СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ ПАССАЖИРОВ АВИАПЕРЕЛЁТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ ПАССАЖИРОВ АВИАПЕРЕЛЁТОВ

Шепель А.С. 1, Яблочкина Е.Е. 1
1Хабаровский государственный университет экономики и права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день много внимания уделяется авиационному страхованию. Тема авиационного страхования была актуальна всегда. Авиация, по статистике, является самым безопасным видом транспорта, так как авиакатастроф случается намного реже, чем, например, автомобильных аварий, но в то же время, авиация, более чем какой-либо другой вид транспорта, является средством повышенной опасности, и каждый полёт связан с повышенным для нашей жизни риском, о чём свидетельствует высокий взнос пассажирского авиатранспорта в России.

В мировой практике Российская Федерация занимает первое место по авиакатастрофам на душу населения. К сожалению, в последнее время, российские авиакомпании предпочитают покупать поддержанные иностранные самолёты, а не новые отечественные. А управление зарубежной техникой, оснащённой электроникой, значительно отличается от управления отечественных самолётов. Соответственно, и риск возникновения «человеческого фактора», то есть ошибки в управлении авиатранспортными средствами, сильно возрастает.

Авиационное страхование – это страхование рисков, которое связано с эксплуатацией авиационной и космической техники. В настоящее время нет чёткой системы классификации видов авиационного страхования. В большей степени авиационное страхование является комбинированным и может охватывать по одному полису сразу несколько объектов страхования.

Выделяют несколько видов авиационного страхования:

  1. Страхование воздушных судов;

  2. Страхование ответственности перед третьими лицами;

  3. Страхование ответственности перед пассажирами;

  4. Страхование рисков промышленного производства воздушных транспортных средств и их деталей;

  5. Страхование гражданской ответственности перевозчика;

  6. Страхование членов экипажа;

  7. Страхование рисков авиакомпании и др.

В данной статье будет рассмотрено страхование гражданской ответственности авиаперевозчика – это вид страхования ответственности, в котором объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с ответственностью страхователя перед:

- третьими лицами за вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу третьих лиц;

- пассажирами за вред, причинённый жизни, здоровью, багажу и вещам, находящимся при пассажире;

- грузовладельцами или грузоотправителями за утрату, недостачу или повреждение груза / почты.

Законодательная норма, которая устанавливает перед авиакомпанией обязанность страхования пассажиров, представляет собой Воздушный кодекс Российской Федерации. В статье 133 ВЗК РФ «Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна» сказано, что «Перевозчик обязан страховать риск своей гражданской ответственности перед пассажиром воздушного судна за причинение при воздушной перевозке пассажиров вреда его жизни или здоровью, а также его багажу и находящимся при этом пассажире вещам в соответствии с федеральным законом».

Как известно, пассажиры всех авиарейсов считаются застрахованными всегда и в обязательном порядке. Страховой сбор на всех внутренних линиях в настоящее время составляет незначительную сумму – 600 рублей. Отдельно уплата страхового сбора в билете не отражается – он входит в стоимость перелёта. Авиакомпания этот страховой сбор перечисляет страховым компаниям. Если вдруг в полёте случится что-нибудь непредвиденное, ответственность за компенсацию финансовых расходов будет нести уже не авиационная, а страховая компания.

Можно предположить, что той степени защиты от всевозможных рисков, которая гарантирована пассажирам международных рейсов, на российских линиях не обеспечен, поскольку размер страхового сбора невелик (600 рублей), на большую сумму страхового возмещения рассчитывать пассажирам пока также не приходится.

Повышенная стоимость человеческой жизни – самое главное звено, влияющее на уровень безопасности пассажиров при авиаперелёте. Человеческую жизнь оценить сложно, она бесценна, однако её денежная оценка необходима и это объясняется тем, что для наилучшего повышения безопасности пассажиров требуется выделение денежных средств, чтобы нейтрализовать опасность фактора и минимизировать риски.

Сегодня минимальная сумма, которая оценивается жизни пассажира, составляет минимум 2 025 000 рублей, а здоровье – минимум 2 000 000 рублей. Возможность установления минимальных страховых сумм предоставляется только в том случае, если осуществились внутренние воздушные перевозки. Если выполняются международные рейсы, то страховые суммы соответствуют нормам и правилам, установленным за рубежом.

Жизнь считается застрахованной с того момента, как билет прошёл регистрацию, и до окончания рейса. Это означает, что страховое возмещение должны выплатить, даже если травма была получена ещё до посадки в самолёт (например, в здании аэровокзала). Если травма будет получена ещё до посадки, то нужно обратиться в медпункт в том же аэропорту, где выдадут медицинское подтверждение травмы – справку, которую вы потом предъявите страховой фирме.

Если несчастный случай произошёл уже в самолёте (он не обязательно может быть связан с поломкой самолёта и аварией – например, просто подвернулась нога, и человек упал), то обратиться за медицинской справкой придётся уже после посадки, то есть тогда, когда рейс закончен, в этом случае страховщик должен получить подтверждение, что травма получена именно во время полёта, и для этого может потребовать наличие свидетеля.

Самый худший вариант, конечно – если самолёт потерпел аварию. В этом случае авиакомпания составит акт о происшедшем, в котором будет отражён размер её убытков, число погибших и пострадавших. Один из экземпляров этого акта направят в страховую компанию. Для того, чтобы получить возмещение после катастрофы, нужно убедить страховщика в том, что вы летели именно этим рейсом. Вашими доказательствами будут акт и зарегистрированный билет.

Сумма страхового возмещения будет зависеть от тяжести полученной травмы и составит определённый процент от страховой суммы.

Ярким и в тоже время печальным примером является авиакатастрофа, произошедшая 31 октября 2016 года. Самолёт А321 российской авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший рейс 9268 Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург, потерпел катастрофу спустя около получаса после вылета, в 100 километров к югу от административного центра провинции Северный Синай город Эль-Ариш, в близи населённого пункта Эль-Хасна. Ответственность Airbus «Когалымавиа», выполнявшего рейс 9268 Шарм-эш-Шэйх – Санкт-Петербург, перед пассажирами, а также сам самолёт застрахованы в СПАО «Ингосстрах». Был организован ускоренный и упрощённый порядок авансовых выплат родственникам в размере 100 000 рублей за каждого пассажира на неотложные нужды. Согласно условиям договора, страховая выплата на одного пассажира составила более 2 000 000 рублей.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Необходимо максимально приблизить законодательство Российской Федерации о страховании жизни пассажиров авиатранспортов с точки зрения нормативно-правовой базы к аналогичным международным стандартам страхования;

  2. В теории и практике страхования пассажиров авиаперелётов необходим дифференцированный подход с точки зрения учёта качества магистральных и региональных авиалайнеров;

  3. Российское страховое законодательство в данной сфере деятельности должно стимулировать отечественные авиакомпании к использованию в авиаперелётах более современной и качественной отечественной и особенно зарубежной авиатехники, при чём при использовании зарубежных авиалайнеров необходимо повысить уровень обучения пилотов для снижения риска страхового случая («человеческий фактор»).

Список использованных источников

  1. Воздушный кодекс Российской Федерации

  2. URL:http://www.pravdatv.ru/2015/11/09/186885/rassledovaniekrusheniya-rossijskogo-passazhirskogo-samoleta-v-egipte-2 (дата обращения: 25.02.2016)

  3. Рынок авиационного страхования в России [Электронный ресурс] // Страхование сегодня. –Режим доступа http://www.insur-info.ru/ (дата обращения: 26.02.2016)

  4. URL http://totugo.ru/articles/1649/ (дата обращения: 26.02.2016)

Просмотров работы: 1617