Для достижения качественных результатов в культурной политике России Правительством РФ определены следующие приоритетные направления:
- разработка стандартов качества услуг в сфере культуры и массовых коммуникаций, обеспечивающих конституционные гарантии граждан Российской Федерации;
- создание условий для улучшения доступа граждан России к культурным благам и услугам, образованию в сфере культуры и искусства (художественному образованию), в том числе малообеспеченных групп населения России и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
- модернизация и обеспечение инновационного развития сети музеев и библиотек за счет масштабного инвестирования в технологическое обновление и повсеместного внедрения и распространения новых информационных продуктов и технологий, реализации механизмов поддержки;
- обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов;
- развитие механизмов поддержки стимулирования творчества музыкальных, театральных и других творческих коллективов, в том числе традиционной народной культуры;
- разработка мер по привлечению талантливой и профессионально подготовленной молодежи для работы в отрасли, что позволит расширить спектр и улучшить качество оказания услуг в области культуры, ускорить внедрение инновационных методов работы;
- модернизация системы профессиональной подготовки и переподготовки творческих кадров, специалистов в области управления и организации сферы культуры, искусства и массовых коммуникаций, укрепление кадрового потенциала отрасли, развитие непрерывного образования в сфере культуры;
- формирование системы общественного теле-, радиовещания и цифрового телевидения на федеральном уровне и в регионах страны. Предоставление населению услуг в области культуры одновременно относится и к компетенции субъектов Российской Федерации, муниципальных районов и городских округов, городских и сельских поселений.
Как показывает опыт многих регионов и муниципальных образований, именно финансовые ресурсы бюджета территорий в наибольшей степени влияют на объемы предоставляемых услуг. В связи с этим возникает вопрос: должен ли фактор состояния бюджета территорий являться решающим при планировании государственных услуг и не приведет ли сокращение их объема к ухудшению качества жизни граждан?. С другой стороны, очевидно, что бюджетное планирование должно опираться на количественные объемы услуг, вытекающие из объективных потребностей населения и иных субъектов, для которых эти услуги предназначены. Ответ на данные вопросы, вероятнее всего, лежит в плоскости оптимального сочетания возможностей бюджета территории при планировании государственных услуг и необходимости повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг посредством создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансирования, а также укрепления системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования потребностей в тех или иных услугах с учетом всего спектра внешних и внутренних факторов. Орловская область на протяжении последнего ряда лет активно реализует реформы в области общественных финансов. Приоритетом в проведении бюджетной политики является, прежде всего, обеспечение населения бюджетными услугами социальной сферы, в том числе услугами сферы культуры.
Сфера культура Орловской области представлена достаточно разветвлённой сетью учреждений, включающей в себя 4 театра, 19 музеев, 310 общедоступных библиотек, 390 учреждений культурно-досугового типа.
В 2015 г. из областного бюджета на эти цели направлено 354336,9 тыс.руб. Следует отметить, что несмотря на достаточно тяжёлую экономическую ситуацию в стране как и в 2015 году бюджет Орловской области и на плановый период 2016 и 2017 гг. сохранит свою социальную направленность. При этом в 2016 г. на финансирование сферы культуры планируется направить 242148,2 тыс. рублей. Данные ассигнования включают расходы на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями и предоставление субсидий иным некоммерческим организациям культуры, а также финансирование программно-целевых мероприятий в отрасли.
Ключевым мотивирующим фактором, обеспечивающим качество и доступность услуг, должно стать формирование для каждого учреждения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) с указанием показателей объема и качества его выполнения, а также установление прямой зависимости объема финансового обеспечения выполнения задания (размера субсидии) от результатов деятельности учреждения. Переход от сметного финансирования к предоставлению субсидий включает предоставление обязательной субсидии на оказание услуг (выполнение работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Предполагается, что такая субсидия будет рассчитываться исходя из фактически сложившихся расходов, а затем произойдет их унификация по группам однопрофильных учреждений с учетом различных факторов. Наряду с обязательными субсидиями могут предоставляться и субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции. Анализ сложившейся практики формирования государственных (муниципальных) заданий в регионах (муниципальных образованиях) свидетельствует о том, что объемы их финансового обеспечения могут подвергаться корректировке в силу того, что запланированные значения показателей, характеризующие качество предоставления государственных услуг, не всегда совпадают с фактическими значениями. В отдельных отраслях социальной сферы объемы предоставления услуг (выполнения работ) подвержены существенным и плохо прогнозируемым колебаниям. В частности, это характерно для отрасли культуры. Специалисты считают, что эффективность принятия решений о корректировке государственного задания и изменении размера субсидии может быть оценена с учетом таких факторов, как:
1) возможность учреждения влиять на фактические объемы оказания услуг;
2) степень гибкости изменения потребности в ресурсах в связи с отклонениями относительно запланированных объемов оказания услуг.
Вместе с тем корректировку государственного задания и перерасчет субсидий на его выполнение следует рассматривать как крайнюю меру, используемую в качестве жесткой санкции в отношении учреждения либо в случае возникновения непрогнозируемых колебаний спроса на услугу. В деятельности организаций культуры имеются существенные особенности, выражающиеся в сочетании выполнения функционально различных компонентов: создание культурных благ, их хранение, распространение и организация освоения потребителем.
Резюмируя всё вышесказанное, следует отметить, что современный механизм финансового обеспечения сферы культуры региона, после его трансформации в свете проведения реформы бюджетной сети, имеет ещё целый ряд нерешённых проблем и требует дальнейшего совершенствования и доработки.
Список литературы
Закон Орловской области от 05.12.2014 N 1699-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW127;n=34693
Дмитриева Н.Е., Акимова Л.И., Андреюк М.В., Балахнев М.В. Орловская область. 2009-2014: стат. сб.// Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. – Орел, 2014. – c 122.
[Электронный ресурс]: http://orel-region.ru/, Портал Орловской области – центр публичный информационный. (Дата обращения: 02.12.2015)
[Электронный ресурс] : http://www.orel-adm.ru/, Администрация города Орла – официальный сайт. (Дата обращения: 02.12.2015)
Рейнбах Е.Ю. Сущность и формы реализации региональной культурной политики// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»: научный журнал. – Орёл: изд-во ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет». – 2015. – №5(68).- с.184-188
Рейнбах Е.Ю. Формирование региональной культурной политики: опыт Орловской области // Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования Материалы международной научно-практической конференции: Орловский государственный институт искусств и культуры; редакционная коллегия: Н.А. Паршиков (гл.редактор), И.А. Ивашова (науч.ред. и сост.), В.М. Гапоненко, Н.А. Меркурьева, Г.Н. Харитонова. – Орёл: Орловский гос.ин-т искусств и культуры, 2014.- с. 29-33.