Социологические исследования подтверждают значительный рост количества детей с отклонениями в развитии и поведении в последние годы в силу разных причин, объективного и субъективного характера. Так как от 15 до 40% учащихся начальных классов обнаруживают задержку психического развития, 20-30% относятся к группе риска и от 17-37% выражают неудовлетворенность школьным обучением.
Анализ теории и практики работы с младшими школьниками с проблемами в развитии показывает, что трудности в обучении - явление интегративное, многовариантное, детерминированное разнообразными факторами. Современными исследованиями (З. И. Калмыковой, К. С. Лебединской, Н. А. Менчинской, М. С. Певзнер и др.) установлено, что трудности в обучении младших школьников имеют различные проявления, это: отставание в учебе, низкая мотивация учения, низкий уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Большая часть детей с задержкой психического развития (ЗПР), обучаются в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО).
Анализ теории и практики обучения детей в классах коррекционно-развивающего обучения позволил выделить существенные причины возникновения трудностей в обучении младших школьников: плохое состояния здоровья детей и, как следствие, быстрая утомляемость, низкая работоспособность; органическая недостаточность; низкий уровень умственного развития; неблагоприятные условия жизни и воспитания; неблагополучная обстановка в семье; слабая подготовка ребенка к школе; отсутствие индивидуального подхода к ученикам; низкая мотивация учения и др.
В научно-методических исследованиях и практике работы классов коррекционно-развивающего обучения известны методики психотерапии (Х.Д. Джиннот, Роджерс), психокоррекции (Т.В. Андрюхина, В.В. Лебединская, С.Г. Шевченко), формирования познавательных умений (Д.Б. Богоявленская), позволяющие снижать трудности школьников в развитии психических процессов и учебных умений и повышать работоспособность. Но эти методики имеют локальный, адресный, ограниченный характер влияния на деятельность учащихся.
Менее исследованным аспектом проблемы является специфика воспитания детей с ЗПР. Можно предположить, что воспитание в системе коррекционной работы имеет более сложную природу и должно включить функцию сопровождения психотерапии, мотивации в формировании учебно-познавательных умений и облагораживания характера при отклонениях от норм поведения. В любом случае воспитание в коррекционной работе имеет дифференцированный характер в зависимости от вида и причин отклонения от нормы конкретного ребенка.
Народная педагогика необычайно богата факторами, средствами, источниками благотворного воздействия на формирование и развитие личности растущего человека. Неразрывность воспитания от всей жизнедеятельности предоставляет большие, почти неограниченные возможности развивающего воздействия на личность.
Практика подготовки подрастающего поколения к жизни, поиск наиболее действенных факторов социализации воочию показали многим поколениям народа, что помимо совместной трудовой деятельности в развитии личности, осознание ею себя деятелем, способным достигать те или иные жизненные цели, большую роль играют традиции, обычаи, различные виды и формы игры, умение петь, танцевать, слушать и рассказывать сказки, участие детей в трудовых торжествах, праздниках, обрядовых действиях, зрелищных мероприятиях, которыми богата жизнь народа. Народная педагогика пришла к верному выводу о том, что развитие сознания детей происходит в деятельности, в различных ее видах. Развитие сознания, т.е. понимание личностью путей достижения своих насущных жизненных целей и потребностей, становится движущей силой развития всех сторон личности – воли, ума нравственности, трудовой активности.
Народная педагогика, хотя и не в состоянии делать широкие обобщения, но вполне сознает, что развитие личности достигается ее активным включением в труд, игру и другие виды деятельности, представляющие собой испытанные факторы и средства воспитания.
«Народная педагогика не мыслит воспитание совершенного человека вне активной деятельности. Комбинированные меры воздействия на сознание и чувства подрастающего поколения всегда находились в соответствии с комплексными формами организации его жизни и деятельности», - пишет Г.Н.Волков, подчеркивая, какое большое значение в народном воспитании придается различным проблемам человека.
К комплексным формам организации жизни молодежи ученый относит многочисленные обычаи, традиции, обряды, праздники.
На наш взгляд, специфика жизни, быта дагестанских народов представляет народным воспитателям еще больше возможностей всестороннего воздействия на развитие личности воспитуемого. Это многочисленные календарные обряды, традиции взаимопомощи, молодежные, трудовые, религиозные праздники, народные зрелища и др.
Литература:
Власова Т.А., Певзнер С.М. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары: Чуваш. гос. издат, 1979. - 448 с.
Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971. - 184 с.
Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.: Педагогика, 1973. - 150 с.
Лебединский В.В. Нарушение психического развития. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 167с.
Маллаев Д.М., Омарова П.О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1. С. 28-37.
Омарова П.О., Гасанова З.З. Использование проективной методики «дерево» в диагностике дефицитарной социальной ситуации развития //Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 247-254.
Омарова П.О., Османова Г.А. Классификация стойкой школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 60-68.
Омарова П.О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга//Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Махачкала, 1999. - 174 с.