными источниками формирования муниципальных финансов выступают:

  • средства, передаваемые органам местного самоуправления вышестоящими органами власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством (перечисления из бюджетов вышестоящих органов власти);

  • собственные средства муниципального образования;

  • заемные средства.

Состояние государственных и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

  • единства законодательной и нормативной базы;

  • открытости и прозрачности;

  • разграничения полномочий и предметов ведения;

  • целевой ориентированности;

  • научного подхода к реализации намеченных целей;

  • экономичности и рациональности;

  • управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации в условиях неопределенности;

2) адаптации к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления доходов и каналов расходования средств.

Государственный бюджет составляют бюджеты трех уровней: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный бюджет РФ – это система, в которой учитываются все расходы и доходы страны. При его участии мобилизуются денежные средства, полученные путем налогов, с юридических и физических лиц. Приобретенные средства направляются на различные государственные нужды.

Осуществляемая централизация денежных средств имеет важнейшее значение для страны. Таким образом, государство имеет возможность маневрировать финансовыми ресурсами, сосредотачивая их на основных объектах.

Динамика федерального бюджета Российской Федерации, его доходной и расходной частей, величины дефицита (профицита) бюджета в абсолютных величинах и в процентах за 2013-2016 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1. Структура федерального бюджета РФ, млрд. руб.1

Наименование

2013

2014

2015

2016 (прогноз)

Удельный вес, %

2014 к 2013

2015 к 2014

2016 к 2015

Доходы, всего

13 019,9

14 069,5

15 082,4

15 795,5

108,06

107,2

104,73

Расходы, всего

13 387,3

13 960,1

15 513,1

16 271,8

104,28

111,12

104,89

Дефицит

(профицит)

-367,4

109,4

-430,7

-476,3

29,78

393,69

110,59

Анализируя данные таблицы 1, можно отметить, что доходы бюджета Российской Федерации в 2015 году по сравнению с прошлым годом увеличились на 7,2%, расходы также увеличились на 11,12%. По итогам 2015 года расходы превышают доходы, тем самым дефицит бюджета составил 430,7 млрд. руб.

Анализ прогнозируемых доходов бюджета Российской Федерации на 2016 год свидетельствует о положительной динамике по сравнению с показателями 2013-2015 гг. Вероятное увеличение прогнозируемого дефицита на 10,59%.

Рис. 1 Структура доходов федерального бюджета в 2015 году2

В структуре общего объема доходов федерального бюджета в 2015 году наибольший удельный вес составляют налоговые доходы, в том числе налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых.

Рис. 2 Структура расходов федерального бюджета в 2015 году3

В структуре общего объема расходов федерального бюджета в 2015 году наибольший удельный вес составляют расходы на социальную политику, национальную оборону, национальную экономику, национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций региона. Бюджетный фонд субъекта Федерации является государственной собственностью.

Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований – 21 республики в составе Российской федерации, 55 краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты 10 автономных округов.

Динамика регионального бюджета на примере Чувашской Республики в абсолютных величинах и в процентах за 2013-2016 гг. представлена в таблице 2.

Таблица 2. Структура бюджета Чувашской Республики, млрд. руб.4567

Наименование

2013

2014

2015

2016 (прогноз)

Удельный вес, %

2014 к 2013

2015 к 2014

2016 к 2015

Доходы, всего

29,9

33,6

33,4

35,3

112,37

99,40

105,69

Расходы, всего

30,9

37,8

36,8

37,7

122,33

97,35

102,45

Дефицит

(профицит)

-1,0

-4,2

-3,4

-2,4

420,0

80,95

70,59

Анализируя данные таблицы 2, можно отметить, что доходы бюджета Чувашской Республики в 2015 году по сравнению с прошлым годом уменьшились на 0,6%, расходы также уменьшились на 2,65%. По итогам 2015 года расходы превышают доходы, тем самым дефицит бюджета составил 3,4 млрд. руб.

Рис. 3 Динамика бюджета Чувашской республики в 2013-2016 гг.

Анализ прогнозируемых доходов бюджета Чувашской республики на 2016 год свидетельствует о положительной динамике по сравнению с показателями 2013-2015 гг.

Вероятное уменьшение прогнозируемого дефицита бюджета Чувашской Республики в 2016 году на 29,41%.

Основными источниками финансирования дефицита бюджета Чувашской Республики в 2015 – 2016 годах остаются кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, а также средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Муниципальный бюджет – это централизованно сформированный финансовый фонд муниципального образования, а также сам процесс его формирования, образования, утверждения и исполнения. Контроль над его исполнением осуществляется органами местной власти самостоятельно. В состав сметы могут входить расходы отдельных территорий и населенных пунктов, которые не являются муниципальными образованиями.

Динамика муниципального бюджета на примере г. Чебоксары в абсолютных величинах и в процентах за 2013-2016 гг. представлена в таблице 3.

Таблица 3. Структура бюджета Чебоксар, млрд. руб.8

Наименование

2013

2014

2015

2016 (прогноз)

Удельный вес, %

2014 к 2013

2015 к 2014

2016 к 2015

Доходы, всего

6,8

6,9

8,4

6,7

101,47

121,74

4,37

Расходы, всего

7,0

7,1

8,6

7,0

101,42

121,13

81,40

Дефицит (профицит)

-0,2

-0,2

-0,2

-0,3

100,0

100,0

150,0

Анализируя данные таблицы 3, можно отметить, что доходы бюджета г. Чебоксары в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 21,74%, расходы также увеличились на 21,13%. По итогам 2015 года расходы превышают доходы, тем самым дефицит бюджета составил 0,2 млрд. руб.

Вероятное увеличение прогнозируемого дефицита бюджета г. Чебоксары в 2016 году на 50%.

Рис. 4 Структура доходов бюджета г. Чебоксары в 2015 году9

В структуре общего объема доходов бюджета г. Чебоксары в 2015 году наибольший удельный вес безвозмездные перечисления и налоговые доходы, в частности, налог на доходы физических лиц.

Рис. 5 Структура расходов бюджета г. Чебоксары в 2015 году10

В структуре общего объема расходов бюджета г. Чебоксары в 2015 году наибольший удельный вес составляют расходы на образование, национальную экономику, жилищно-коммунальные хозяйство.

Динамика муниципального бюджета на примере Ядринского района в абсолютных величинах и в процентах за 2013-2016 гг. представлена в таблице 4.

Таблица 4. Структура бюджета Ядринского района, тыс. руб.11

Наименование

2013

2014

2015

2016 (прогноз)

Удельный вес, %

2014 к 2013

2015 к 2014

2016 к 2015

Доходы, всего

335579,9

363081,3

358270,8

379732,9

108,19

98,67

105,99

Расходы, всего

334579,9

364438,7

359827,7

382644,9

382644,9

98,73

106,34

Дефицит (профицит)

1000,0

-1357,4

-1556,9

-2912,0

135,74

114,69

187,04

Анализируя данные таблицы 4, можно отметить, что доходы бюджета Ядринского района в 2015 году по сравнению с прошлым годом снизились на 1,33 %, расходы также уменьшились на 1,27%. По итогам 2015 года расходы превышают доходы, тем самым дефицит бюджета составил 1556,9 тыс. руб. На протяжении 2014-2015 гг. сохраняется дефицит бюджета района, а также спрогнозирован в 2016 году. Это связано со снижением налоговых поступлений из регионального бюджета в местный.

Рис. 6 Динамика бюджета Ядринского района в 2013-2016 гг.

Анализ прогнозируемых доходов бюджета Ядринского района на 2016 год свидетельствует о положительной динамике по сравнению с показателями 2013-2015 гг.

Вероятное увеличение прогнозируемого дефицита бюджета Ядринского района в 2016 году на 87,04%.

Федеральные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Финансирование федеральных целевых программ производится из федерального бюджета РФ. Исполнение федерального бюджета в 2015 году в разрезе целевых программ представлено в таблице 5.

Таблица 5. Исполнение федерального бюджета в разрезе федеральных целевых программ в 2015 году, млн. руб.12

№ п/п

Наименования разделов

Государственные капитальные вложения

Текущие расходы

Общий объем финансирования

НИОКР

Прочие нужды

1

Развитие высоких технологий

70334,3370

176195,4028

33094,4186

279624,1584

2

Жилье

15371,8209

0,0000

26900,6193

42272,4402

3

Транспортная инфраструктура

232129,5966

845,2118

101851,8462

334826,6546

4

Дальний Восток

19600,3863

0,0000

0,0000

19600,3863

5

Развитие села

13172,9095

19,1900

7512,0216

20704,1211

6

Социальная инфраструктура

37801,7525

479,2787

25247,7768

63528,8080

7

Безопасность

35455,1779

2316,3957

28627,6871

66399,2607

8

Развитие регионов

93196,9897

0,0000

33782,9190

126979,9087

9

Развитие государственных институтов

7131,0988

13,5000

5620,9858

12765,5846

10

Всего

524194,0692

179868,9790

262638,2744

966701,3226

Анализируя таблицу 5, можно сделать вывод о том, что большая часть средств федерального бюджета в разрезе федеральных целевых программ направлена на финансирование транспортной инфраструктуры и развитие высоких технологий. Общий объем финансирования в 2015 году составил 966,7 млрд. руб.

Финансирование региональных и муниципальных целевых программ производится за счет части средств федерального бюджета Российской Федерации.

Таким образом, анализируя перераспределение и использование доходов и расходов бюджетов Чувашской Республики, наметилась тенденция дефицита доходной части – 2,2 млрд. руб. в 2015 году, что составило 6,85 %. Подавляющее большинство субъектов РФ предусмотрели дефицит в своих бюджетах в 2016 году до 10 % и свыше. Причины дефицита доходной части указывают на снижение цены стоимости одной баррели нефти в 2015 году – 50 долларов за баррель при формировании бюджета (при основной статье налоговых поступлений - экспорт нефти), а в 2016 году фактическая цена одной баррели нефти ниже 40 долларов уже в начале года. При плановом дефиците бюджета 3% от ВВП, а на 2016 год прогнозирует цену нефти 30 долларов за баррель. Это приведет, по нашему мнению, к корректировке классификации доходов бюджетов всех уровней и расходов бюджетов всех уровней в текущем 2016 году, что приводит к снижению выполнения социальных задач бюджета, например, отмена компенсации студентам и школьникам за проезд.

Рис.7 Динамика доходов и расходов бюджетов в 2015 году, млрд.руб. (Ядринский район-млн. руб.)

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (ред. от 03.11.2015).

  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. от 13.07.2015).

  3. Заключение счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2013-2015 гг.

  4. Закон Чувашской Республики от 4 декабря 2012 года N 78 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

  5. Закон Чувашской Республики от 27 ноября 2014 года "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

  6. Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

  7. Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год".

  8. Решение № 2 от 29.11.2013 г. «О Ядринском районном бюджете Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

  9. Учебник для студентов и вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Поляк Г. Б. «Бюджетная Система России».

  10. Сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/

  11. Официальный портал органов власти Чувашской Республики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gov.cap.ru/

  12. Сайт Федеральных целевых программ России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/

  13. Сайт электронного журнала «Бюджет» от 24.02.2016 http://bujet.ru/article/291627.php

1 По данным заключения Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2013-2016 год.

2 По данным Министерства финансов и оценках НИУ ВШЭ в 2015 году.

3 По данным Министерства финансов и оценках НИУ ВШЭ.

4 По данным Закона Чувашской Республики от 4 декабря 2012 года N 78 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

5 По данным Закона Чувашской Республики от 27 ноября 2014 года "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

6 По данным Закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

7 По данным Закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год"

8 По данным Министерства финансов Чувашской республики.

9 По данным Министерства финансов Чувашской республики.

10 По данным Министерства финансов Чувашской республики.

11 По данным Решения № 2 от 29.11.2013 г. «О Ядринском районном бюджете Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

12 По данным сайта Федеральные целевые программы России

Просмотров работы: 1904