Будущее любой страны в значительной степени зависит от состояния и развития культурной политики и её влияния на политическую систему, экономическую, социальную сферу, просвещение, образование. На современном этапе общественного развития культура становится востребованной в социально-экономической, профессиональной общественной деятельности. Именно культура управления предполагает анализ условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы. Реализация процесса управленческой деятельности непосредственно связана с культурной деятельностью руководителя, который осуществляет диагностику, прогнозирование, формирование программы работы подчиненных, организацию исполнения решений. С точки зрения культуры управления в личности руководителя такие качества, как образование, духовно-нравственные черты, управленческие способности, а также индивидуальная управленческая концепция, включающая содержание и внутренние принципы управления. Управляющая подсистема обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей [6].
В Послании президента РФ Федеральному собранию РФ подчёркивается, что «Государственная культурная политика предполагает повышение общественного статуса культуры, влияние культуры на все сферы государственной политики и жизни общества»[5].
На этапе модернизации российского общества в реализации государственной культурной политике важное место уделяется не только институтам государства, но и гражданскому обществу. И не случайно, что среди стратегических задач, выдвинутых им в Послании 2007 г. Федеральному Собранию обращено особое внимание на формирование дееспособного гражданского общества [3], а в 2013 г. в своем Послании Президент РФ снова возвращается к этому вопросу и констатирует, что благодаря институту гражданского общества общественные инициативы становятся частью государственной политики, а общество контролирует их исполнение [5].
Исторический опыт свидетельствует о том, что идеи гражданского общества на всех этапах их формирования как правило развивались через общественные инициативы выдвигая индивидов и ассоциации активистского типа, прежде всего из представителей среднего класса, которые составляют и сегодня социальную базу зрелого гражданского общества. Становление гражданского общества в России, как известно, проходило сложнее, чем на Западе и даже в рядах стран Востока. Россия в этом смысле была ближе к восточному типу обществ, которым характерна доминирующая роль государства, которое активно поддерживало создание общественных институтов, включение их в процесс реформирования и модернизации российского общества. О том, что средний класс составляет основу гражданского общества, то эта тенденция характерна и для России.
По итогам всероссийской переписи уже 2002 г. в состав нового экономического класса, использующего наемный труд, входит примерно один миллион человек, что составляет 1,5% занятого населения [8], а также ещё около двух миллионов индивидуальных предпринимателей - это ещё около 3% занятого населения. Если учесть, что значительная часть этого нового класса сосредоточена в мегаполисах, то общая картина формирования новых экономических отношений и их возможных последствий уже на сегодняшний день очевидна.
Конечно, за эти годы в стране пока так и не сложился самостоятельный, самодостаточный «средний класс», который по своему статусу способен выступать социальной опорой новой социально-экономической и политической системы, сознательно и организованно защищать свои интересы и ценности, активно влиять на принятие и реализацию властью политических решений, разработку стратегии государственной политики. Тем не менее, представители среднего класса сегодня обладают достаточно высоким, можно сказать, обнадёживающим социальным оптимизмом. Так, по результатам различных социологических исследований представителей формирующегося российского среднего класса с каждым годом становится все больше.
В результате проделанной работы индивидуумами, социальными группами, институтами гражданского общества в тесном взаимодействии с органами государственной и муниципальной власти, российское гражданское общество проходит свои этапы становления и развития, которые характеризуются наличием в обществе разнообразной социальной структуры; формированием правового государства; развитием гражданской культуры, свободой слова и средств массовой информации; деятельностью негосударственных, общественных организаций и движений; гарантией местного самоуправления; эффективном механизме реализации прав и свобод человека и гражданина; действенного общественного контроля за государственной властью; разнообразием форм собственности; взаимным стремлением исполнения обязательств граждан и власти, что, безусловно, способствует мобилизации гражданского сообщества на реализацию стратегии и модернизации российского общества.
В деятельности институтов гражданского общества на всех этапах их становления и развития большое внимание уделяется проблеме культурного строительства, социально-культурной деятельности, как составной части модернизации российского общества.
При активном участии федеральной и региональных общественных палат, общественных советов, при государственных и муниципальных органах власти государственная культурная политика становится востребованной в социально-экономической, профессиональной, общественной деятельности различных организаций и ведомств. Именно культура предполагает анализ условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы. Реализация процесса управленческой деятельности непосредственно связана с культурной деятельностью руководителя, общественных и некоммерческих организаций, которые осуществляют диагностику, прогнозирование, разработку программ, организацию исполнения решений. С точки зрения культуры в личности руководителя обязательными являются такие качества, как образование, духовно-нравственные черты, управленческие способности, а также индивидуальная управленческая концепция, включающая содержание и внутренние принципы управления. Культурная политика обычно представлена в совместной деятельности большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей и представителей общественности.
Вместе с тем культура труда и управления призвана учитывать особенности людей, поскольку управление изучает способы их сотрудничества и превращения актов индивидуальной деятельности в целостную коллективную структуру. В то же время несовершенство способов сопряжения проявляет себя в различных формах, таких как конфликты, соперничество, ведомственные барьеры, местничество. Изучение условий обеспечения целостного функционирования трудовых коллективов - одно из важнейших направлений профессиональной культуры управления. Поскольку предметом управленческой деятельности является коллективный труд, а по условиям и содержанию труда эти организации существенно различаются, то в таких случаях особенности управленческой деятельности приобретают в каждом случае специфический характер и подлежат специальному изучению [7].
В современных условиях главной задачей культуры труда на этапе рыночных отношений является познание и изучение различных факторов сложности: качество труда, надежность отношений между работодателями и рабочими, развитие личности, профессиональной ориентации, а также демократизации производственных отношений. Именно в процессе труда индивидуумы, общественные и некоммерческие организации, районные, городские институты гражданского общества активно акцентируют внимание на особенностях личности и деловой активности. В отличие от официальных рыночных предписаний, должностных уставов, инструкций управленческая культура формирует различные концепции и практические рекомендации по повышению эффективности предпринимательской деятельности, выживанию в конкурентной борьбе.
Важнейшей основой отношений людей является культурно-психологическая составляющая, которая способствует формированию определенных функций: приспособления, связанного с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение в социальной среде, где личность приобретает положительные установки к полезным, позитивным, благоприятным для себя стимулам, ситуациям; эгозащиты, связанной с необходимостью поддержать внутреннюю устойчивость личности, положительные установки; становления и развития культуры общения, взаимодействия. В процессе культуры управления вырабатываются установки по отношению к тем или иным знаниям о мире, формируется мировоззрение, духовно-нравственные качества. Все эти знания и представляют систему установок как совокупность эмоционально окрашенных элементов знаний о мире, о людях, их социально-экономических отношениях.
Общественные организации используют различные формы и методы убеждения, которые при этом они добиваются, чтобы содержание и форма убеждения соответствовали уровню развития культуры личности. Данный механизм культуры делового общения отличается доступностью, последовательностью, логичностью, доказательностью, может содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры, а убеждающий должен быть глубоко убежден в том, что доказывает. В противном случае возможен эффект бумеранга, когда убеждение приводит к результатам, противоположным намерениям убеждающего.
Наиболее разнообразные формы и методы проявляются в общественно политической культуре, которая рассматривается как общественное явление, обладающее необходимыми связями участия в общественно-политической жизни общества. Предметами политической культуры делового общения являются процессы, связанные, прежде всего, с демократизацией, реформированием различных политических институтов, политической социализацией, избирательными процессами и участием в них институтов гражданского общества.
Значительное место в культуре труда и управленческой культуре отводится этикету. И важнейшим элементом профессиональной культуры делового человека является именно соблюдение делового этикета. Зарождение этикета в его современном понимании исторически связано с появлением абсолютных монархий, когда соблюдение определенных правил поведения было необходимо для укрепления авторитета правителя и усиления социальной иерархии. В России особое внимание этикету стало уделяться в начале XVIII в., когда на русскую почву переносились одежда, манеры и внешние формы поведения европейского образца. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием постоянно и настойчиво следил Петр I. Нарушение правил жестоко каралось.
Производственная культура связана, в том числе, и с людьми, наделенными властью, а обладание властью, зачастую, не предполагает еще автоматического внедрения различных форм и методов культуры труда, общения, профессионального взаимодействия, а потому еще немало различных конфликтов, противостояний, нарушений дисциплины, проявлений коррупции, некомпетентности в среде государственных и муниципальных служащих. Все это предполагает активное участие институтов гражданского общества в решении этих проблем, в том числе и в осуществлении общественного контроля за деятельностью чиновников, органами государственной и муниципальной власти.
Таким образом, для усиления культурной политики в регионах необходимо органам государственной власти и местного самоуправления совместно с институтами гражданского общества разработать проекты и программы по усилению просветительской работы с населением, привлечению внимания к восприятию культуры, расширению сотрудничества общественных объединений разных уровней, проведению публичных акций, воспитанию толерантности к проявлениям недооценки межкультурного многообразия.
На наш взгляд система ценностей культуры должна стать составной частью национальной идеологии. Общеизвестно, что идеология прежнего общества, как и само общество, отвергнута и не приемлема, а доказательством тому является деилогизация российского общества на первом этапе становления и развития нашей государственности. В тоже время общеизвестно и другое, что любое государство, общество в принципе не может существовать без идеологии, и не случайно российское общество, пережив период глубокого мировоззренческого кризиса, постепенно возвращается к осознанию важности и необходимости идеологии, как важнейшей составляющей политической системы общества, важнейшего социально-культурного института, объединяющего граждан страны в единое государство, единую нацию со своими целями, ценностями и интересами.
Список литературы
1. Выступление В.В. Путина на встрече с представителями общественных неполитических организаций. - Москва, Кремль, 12 июня 2001 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://2002.kremlin.ru/events/380.html
2. Доклад к заседанию Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации по вопросу: «О формировании толерантности в обществе, развитии межнационального общения и борьбе с ксенофобией средствами культуры» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mkrf.ru
3. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России В.В. Путина //Российская газета. - 2007. - 27 апреля - С. 3.
4. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. - 2008. - 6 ноября - С. 2-7.
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12.12.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://2002.kremlin.ru/events/380.html
6. Семина Т. Об этике общения и имидже. // Служба кадров и персонал 2010. - № 8. - С. 53-57.
7. Стеблецова Н.Н. Место и роль курса «Деловое общение» в формировании специалистов социокультурной сферы. Многоуровневая система подготовки специалистов в сфере искусств и культуры: традиции и инновации: материалы Всероссийской с международным участием науч.-практ. конф. (г. Орел, 22-23 марта 2012) - Орел: ОГИИК, 2012 г. - С.201-203.
8. Федоркин Н.С. Гражданское общество в России: проблемы и трудности формирования // Вестник московского университета. - Сер. 18 2005 г. - №4. - С. 3.