Практика подготовки подрастающего поколения к жизни, поиск наиболее действенных факторов социализации воочию показали многим поколениям народа, что помимо совместной трудовой деятельности в развитии личности, осознание ею себя деятелем, способным достигать те или иные жизненные цели, большую роль играют традиции, обычаи, различные виды и формы игры, умение петь, танцевать, слушать и рассказывать сказки, участие детей в трудовых торжествах, праздниках, обрядовых действиях, зрелищных мероприятиях, которыми богата жизнь народа. Народная педагогика пришла к верному выводу о том, что развитие сознания детей происходит в деятельности, в различных ее видах. Развитие сознания, т.е. понимание личностью путей достижения своих насущных жизненных целей и потребностей, становится движущей силой развития всех сторон личности – воли, ума нравственности, трудовой активности.
Народная педагогика, хотя и не в состоянии делать широкие обобщения, но вполне сознает, что развитие личности достигается ее активным включением в труд, игру и другие виды деятельности, представляющие собой испытанные факторы и средства воспитания.
«Народная педагогика не мыслит воспитание совершенного человека вне активной деятельности. Комбинированные меры воздействия на сознание и чувства подрастающего поколения всегда находились в соответствии с комплексными формами организации его жизни и деятельности», - пишет Г.Н.Волков, подчеркивая, какое большое значение в народном воспитании придается различным проблемам человека.
К комплексным формам организации жизни молодежи ученый относит многочисленные обычаи, традиции, обряды, праздники.
На наш взгляд, специфика жизни, быта дагестанских народов представляет народным воспитателям еще больше возможностей всестороннего воздействия на развитие личности воспитуемого. Это многочисленные календарные обряды, традиции взаимопомощи, молодежные, трудовые, религиозные праздники, народные зрелища и др.
Значение фольклора с его различными жанрами, учитывающими возрастные периоды развития подрастающего поколения, трудно переоценить как фактора всестороннего воспитания и развития воспитуемого.
Идея единства человека - сына, дочери народа - с народом - одна из главных в дагестанской народной педагогике. Она как завещание предков потомкам передается посредством пословиц, мудрых изречений народа от старшего поколения к молодому:
- Если народ захочет, войлочный кол в землю войдет.
- Рост аула – люди, сила аула – единство.
- Гора в горе не нуждается, а человеку без человека не быть.
- Кто не вместе с аулом, тот покойник без могилы.
- Кто не с людьми, тот словно и не родился. Специфика народной педагогики, которая заключается в формировании личности посредством деятельности – игры, труда, общения – открывает широкие возможности для ее самовоспитания, саморазвития.
Гуманизм народного воспитания раскрывается в том, что оно глубоко верит в духовно-интеллектуальные возможности ребенка и всеми силами стремится развивать способности его, являющиеся источником этих возможностей. Народная педагогика, опираясь на свой опыт, исходит из идеи формирования морально и физически здоровой, интеллектуально, эмоционально богатой личности.
Главное при этом мудрые педагоги – практики, учившиеся мудрости воспитания на материале богатой и многообразной жизни, видят в опоре на природные способности ребенка.
В народной педагогике сосредоточены не только обобщенные нормы и требования, но признается, что у детей разные способности, таланты, интересы, с которыми они приходят в мир. Они требуют равенства в сохранении и развитии того, что заложено в их природе от рождения.
Народная мудрость гласит, что Бог одному дает «золотую голову», другому «золотые руки», а третьему – «золотое сердце».
У многих народных педагогов часто обнаруживается глубокая интуиция, очевидно, основанная на вдумчивом отношении к своему богатому опыту воспитания подрастающего поколения.
Они знают, что у каждого ребенка свои индивидуальные сроки развития, связанные с рядом причин «Не все фрукты в саду созревают в одно время, не все дети успевают раскрыться по достижении определенного возраста», - афористично выразил по этому поводу наш информатор, знаток детской психологии, мудрый старец Омар М.
Конечно, программа, рассчитанная на усредненного ребенка, не всегда подходит для конкретного Магомеда, Рамазана или Ибрагима.
Но одно из важных условий раскрытия и развития познавательных способностей, лучших моральных качеств детей - это факторы, средства, источники воспитания, предоставляемые самой жизнью, выдержавшие испытание времени и успешно используемые в целях социализации подрастающего поколения.
Остановимся на конкретных факторах, средствах народного воспитания, не утерявших своего значения и функционирующих в этнической воспитательной системе народов Дагестана.
Мы глубоко верим в то, что воспитательный потенциал рассматриваемых нами здесь педагогических факторов представляет большой интерес достижения целей коррекционно-развивающей деятельности учащихся с задержкой психического развития.
Совместный труд (и не только производительный, но и интеллектуально-творческий) с родителями, другими взрослыми, имеющими отношение к воспитанию детей.
Совместный труд родителей и их разновозрастных детей - одна из древнейших традиций, которая является в то же время замечательным средством воспитания подрастающего поколения семьи не только настоящими тружениками, но и людьми, глубоко чувствующими свою ответственность во всем. Труд в семье рядом с самыми дорогими людьми - матерью, отцом, братьями, сестрами и другими близкими людьми - способствует развитию растущего ребенка. Такой наполненный теплом самых прочных, т.е. родственных уз, труд способен развивать не только умения, навыки рационально трудиться, но и морально-психологическую, эмоционально-волевую сферы ребенка. В семье, как правили, каждый из детей имеют свои трудовые обязанности, свой трудовой объект.
С учетом возраста, личного интереса, склонностей детей и других обстоятельств родители определяют своим сыновьям, дочерям трудовые обязанности, связанные с выращиванием молодняка домашнего скота (ягнят, телят и др.), уходом за деревьями в саду, за участком на огороде. При этом не только родители, дедушка и бабушка, но старшие братья и сестры становятся учителями, наставниками и опекунами младших, открывая им секреты ухода за животными, садом, огородом, отношения к земле и много другого.
Коллективный труд всех членов семьи, в котором часто принимают участие родственники и соседи, в воспитательном отношении очень ценен, позволяет в естественной обстановке решать задачи развития познавательных способностей, нравственных качеств, способностей общения детей с окружающими. Он вносит вклад в формирующийся жизненный опыт детей.
Кроме труда в семейном хозяйстве дагестанские дети – и мальчики, и девочки – систематически участвуют в коллективном труде в составе разновозрастных детских коллективов в выполнении работ в поле, в горах – в пастьбе мелкого и крупного рогатого скота, в выращивании различных сельскохозяйственных культур (посадка, окучивание, полив картофеля, моркови, капусты и др.), в сборе дикорастущих фруктов, съедобных и целебных трав и др. Такой труд в эмоционально приподнятом настроении от возможности общения с друзьями, товарищами, сверстниками как педагогический фактор высоко действен, развивает самостоятельность детей, так как они поставлены перед необходимостью решать возникающие в процессе труда проблемы сами – взрослые, родители находятся далеко, ввиду чего не могут быть советчиками.
Целесообразность раннего включения детей в трудовые дела семьи, а затем и сельского общества (джамаата) выступает как один из важных выводов из народного опыта воспитания подрастающего поколения. Народ прекрасно понимает, что любой вид физического труда и в особенности коллективный труд обладает большими возможностями формирования умственных, нравственных качеств, развитие способностей, подростков, молодежи.
Литература:
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 1999 - 168 с.
Маллаев Д.М., Омарова П.О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1. С. 28-37.
Омарова П.О., Османова Г.А. Классификация стойкой школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 60-68.
Омарова П.О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга//Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Махачкала, 1999. - 174 с.
Уруджев В.З. Педагогические условия реализации этнического наследия в физическом воспитании учащихся сельских школ (на материале Республики Дагестан): Автореф. дисс к.п.н. - Махачкала: ДГПУ, 2005. - 17 с.
Хубиева З.М. Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа: Автореф. дисс… канн.пед. наук. - Карачаевск: КГПУ, 2004. - 22 c.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагог. аспекты. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 136 с.
Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Педагогика, 1984. - 143 с.
Якубов З.Я. Традиционный уклад семьи у дагестанских народов // Воспитание школьников. - 1999, №5. - С. 38-40.