На сегодняшний день легального (закрепленного в нормативных правовых актах) понятия «врачебная ошибка» нет. Несмотря на это, данный пробел все же восполняется юридической доктриной. Юристы-специалисты в области медицинского права склоняются к определению, данному профессором Давыдковским И.В. в 1941 г., согласно которому врачебная ошибка – это добросовестное заблуждение врача, основанное на несовершенстве современного состояния медицинской науки и методов исследования, на особом течении заболевания у определенного больного или на недостатке знаний и опыта врача, но без элементов халатности, небрежности, профессионального невежества.
Статьей 931 ГК РФ установлено право медицинской организации застраховать риск своей ответственности перед пациентами в случае причинения им вреда.
По договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда здоровью других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
Практика заключения договоров страхования ответственности показывает, что страховые компании страхуют данную профессиональную ответственность именно по принципу страхования врачебной ошибки, то есть не любой вред, а, как уже было указано выше, именно безвиновный. При этом в договорах страхования указаний на страхование врачебной ошибки, конечно, нет и быть не может, поскольку легального термина «врачебная ошибка» на сегодняшний день не существует. Но из сути договора вытекает то, что речь идет именно о безвиновном причинении вреда медицинской организации или ее медицинского работника.
В этом и заключается хитрость страховых организаций, ведь многие клиники, заключая договоры страхования ответственности, не понимают, какую именно ответственность они страхуют.
Практика показывает, что случаи привлечения медицинской организации к ответственности за безвиновное причинение вреда редки, так как почти всегда в действиях медицинского персонала медицинской организации, застраховавшей свою ответственность, можно найти элементы халатности, небрежности и профессионального невежества.
Принятие закона «Об обязательном медицинском страховании при оказании медицинской помощи» эту проблему решит, поскольку в соответствии с этим законопроектом будет предусмотрено страхование ответственности медицинской организации как в случае виновных, так и в случае безвиновных действий ее персонала.
Надо сказать, что этот документ вызвал неоднозначную оценку, как со стороны самих пациентов, так и со стороны других участников.
По сути, в России действует система обязательного медицинского страхования, когда по полису ОМС вы можете получить необходимый минимум медицинских услуг. Как утверждают законодатели, данным законом они пытаются внедрить у нас мировой опыт - страхования от медицинских ошибок.
Суть его будет заключаться в том, что если при оказании медицинской помощи пациенту, его состояние не улучшилось, а наоборот ухудшилось, то пациент может рассчитывать на получение денежной компенсации.
Выплата денежной компенсации пациенту будет производиться за счет средств медицинского учреждения. Но здесь как всегда возникает проблема, врачи, работающие в муниципальных и государственных медицинских учреждениях, а на их долю приходится более 95% принимаемых пациентов, не являются субъектами права. Субъектами права является только медицинская организация.
Вообще в этом законопроекте, который и вводит понятие врачебной ошибки, это понятие изложено очень обтекаемо. И пациенту все равно придется доказывать, что ему причинен вред, а сделать это у нас практически нереально. Тем более в законе указано, что выплата денежной компенсации будет производиться, только в случае если в результате врачебной ошибки, пациент стал инвалидом или умер.
Каким образом медицинская организация может защитить себя от врачебных ошибок своего медицинского персонала?
В качестве одного из главных моментов в вопросе внутренней защиты медицинской организации обозначим знание прав и обязанностей пациента и медицинской организации, внутренний контроль на реализацию этого правильного понимания, что предполагает создание системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Этого же требуют и лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату (медицинской организации) при осуществлении им медицинской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, согласно пункту 5 которых соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является необходимым условием осуществления медицинской деятельности.
Получается очень интересная вещь, медицина у нас по точности формулировок идет на втором месте после науки философии.
Факт врачебной ошибки будет устанавливать экспертная группа, которая будет существовать на общественных началах.
Парадокс. Не независимая от Министерства здравоохранения экспертная организация, а именно экспертная группа на 99,9% состоящая из врачей, работающих в системе здравохранения и 0,1% представителей страхового рынка. И что они на оценивают?
Обычно организация такой системы является функцией врачебной комиссии медицинской организации, порядок создания и деятельности которой регламентирован приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 г. № 502н.
На сегодняшний день четкой регламентации того, что должна представлять из себя система контроля качества и безопасности медицинской деятельности нет. Но в статье 87 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» выделяется не только внутренний контроль качества медицинской помощи, но также государственный и ведомственный.
Из нормативных правовых актов по данному вопросу можно вывести, что под собой подразумевают указанные формы контроля и использовать данную информацию для создания системы внутреннего контроля качества медицинской деятельности.
Осуществлять страхование от врачебных ошибок будут страховщики, обладающие достаточным капиталом, но их участи ограничивается рамками самого закона.
Непонятен и сам механизм денежных выплат. Кому они собственно будут выплачиваться.
Вообщем, закон "сырой", недоработанный, нет точных формулировок, не продуман и не описан механизм страховых выплат и нет конкретного определения, кто и как будет проводить экспертизу врачебной ошибки. Да и о каком страховании может идти речь, если врачи не являются субъектами права.