Так, музеи много времени и сил затрачивают на подготовку экспозиций и выставок, поисковую и научную работу. Их деятельность связана с выявлением каналов частных коллекций, их приобретением и описанием, участием в экспедициях, идентификацией, реставрацией и хранением различных памятников истории и культуры, экскурсионным обслуживанием посетителей, поддержанием памятников в нормальном состоянии.
При этом музеи как некоммерческие организации обладают следующими характеристиками:
- они изначально не ориентированы на получение прибыли;
- цели их деятельности фиксируются законодательством;
- доходы или имущество ни полностью, ни частично не могут быть распределены между лицами, причастными к организации.
Вместе с тем, музеям присущи общие тенденции в развитии финансово-хозяйственной деятельности, свойственные для всех учреждений некоммерческого сектора в целом, и сферы культуры в частности. Так, в настоящее время маркетинг и менеджмент не только находят активное применение в коммерческом секторе, но и успешно используются в сфере некоммерческих организаций, в т.ч. и в учреждениях культуры. Изменяется отношение к роли и функциям учреждений культуры. «Просветительская» модель культуры сменяется так называемой «гедонистической» концепцией, согласно которой культура должна доставлять удовольствие, развлекать, успокаивать. В современном мире люди постоянно испытывают стресс, перегружены на работе, устают от бытовых проблем, поэтому в учреждениях культуры они ищут возможности отдохнуть, отвлечься от проблем, а если обучаться, то играючи. На Западе термин «посетитель» потерял былое значение. В данном контексте теперь принято использовать слово «клиент», чем подчеркивается то, что музей должен предоставить продукт или услугу, обеспечив какую-то выгоду (духовную, эстетическую, информационную и пр.) для своего посетителя.
Работникам музеев в современных реалиях следует думать о том, что посетитель должен получить от визита в учреждение положительные впечатления, способные выдержать конкуренцию. Если клиент, покидая стены музея, остается удовлетворенным полученной услугой, то это означает, что он не только вернется сюда еще раз, но и посоветует посетить музей своим друзьям и знакомым.
Данные факторы дали достаточно мощный импульс для пересмотра места и роли музеев в обществе, управленческих технологий и способов работы учреждений с различными аудиториями, а также механизмов их финансово-хозяйственной деятельности.
Бесспорно, что приоритетными направлениями развития финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры в современных условиях является совершенствование их маркетинговой деятельности.
Применение маркетинга в музейном деле имеет ряд особенностей. Одна из них состоит в том, что музеи как часть социокультурной сферы используют некоммерческий, или социальный, маркетинг.
С одной стороны, социальный маркетинг вбирает в себя достижения маркетинговых концепций и технологий бизнес-сектора, с другой стороны, адаптируются и динамично развиваются собственные подходы и стратегии, опирающиеся на специфику некоммерческих организаций.
Применение маркетинговой деятельности в организациях сферы культуры имеет свою специфику. В качестве продукта выступают различные услуги (например, в музее это выставочная и образовательная деятельность). Потребитель получает в обмен на денежные средства не материальные блага и услуги, а эстетическое и духовное удовольствие, удовлетворение потребностей в образовании и культурном досуге. Некоммерческие организации культуры во всех странах получают бюджетную финансовую поддержку, поэтому цены на их услуги, как правило, регулируются государством и не могут изменяться в широком диапазоне в зависимости от спроса. Большинство организаций культуры «привязано» к месту.
Обратившись к международному опыту маркетинговой деятельности учреждений культуры можно отметить, что существуют две основные модели её организации: американская и французская.
В американской моделиосновное внимание направлено на привлечение спонсоров, партнеров. Предоставление разнообразных услуг, прежде всего, ориентировано на извлечение максимально возможной прибыли.
Во французской моделиглавная задача предоставления услуг - максимальное удовлетворение спроса посетителей.
Основное различие данных моделей заключается в особенностях структуры финансовых источников. Например, во Франции доля государственных субсидий составляет более 50%, а в США - менее 15%.
Общая черта американской и французской моделей - наличие службы по связям с общественностью, работающей над созданием имиджа учреждения. При этом внимание общественности привлекается через средства массовой информации, сотрудничество с другими учреждениями и организациями-партнерами, а также со спонсорами, благотворителями и органами государственной власти, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В настоящее время в России формируется промежуточная модель организации маркетинга в сфере культуры. Она сочетает в себе различные элементы американской и французской моделей. Многие российские учреждения культуры продолжают советские традиции работы с посетителями. Эти традиции близки к французской модели. Безусловно, в крупных музеях городов-мегаполисов (в Эрмитаже, Русском музее и пр.) организация маркетинговой деятельности более продумана и слажена, но и региональные музеи тоже начинают уделять должное внимание маркетингу и менеджменту в своей работе.
Так, в настоящее время во многих музеях создаются специальные отделы, в работу которых входит круг вопросов, относящихся к рекламе, пропаганде, связям с общественностью и другим средствам, которые должны помочь организации наладить контакт с аудиторией. Специалисты по маркетингу предоставляют необходимые данные для составления перспективного плана работы музея, проводят краткосрочные маркетинговые кампании в ходе отдельных музейных мероприятий, участвуют в привлечении внебюджетного финансирования и в работе со спонсорами.
Резюмируя всё сказанное выше, следует отметить, что музей является некоммерческой социально-культурной организацией, не ориентированной на извлечение прибыли из своей деятельности. Тем не менее, в настоящее время музей должен искать возможности модернизироваться, встроиться в современные экономические условия. Для успешного развития ему необходимо эффективно конкурировать на рынке досуга, привлекать внимание различных категорий посетителей, создавать дополнительные возможности для своих гостей, осваивать современные технологии деловой активности.
Список литературы
1. Организационно-экономические аспекты управления социально-культурной сферой, коллективная монография. Монография. – Орёл: АПЛИТ, 2014. – 288с.
2.Шубина О.А., Назаров П.В. Организация менеджмента и маркетинга в региональном музее // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. - №9. - С.17-35.