СРАВНИТЕЛЬНО ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СРАВНИТЕЛЬНО ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Орлов А.В. 1, Абрамова О.к. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: данная статья посвящена вопросам развития общественных отношений, где институт нотариата играет не маловажную роль. Нотариусы вносят важный вклад в беспрепятственное функционирование и развитие общества. Особый интерес представляет сравнение нотариальной системы бывших республик СССР: России и Узбекистана

Ключевые слова: нотариат, нормативно-правовые акты, нотариус

Abstract: the article is devoted to the development of social relations, where the Institute of notaries plays an important role. Notaries provide an important contribution to the smooth functioning and development of society. The particular interest is the comparison of notarial system of the former Soviet republics: Russia and Uzbekistan

Keywords: notary, legal acts, notaries

Мы считаем, что институт нотариата каждого государства должен работать безукоризненно тем самым, облегчая жизнедеятельность всех граждан на территории своего государства. В данной работе мы проведем сравнительно правовой анализ института нотариата в России и Республики Узбекистан с целью возможного улучшения вышеуказанного института. Основными нормативно правовыми актами нашего исследования являются: Федеральное законодательство о нотариате РФ и Законодательство Республики Узбекистан о нотариате.

Нотариат в Республике Узбекистан является правовым институтом, призванным обеспечивать защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий и непосредственно связанных с ними действий правового и технического характера.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Основным и не маловажным отличием является то, что по законодательству Республики Узбекистан нотариусом имеет право стать гражданин Республики Узбекистан не моложе двадцати пяти лет и имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, в том числе с прохождением стажировки сроком не менее двух лет в нотариальной конторе и сдавший квалификационный экзамен. Так же говориться о том, Срок прохождения стажировки для лиц, проработавших в должности судьи не менее пяти лет либо на должностях, связанных с руководством и контролем за нотариальной деятельностью, не менее трех лет, составляет один год. В законодательстве Российской Федерации, а именно в статье 2 ФЗ говориться о том, что:

Нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации:

1) получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

2) имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет;

3) достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет;

4) сдавший квалификационный экзамен

Соответственном мы наблюдаем отличие в сроках стажа который необходим для осуществления нотариальной деятельности и в предельном возрасте о котором говориться в законодательстве РФ в отличии от законодательства РУз.

Самым главным отличием по нашему мнению является то, что в Республики Узбекистан отсутствуют частные нотариусы, соответствующий Указ президента Республики Узбекистан был подписан 7 мая 2010 года. В данном указе президент ссылается на злоупотребления, выявленные в ходе проверок. В частности, по его данным, были выявлены случаи сговора частных нотариусов с маклерами по недвижимости и автомобильными дилерами. За последние два года к ответственности за нарушения в этой сфере были привлечены более 100 человек.

По нашему мнению, власти продолжают попытки установить государственный контроль над всеми сферами общественной жизни. Частный нотариус относительно независим, а государственный руководствуется указаниями исполнительной власти.

Отличительной особенностью в законодательстве вышеупомянутых государств еще является то, что в Республики Узбекистан отсутствует такая некоммерческая организация, которая бы представляла собой профессиональное объединение нотариальных палат всех областей в составе Республики Узбекистан. В России же этим элементом является Федеральная нотариальная палаты.

Отсутствие в институте нотариата Республики Узбекистан единой информационной системой нотариата, которая бы улучшила комплексность автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена).

Следующим отличием в институте нотариата этих двух стран является то, что в РУз ущерб, причиненный нотариусом вследствие нарушения своих профессиональных обязанностей, возмещается государством в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан, а именно Министерством Юстиций РУз. Интересным фактом является то, что сумма возмещенного управлением юстиции ущерба в последующем подлежит взысканию с нотариуса в порядке обратного требования (регресса). Нотариус возмещает полную сумму средств, перечисленных управлением юстиции юридическим и физическим лицам в возмещение ущерба. Что касается Российской Федерации, то этими вопросами занимается компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты.

Последним критерием являются нотариальные действия совершаемые нотариусами на территории двух государств. Исходя из сравнения законодательств, мы выделили следующие нотариальные действия нотариусов Российской Федерации, которые отсутствуют в законодательстве Узбекистана. А именно:

  1. регистрация уведомления о залоге движимого имущества;

  2. выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;

  3. удостоверение равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;

  4. удостоверение равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу;

  5. удостоверение тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;

  6. удостоверяют решения органов управления юридических лиц.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что присутствуют отличия института нотариата в этих двух странах.

Библиографический список

ФЗ "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 13.07.2015)

Закон республики Узбекистан о нотариате // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 2, ст. 42; 2001 г, № 1-2, ст. 23; 2003 г., № 5, ст. 67; 2004 г., № 1-2, ст. 18; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 37-38, ст. 280; 2006 г., № 39, ст. 385; 2007 г., № 52, ст. 533; 2009 г., № 39, ст. 423; 2010 г. № 37, ст. 313; 2012 г., № 15, ст. 163; 2014 г., № 20, ст. 222.

Просмотров работы: 952