ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Кузьмина А.В. 1, Болдырихина В.Н. 1
1ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет», Социально-педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное телевидение является частью той среды, в которой происходит формирование личности младшего школьника. Сильно воздействуя на фантазию, мультфильмы и другие телепередачи дают детям определённые установки и модели поведения. Нередко с этими яркими, запоминающимися зрительными образами, подкрепленными соответствующей музыкой, не могут выдержать конкуренцию даже самые талантливые детские книжки с их великолепными картинками. А к родительским замечаниям дети обычно быстро привыкают и учатся не реагировать на них.

Младшие школьники являются особой частью зрителей, воспринимающих экранную информацию в соответствии с психологическими особенностями своей возрастной группы [1].

Телевидение позволяет избежать одиночества. Оно также является источником распространения норм, ценностей, вкусов, в том числе, и в области культуры. Значимость и влияние телевидения на интеллектуальное развитие детей как источника разнообразной информации особенно велико [2].

Многие телевизионные передачи созданы для того, чтобы помочь ребенку освоиться в социуме, показать, как нужно вести себя в сложных ситуациях, что способствует его успешной социализации, есть передачи, которые посвящены спорту и здоровому образу жизни, а также передачи, активизирующие творческие способности и расширяющие кругозор.

Однако телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Сегодня детские программы занимают определенную долю на федеральных каналах в сетке вещания и позволяют дистанционно обучать, развивать и развлекать огромное количество детей одновременно. В этом главное преимущество и достоинство телевидения для детей. Однако для того, чтобы конструктивная, образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их созданию, но и по исследованию их образовательной эффективности и психологическому влиянию на детей [3].

Телевидение оказывает значительное влияние на формирование человека, на его интеллект, психику, личностные качества. И чем младше ребёнок, тем это влияние, естественно, сильнее. Телевидение является элементом развивающей среды подрастающего человека.

Любая развивающая среда, в свою очередь, состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. Элементы могут представлять:

• совокупность материальных объектов;

• информационные блоки;

• современные технологии обучения, воспитания и развития и др.

Творческая развивающая среда способствует формированию креативности:

• развитию интеллекта;

• развитию качеств личности, способствующих творчеству;

• становлению образа жизни, жизненной позиции, мотивации на творчество и др.

Развивающая среда – это единство социальных и природных объектов, явлений, процессов, которые могут влиять прямо или косвенно, кратковременно или долговременно на жизнь ребенка, включаясь в его деятельность, моделируя содержание его интеллектуального, физического, духовного развития.

Об отрицательном воздействии телевидения на личность ребенка говорится очень много. Это воздействие, бесспорно, существует. Но у телевидения, безусловно, есть и достоинства, говорить о которых, и использовать возможности которых, конечно необходимо. Так, может ли телевидение служить положительным целям? Может ли просмотр телепередач помочь детям научиться быть более добрыми, честными, щедрыми и готовыми к сотрудничеству с другими, служить социализации детей, развивать их творчески? Видимо, да, если дети будут смотреть добрые сказки и мультфильмы, а не те, в которых герои - супермены, мутанты, не те сериалы и фильмы, где показаны пьющие, курящие люди, ведущие разгульный образ жизни.

Целью нашего исследования было выявить возможности современного телевидения для использования его в целостном педагогическом процессе начальной школы.

Задачами исследования было:

  • проанализировать литературные источники по теме исследования;

  • сделать тематический анализ телевизионных программ за месяц;

  • провести анкетирование студентов – будущих педагогов и учащихся начальной школы;

  • провести беседы с учителями и родителями о влиянии телевидения на образовательный процесс и личность школьника;

  • составить рекомендации и памятки для учителей, родителей и детей по использованию телевизионных передач в образовательном процессе начальной школы.

Гипотеза исследования была следующей – телевидение имеет значительные потенциальные возможности для использования его в целостном педагогическом процессе начальной школы, и играет большую роль в становлении личности младшего школьника, поскольку является частью образовательной среды, в которой дети проводят большую часть своего свободного времени.

Мы провели тематический анализ телевизионных программ за месяц и выяснили, что программы для детей можно встретить на «Первом канале» - «Умники и умницы»; на канале «СТС» - «Галилео», «Самый умный»; «НТВ» - «Вокруг света» и другие, но большинство из них предназначено для детей старше 12 лет. Тематический анализ телепередач за месяц представлен в таблице 1, где:

  • инфо – информационные телепередачи (например, «Новости», «Вести», «Сегодня» и др.);

  • досуг – развлекательные передачи, ток-шоу («Пусть говорят», «О самом главном», «Кулинарный поединок» и др.);

  • познавательные – развивающие, образовательные телепередачи («Умники и умницы», «Галилео», «Самый умный» и др.);

  • фильмы – художественные, документальные, фантастические, исторические («Троя», «Тарас Бульба», «Мама», «Одержимые» и др.);

  • сериалы – многосерийные фильмы («Позднее раскаяние», «Кухня», «Воронины», «Физрук», «След» и др.);

  • детям – сказки, мультфильмы, развивающие передачи для детей («Спокойной ночи, малыши», «Маша и Медведь», «Ребята и зверята» и др.).

Таблица 1

Формат телепередач, транслируемых в эфир на федеральных телеканалах

Канал

Характер телепередач

(в процентном соотношении к общему числу передач)

Инфо

Досуг

Познавательные

Фильмы

Сериалы

Детям

«Первый»

27 %

46 %

23 %

4 %

-

-

«Россия»

52 %

18 %

6 %

3 %

18 %

3 %

«НТВ»

27 %

14 %

23 %

22 %

27 %

-

«ТВЦ»

41 %

13 %

17 %

21 %

8 %

-

«ТВ-3»

11 %

11 %

34 %

33 %

-

11 %

«5»

18 %

3 %

10 %

3 %

66 %

 

«СТС»

-

36 %

8 %

8 %

36 %

12 %

«ТНТ»

-

29 %

-

10 %

48 %

13 %

Как видно из таблицы, такие общедоступные телеканалы, как «Первый», «Россия», «НТВ», «ТВЦ», «ТВ-3», «5», «СТС» слишком малый процент эфирного времени выделяют для трансляции познавательных передач, причем их показ осуществляется в большинстве своем в выходные дни. На наш взгляд, уменьшению доли эфирного времени, рассчитанного на трансляцию детских познавательных телепередач на этих телеканалах, способствовало появление огромного количества специальных каналов и передач для детей. Детские телеканалы - это один из способов, благодаря которым дети лучше познают окружающую среду. «Детский мир», «Детский», «Моя радость», «Улыбка ребенка», «Карусель» - современные каналы для детей. На них представлены обучающие и познавательные телепередачи. Они наполнены культурно-просветительскими и образовательными программами отечественного и зарубежного производства, способствующими умственному, эмоциональному и духовному развитию. Большинство передач развивают память, воображение, мышление, фантазию. С их помощью дети знакомятся с окружающим миром, познают и открывают новое. Они способствуют повышению интеллектуального уровня развития ребенка. На этих телеканалах выходят в эфир такие познавательные передачи, как «Вопрос на засыпку» - интеллектуальная викторина для детей, «Спроси у Всезнамуса!» - интерактивная телеэнциклопедия, «Забавная наука», «Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить», «Служба спасения домашнего задания» - познавательные передачи о науке и не только, есть передачи и о животных - «Жизнь замечательных зверей», «Ребята и зверята»; о природе - «Чудо Путешествия», «В гостях у Деда-Краеведа» и о многом-многом другом очень интересном, познавательном и увлекательном. Но, к сожалению, просмотр данных телеканалов возможен только теми детьми, у которых есть доступ к спутниковому телевидению.

Детское телевидение должно быть именно детским. Над созданием такого рода передач должны работать психологи и педагоги, знающие детскую психологию, имеющие четкие представления о том, что для детей полезно, а что нет, и способные преподнести детям информацию именно в том виде, в каком она будет наиболее востребована и понятна. Детские передачи должны развивать и воспитывать детей, превращать их в полноценных членов здорового общества.

Необходимо отметить также следующее, каким бы ни было разнообразие детских телеканалов и передач в них, необходимо учитывать то, что выбирать телепередачи нужно тщательно, так чтобы не навредить ребёнку. Причём, в выборе передач для просмотра, а также разъяснении увиденного с телеэкрана, квалифицированную помощь должны оказывать педагоги в тесном союзе с семьёй школьника.

Возможности телевидения в образовании и формировании личности, на наш взгляд, не имеют равных по сравнению с другими средствами массовой информации. Было бы полезно, чтобы родители смотрели передачи по телевидению вместе с детьми не только для того, чтобы разъяснять увиденное, но и для участия в приятном общесемейном занятии. В этом случае телевидение становится прекрасным методическим средством в обучении, а также поводом для дискуссий по самым разным вопросам, что, безусловно, служит укреплению семейных связей, учит быть терпимее к другому мнению, понимать и слушать друг друга.

Кроме того, в связи с возрастающим влиянием телевидения на социализацию школьников, актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми 6-10 лет, а также возможной степени руководства педагогами процессом освоения детьми окружающего мира посредством телевизионной информации.

Итак, может ли телевидение использоваться в образовательном процессе? На наш взгляд, может при условии соблюдения следующего:

  • хорошее знание педагогом детских телевизионных передач;

  • использование в своей работе телевизионных программ систематически и планово;

  • использование передач хорошо знакомых и доступных для просмотра всеми учащимися.

Телевидение можно использовать в групповой и индивидуальной работе с детьми. Причём применять телевизионные программы можно как в урочной, так и во внеурочной деятельности, а также в дополнительном образовании детей.

На наш взгляд, телевидение можно использовать в проектно-исследовательской деятельности, особенно при выполнении таких видов проектов, как: практико-ориентированный проект, исследовательский, информационный, творческий и др. Так, например, при выполнении информационного проекта можно предложить следующие темы: «Экологические проблемы на разных телевизионных каналах», «Моя любимая интеллектуальная телевизионная игра», «Телевизионные конкурсы» и др. При выполнении групповой исследовательской работы можно проанализировать освещение в разных телевизионных программах проблемы здорового образа жизни, досуга и др.

Нас заинтересовал вопрос о том, какое место в жизни современных студентов – будущих педагогов занимает телевидение, и как относятся они к возможности использования телевизионных передач в образовательном процессе начальной школы. Мы предложили второкурсникам факультета начальных классов ответить на такие вопросы, как:

  1. Смотрите ли вы телевизор? Если да, то сколько часов в неделю Вы посвящаете просмотру телевизионных передач?

  2. Какие виды передач Вы обычно смотрите (фильмы, познавательные, развлекательные, исторические и т.д.)?

  3. Есть ли у Вас любимые телепередачи? Если да, то какие?

  4. Какие образовательные передачи вы знаете?

  5. Как вы считаете, можно ли использовать современные телепередачи в образовательном процессе начальной школы?

  6. Оцените в баллах от 1 до 5 роль телевидения в образовательном процессе начальной школы.

  7. Если бы вы могли создать телевизионную передачу, то какая бы она была (по содержанию, по форме, ее название)?

  8. Что бы Вы изменили в телевизионных программах, если бы у вас была такая возможность, с целью использования их в учебном процессе начальной школы?

Просмотру телепередач студенты уделяют от трёх до тридцати шести часов в неделю, а в среднем, 14 часов. Передачи смотрят самые разные - информационные, развлекательные, познавательные и др. Среди наиболее популярных программ – «Что? Где? Когда?», «Самый умный», «Наука» и др.

Возможность использования телевидения в образовательных целях видят 90% участвовавших в опросе. Средний балл оценки роли телевизионных передач в образовательном процессе – три. При возможности создания телевизионной передачи, она была бы у большинства студентов познавательной, интересной, развивающей, научной. Практически все студенты предложили убрать или значительно сократить показ рекламы.

Нас также заинтересовал вопрос о месте телевидения в жизни современного младшего школьника, поскольку наши беседы с родителями, учителями и самими учащимися позволили сделать вывод о том, что большинство младших школьников основную часть своего свободного времени проводят за просмотром телепередач. В связи с этим было проведено анкетирование среди учащихся 2-3 классов Староказинского филиала Новоникольской СОШ Мичуринского района Тамбовской области. Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Ты любишь смотреть телевизор?

  2. Сколько часов в день ты смотришь телевизор?

  3. Какие передачи ты любишь смотреть больше всего? («Спокойной ночи, малыши»; мультфильмы; детские художественные фильмы; другие детские передачи)

  4. Рассказываешь кому-либо о передачах, которые посмотрел (а)? Кому?

  5. Родители разрешают тебе смотреть телевизор?

  6. У тебя есть любимая телепередача?

  7. В выходные дни любишь смотреть телевизор?

  8. Ты забываешь про выполнение домашнего задания, если хочешь посмотреть телевизор?

  9. У тебя есть любимый герой мультфильма (сказки, детского художественного фильма, детской передачи)? Напиши его имя. Почему он тебе нравится?

  10. Перед тобой художественная книга и художественный фильм по этой книге, что ты сделаешь? (Только прочитаешь книгу; только посмотришь фильм; сначала прочитаешь книгу; затем посмотришь фильм; посмотришь фильм, а потом прочитаешь книгу).

Анкетирование показало, что 90 % опрошенных младших школьников любят смотреть телевизор; средняя продолжительность просмотра телепередач составляет 2 часа в день; больше всего детям нравится смотреть мультфильмы и детские художественные фильмы. 80% учеников делятся своими впечатлениями с друзьями об увиденном на «голубых экранах». Всем опрошенным детям родители разрешают проводить свободное время за просмотром различных телепередач. У всех детей есть своя любимая передача и любимый герой мультфильма или сказки. Кроме того, все дети отметили, что любят смотреть телевизор в выходные дни. Однако учащиеся 2-3 классов данной школы не забывают про выполнение домашнего задания, даже если хотят посмотреть свою любимую телепередачу. На десятый вопрос ответы разделились на «только прочитаю книгу» и «сначала прочитаю книгу, затем посмотрю фильм», что свидетельствует о том, что современные младшие школьники все же отдают предпочтение книгам и учебникам как более достоверным источникам информации. Возможно, здесь сказывается влияние учителей и родителей.

Таким образом, у современного телевидения имеются большие потенциальные возможности для использования его в целостном педагогическом процессе начальной школы. Оно является элементом развивающей среды младшего школьника и может играть положительную роль в формировании его личности. Однако необходимо отметить, что детское телевидение должно быть именно детским. Над созданием такого рода передач должны работать психологи и педагоги, способные преподнести детям информацию именно в том виде, в каком она будет наиболее востребована и понятна. Причём, в выборе передач для просмотра, а также разъяснении увиденного с телеэкрана, квалифицированную помощь должны оказывать педагоги в тесном союзе с семьёй школьника. Детские передачи должны развивать и воспитывать детей, превращать их в полноценных членов здорового общества. Нами были составлены рекомендации и памятки для учителей, родителей и детей по использовании телевизионных передач в образовательном процессе начальной школы.

Список литературы

  1. Баженова, Л.М. Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками /Л.М. Баженова //Начальная школа. - 1995. -№ 11. – С. 8-11.

  2. Колесникова, Т. А. Роль детских телевизионных передач в интеллектуальном развитии младших школьников / Т. А. Колесникова, О. С. Боровко. – Чита : Молодой ученый, 2013. - С. 77-79.

  3. Колосов, А. А. Техника и технология СМИ. Печать. Радио. Телевидение. Интернет / А. А. Колосов, В. И. Сапунов, В. В. Тулупов, М. И. Цуканова. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2008. - С.127.

  4. Телевизионные программы.

 

8

 

Просмотров работы: 701