ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ ОФОРМЛЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ПОМОЩЬЮ НОТАЦИИ IDEF3
Коробова Е.И.
Научный руководитель: ассистент кафедры метрологии, стандартизации и сертификации Лукоянов В.А.
Развитие глобальной автомобилизации повлекло за собой ряд проблем, последствия которых сказываются не только на рядовых гражданах нашей страны. Перенасыщение транспортными средствами вызывает резкое снижение пропускной способности дорог, а следовательно, нарушение работы экстренных и оперативных служб, увеличение расхода топлива и выброса вредных веществ в окружающую среду и множество других проблем.Поэтому проблема организации и управления безопасностью дорожного движения на сегодняшний момент является актуальной, а в частности, устранение последствий аварийных ситуаций, которые образуют многокилометровые пробки. Часть этих проблем мог бы решить институт аварийного комиссариата, позволяя участникам дорожно-транспортного происшествия (ДТП) быстро провести все необходимые процедуры и освободить проезжую часть для движения транспорта [1].
Значимость и актуальность услуги аварийных комиссаров в условиях современного мегаполиса не подвергается сомнению. Бесспорно, что для серьезных дорожно- транспортных происшествий (ДТП) с наличием пострадавших и большим ущербом имущества необходим тщательный сбор и анализ фактов и свидетельств. Однако, для мелких ДТП, где ущерб, в большинстве случаев, покрывается страховым полисом ОСАГО, минимизация временных затрат на ликвидацию заторов, образовавшихся в результате таких дорожно-транспортных происшествий, является приоритетной задачей [1,2]. В этих условиях услуги аварийных комиссаров позволяют если не полностью справиться, то, по крайней мере, облегчить поставленную задачу. Для выявления возможности сокращения времени ликвидации последствий ДТП, службами аварийных комиссаров, необходимо проанализировать процесс оказания данной услуги и выявить возможные способы уменьшении временных затрат.
На рисунке 1 представлены разработанная ранее функциональная модель существующего процесса оказания услуги аварийными комиссарами в виде диаграммы-потомка, в которой отражены основные управляющие воздействия, механизмы реализации услуги, входы и выходы процессов.
Рисунок 1 – Диаграмма IDEF0 процессы оказания услуг АК
Однако данная модель образует общую структуру процесса и декомпозирует его на основные функции. Для более детального анализа временных затрат более целесообразно применять методологию IDEF3.
Метод такого моделирования технологических процессов представляет собой механизм документирования и сбора информации о процессах. IDEF3 показывает причинно-следственные связи между ситуациями и событиями в понятной эксперту форме, используя структурный метод выражения знаний о том, как функционирует система, процесс или предприятие
Процессная модель IDEF3 позволяет:
- отразить последовательность процессов;
- показать логику взаимодействия элементов системы.
Цель IDEF3 - дать возможность аналитикам описать ситуацию, когда процессы выполняются в определенной последовательности, а также объекты, участвующие совместно в одном процессе.
Рисунок 2 – Декомпозиция процесса принятия заявки на оказание услуги АК
Рисунок 3 – Декомпозиция процесса выезда на место ДТП АК
Рисунок 4 – Декомпозиция процесса обозначения места ДТП
Рисунок 5 – Декомпозиция процесса оказания медицинской и психологической помощи участников ДТП
Рисунок 6 – Декомпозиция процесса заключения договора на оказание услуги
Рисунок 7 – Декомпозиция процесса выдачи результатов оформления ДТП
Список использованных источников
1. Воробьев, А.Л. Время как основной показатель качества услуг аварийных комиссаров/ А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов// Сборник материалов I Международной (X Всероссийской) научно-методической конференции., ООО МИП «Ассоциация независимых экспертов в области качества», ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет». Уфа, 2014. С. 101-104.
2. Воробьев, А.Л.Показатели качества услуг аварийных комиссаров/ .Л. Воробьев, И.В. Колчина// Сборник статей Международной научно-технической конференции Наука, Техника, Инновации 2014., Брянск: ООО «Надежные машины» 2014. С. 302-307.
3. Воробьев, А.Л.Адаптация методологий описания процессов семейства IDEF при реализации процессного подхода в системе менеджмента качества транспортного предприятия/ А.Л. Воробьев, М.К. Степанова, В.А. Лукоянов В сборнике трудов XI международной научно-практической конференции «Прогрессивные технологии в транспортных системах», Оренбург 24-26 апреля 2013г., ГУП РБ «Кумертауская городская типография», 2013 г.. С. 97-103.