Задачи планирования учреждения заключаются в следующем:
обеспечение целенаправленного развития театра в целом и всех его структурных подразделений;
перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает состояние объекта, желаемое в будущем, и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных или сдерживание отрицательных тенденций развития;
координация деятельности структурных подразделений и сотрудников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов;
создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности тетра путем сравнения фактических и планируемых значений параметров по принципу «факт – план»;
стимул (мотивация) трудовой активности сотрудников. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, создающие действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников процесса управления;
информационное обеспечение работников театра. Планы содержат важную для каждого участника его реализации информацию в целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.
Весь круг вопросов, связанных с планированием деятельности театра, можно условно разделить на две части:
- философия планирования - основное содержание и направленность плановых документов;
- технология планирования - принципы, методы и показатели планирования, информационное обеспечение планов.
При этом технология планирования определяется его философией.
В целом, планы, разрабатываемые и используемые в сфере культуры, различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны. По содержанию планируемой деятельности различаются планы культурно-досуговой (основной) деятельности, финансирования, повышения квалификации и т.д.
Основная деятельность БУКОО «Орловский театр кукол» (далее театр) осуществляется посредством подготовки и показов спектаклей и других публичных представлений.
Среди форм, используемых в работе, основными являются: спектакли, концерты, творческие вечера, проводимые на своей площадке; выезды в пределах своей территории, а также гастроли в другие регионы России и зарубежье.
Планы тетра могут быть посвящены какому-то одному виду деятельности — в этом случае это будет тематический план, или ряду направлений работы — комплексный план или программа (например, Годовой план работы.
К примеру, работа театра организована по календарному плану, составленному по кварталам. В плане представлены:
- количество новых постановок, в т.ч. стационар и выездные;
- число зрителей на спектаклях;
- доходы от сборов за спектакли.
Разделы годового плана деятельности учреждения имеют единую логическую структуру: четыре основные вертикальные графы (столбцы) во всех разделах аналогичны. Они отражают: содержание мероприятий, сроки их реализации, ответственных исполнителей и плановые показатели выполнения. По желанию авторов планов могут добавляться графы, указывающие, например, бюджет и партнеров мероприятия, планируемое количество посетителей и т.п.
Планирование деятельности театра начинается с предпланового анализа, который базируется на годовых информационно-аналитических отчетах учреждения.
В настоящее время в сфере культуры сложилось несколько групп методов планирования. Каждая из этих групп позволяет решать специфический класс задач и не имеет универсального характера. Более того, полноценное планирование предполагает систематическое использование различных методов, в зависимости от задач, решаемых на конкретном этапе разработки.
Аналитическое планирование, называемое также методами экстраполяции, так как они связаны с выявлением тенденций, действовавших в предшествующий период, факторов, определявших развитие этих тенденций, и предположении, что эти тенденции и факторы будут действовать и в планируемый период. Поскольку центральным моментом аналитического планирования является анализ содержания и итогов предшествующего периода, иногда его называют также планированием «от достигнутого уровня». В определенном смысле нет и не может быть планирования, так или иначе, не опирающегося на анализ достигнутого уровня. Проблема заключается в добротности и достоверности технологии анализа этого уровня.
Спектр методов такого анализа чрезвычайно широк: от простого переписывания предыдущего плана до формализованных математических методик.
В зависимости от конкретных технологий аналитического планирования в театре используются две основные группы: интуитивные и формализованные методы. В первом случае речь идет об использовании личностного опыта руководителя и всех лиц, участвующих в принятии решений по планированию, во втором — в жестко упорядоченных процедурах (алгоритмах) выработки планового решения.
Интуитивные методы не обязательно являются выражением личных пристрастий и привычек. Они также могут быть упорядочены, соотносить опыт различных специалистов и экспертов.
Примером такого упорядочения могут быть совещания, регулярно проводимые в театре, экспертные оценки, опросы.
Формализованные методики опираются на использование инструктивных документов (особенно в финансовой деятельности), математического прогнозирования и моделирования.
Интуитивные и формализованные методы часто сочетаются и дополняют друг друга, например, в поисковых и апробационно-поисковых деловых играх. Ярким примером аналитического планирования являются методы маркетингового анализа.
По своему технологическому содержанию аналитическое планирование фактически совпадает с методами прогнозирования. Отличие заключается только в степени директивности принимаемых решений по итогам разработки. Итогом прогностического анализа является некоторое предположительное знание о будущем. Оно не является плановым документом, но может им стать, если результаты прогнозирования будут утверждены в качестве плановых показателей.
Посредством аналитического планирования разрабатывается план работы театра на календарный год. Это основной план учреждения. Он утверждается директором и главным бухгалтером. Как видно, годовой план охватывает все основные направления деятельности учреждения.
Годовой план как итог планирования для исполнителей является директивным документом и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет.
Однако возможности аналитического планирования ограничены. Во-первых, его результаты решающим образом зависят от глубины и достоверности проведенного анализа, что, в свою очередь, определяется адекватностью используемой методики целям планирования и самое главное — полнотой и достоверностью используемой информации. Во-вторых, его главной слабостью является его главная особенность — опора исключительно на предшествующий опыт.
Нормативное планирование заключается в обосновании плановых заданий с помощью норм и нормативов. Под нормой понимается показатель расхода ресурсов (финансовых, материальных, трудовых и т. д.) на единицу работы; под нормативом — совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т. д.). Нормы и нормативы выражаются в абсолютных и относительных показателях, коэффициентах, процентах, удельных весах и прочих единицах.
Использование нормативного метода предполагает наличие и использование нормативной базы, которая включает в себя:
систему показателей, выбранных в качестве нормативных;
методику расчета количественных значений этих показателей;
расчет (определение) конкретных нормативных количественных значений показателей;
утверждение конкретных норм и нормативов;
процедуру пересмотра норм и нормативов.
Наличие нормативной базы существенно облегчает планирование, задавая конкретные показатели желаемых результатов.
Более того, существенно облегчается и упрощается система контроля (как отклонения в ту или иную сторону от нормативных показателей по итогам деятельности), а также организация заработной платы и стимулирования (в соответствии со степенью выполнения соответствующих норм). Следует помнить, что несмотря на существование местных, отраслевых и межотраслевых норм, создание нормативной базы - процесс, всегда идущий «снизу», а совершенствование нормирования - прерогатива, законодательно закрепленная за руководством организации, учреждения или предприятия.
В театре применяется сетевое планирование. Сетевой план разрабатывается в три этапа:
1 этап: составление полного перечня работ. На этом этапе вся планируемая работа расчленяется на операции, из которых она складывается, и составляется полный перечень этих операций с указанием их длительности (в рабочих днях, часах или месяцах — в зависимости от характера плана). От обычного плана-перечня мероприятий такой перечень отличается только тем, что вместо даты, к которой та или иная операция должна быть исполнена, указывается именно рабочее время, необходимое для ее выполнения.
Из этого следует, что точности сетевого планирования во многом способствует наличие норм времени на проведение конкретных операций. При отсутствии норм необходимое время может определяться исходя из имеющихся возможностей и предшествующего опыта.
Нумерация работ в перечне практически никакой роли не играет. Главное на этом этапе — не пропустить ни одной из необходимых операций (табл. 1). Характер и масштаб членения планируемой работы на операции полностью зависят от кадровых возможностей, масштабов планируемой работы, накопленного опыта.
2 этап: упорядочение работ в зависимости от их последовательности (вычерчивание сетевого графика).
Таблица 1 – Сетевой план театра
(фрагмент)
Наименование работы (операции) |
Время (дни) |
Ответственный |
Организационное совещание |
1 |
Волкова Е.В., Чугусова А.Ю., Чаплыгина Н.Е., педагоги, зав. отделами, методист |
Написание сценария |
7 |
Зав. отделами, методист. |
Репетиции отдельных номеров |
14 |
Волкова Е.В., Чугусова А.Ю., Чаплыгина Н.Е., педагоги. |
Монтировочные репетиции |
3 |
Волкова Е.В., Чугусова А.Ю., Чаплыгина Н.Е., педагоги |
Генеральная репетиция |
1 |
Волкова Е.В., Чугусова А.Ю., Чаплыгина Н.Е., педагоги |
Подготовка оформления |
10 |
Волкова Е.В., Чугусова А.Ю., Чаплыгина Н.Е., педагоги |
Подготовка реквизита, спортивного инвентаря |
7 |
Волкова Е.В., Чугусова А.Ю., Чаплыгина Н.Е., педагоги |
Изготовление эскизов, афиш и пригласительных билетов |
4 |
Волкова Е.В., Чугусова А.Ю. |
Оформление помещения |
9 |
Волкова Е.В., Чугусова А.Ю. |
Изготовление афиш и пригласительных билетов |
6 |
Методист |
Распространение пригласительных билетов |
5 |
Зав. отделами, методист |
Реклама (СМИ) |
7 |
Зав. отделами и методист |
Обеспечение охраны порядка (договор) |
1 |
Бухгалтерия |
Обеспечение питания (договор) |
1 |
Зав. отделами, методист |
Проведение мероприятия |
1 |
Волкова Е.В., Чугусова А.Ю., Чаплыгина Н.Е., педагоги, зав. отделами, методист. |
Уборка помещений |
1 |
Хозяйственная часть |
Итоговое совещание (разбор) |
1 |
Директор, зав. отделами |
Планы работы составляют практически все сотрудники, осуществляющие основную деятельность в театре. К примеру, план работы главного режиссера, содержит такие разделы, как:
1. Организационная работа.
2. Воспитательная работа.
3. Методическая работа и повышение квалификации.
4. Контроль за репертуаром.
5. Самообразование.
Так, согласно плана, в рамках самообразования, главный режиссер предполагает: изучать методическую литературу (в том числе специальные периодические издания), знакомиться с новыми положениями и нормативными актами в области театральной деятельности, воспитания, посещать методические семинары и совещания, посещать курсы повышения квалификации и другие мероприятия.
Руководящий персонал разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях (отделах). Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всего учреждения.
БУКОО «Орловский театр кукол», как и все бюджетные учреждения, которым предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием услуг, выполнением работ, и на иные цели с 1 января 2012 года в качестве основного планового документа использует план финансово-хозяйственной деятельности (см. пп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в редакции, действующей с 1 января 2012 года).
Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н, также вступающим в силу с 1 января 2012 года.
Названный план является аналогом бюджетной сметы. План составляется учреждением на этапе формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в рублях с точностью до двух знаков после запятой.
Как видно, структуру плана составляют заголовочная, содержательная и оформляющая части. В заголовочной части плана указываются:
- общие сведения о документе (наименование документа, дата его составления и гриф утверждения);
- наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя (Управление культуры и архивного дела Орловской области);
- финансовый год (финансовый год и плановый период), на который представлены содержащиеся в документе сведения;
- наименование единиц измерения показателей и их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).
Содержательная часть плана, в свою очередь, состоит из текстовой (описательной) и табличной частей. В содержательной части Плана выделяют два раздела.
В первом описательном разделе плана ФХД театра кукол отражаются:
общие сведения о деятельности учреждения;
цели и основные виды деятельности в соответствии с уставом;
перечень работ и услуг, предоставление которых для физических и юридических лиц производится за плату (подготовка и показ спектаклей, организация гастролей, проведение творческих вечеров, фестивалей, конкурсов, реализация билетов на указанные мероприятия);
сведения об общей балансовой стоимости недвижимого имущества в разрезе объектов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, приобретенных учреждением за счет выделенных собственником имущества учреждения средств, приобретенных учреждением за счет доходов от приносящей доход деятельности. Общая балансовая стоимость недвижимого имущества театра составляет 18 403 578,99 рублей на дату составления плана.
Также в первом разделе указывается общая балансовая стоимость движимого имущества, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества, а также иная информация по решению учредителя. Общая балансовая стоимость движимого имущества составляет 3 934 117,07 руб.
Во втором (табличном) разделе плана ФХД театра указываются показатели финансового состояния учреждения, представляющие собой данные о нефинансовых и финансовых активах, а также об обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана (таблица 2).
Таблица 2 - Табличная часть плана ФХД БУКОО «Орловский театр кукол»
Наименование показателя |
Всего |
В том числе |
|||
По лицевым счетам, открытым в органах осуществляющих ведение лицевых счетов учреждения |
По счетам, открытых в кредитных организациях |
||||
Остаток средств на начало планируемого года |
112952,67 |
112952,67 |
|||
Поступления всего, в т.ч. |
15594947,33 |
15594947,33 |
|||
Субсидии на выполнение госзадания |
11635600,00 |
11635600,00 |
|||
Целевые субсидии |
1330000,00 |
1330000,00 |
|||
Бюджетные инвестиции |
- |
- |
|||
Поступления от оказания театром услуг, относящихся к основным видам деятельности, предоставление которых осуществляется на платной основе, а также иные поступления от деятельности, приносящей доход |
2629347,33 |
2629347,33 |
|||
Выплаты всего |
15707900,00 |
15707900,00 |
|||
В том числе |
|||||
Заработная плата |
8615600,00 |
8615600,00 |
|||
Прочие выплаты |
8600,00 |
8600,00 |
|||
Начисления на з/п |
2607200,00 |
2607200,00 |
|||
Услуги связи |
72500,00 |
72500,00 |
|||
Транспортные услуги |
6000,00 |
6000,00 |
|||
Коммунальные услуги |
1221500,00 |
1221500,00 |
|||
Работы, услуги по содержанию имущества |
516225,00 |
516225,00 |
|||
Прочие работы, услуги |
1097500,00 |
1097500,00 |
|||
Пособия по социальной помощи |
|||||
Прочие расходы |
37550,00 |
37550,00 |
|||
Увеличение стоимости основных средств |
1030000,00 |
1030000,00 |
|||
Увеличение стоимости нематериальных активов |
- |
- |
|||
Увеличение стоимости материальных активов |
495225,00 |
495225,00 |
Как видно из таблицы в плане финансово-хозяйственной деятельности театра предусмотрены поступления от оказания театром услуг, относящихся к основным видам деятельности, предоставление которых осуществляется на платной основе, а также иные поступления от деятельности, приносящей доход – 2 629 000 рублей.
В общем объеме поступлений (рис.1) большая доля приходится на субсидии на выполнение государственного задания - 75%; целевые субсидии составляют 8%. Поступления от оказания театром услуг, относящихся к основным видам деятельности, предоставление которых осуществляется на платной основе, а также иные поступления от деятельности, приносящей доход – 17%.
Данный факт означает, что учреждения культуры по-прежнему во многом зависят от государственного финансирования.
Кроме того, в данном разделе отражаются планируемые показатели по поступлениям и выплатам учреждения. Эти данные рассчитываются исходя из представленной учредителем информации о планируемых объемах расходных обязательств.
Указанные обязательства включают субсидии на возмещение нормативных затрат, целевые субсидии, субсидии на цели осуществления капитальных вложений, передаваемые в установленном порядке учреждению.
Рис. 1. Структура поступлений БУКОО «Орловский театр кукол» в 2014 г.
К плановым выплатам относятся (рис.2):
- расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда – 71,5%;
- оплата работ, услуг связи, коммунальных и транспортных услуг – 22,6%;
- увеличение стоимости основных активов – 6%.
Рис. 2. Структура плановых выплат БУКОО «Орловский театр кукол» в 2014 г.
Оформляющая часть плана содержит подписи должностных лиц, ответственных за включенные в план данные, — руководителя учреждения (уполномоченного им лица), руководителя финансово-экономической службы, иного уполномоченного лица, исполнителя документа.
Как видно, в практической деятельности организации используют различные виды планирования, а чаще всего их комбинацию. Совокупность различных видов планирования, применяемая одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования. Выбор той или иной формы планировании зависит от многих факторов. Доминирующее положение среди них занимает специфика организации.
Планы, разрабатываемые и используемые в БУКОО «Орловский театр кукол» различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны. В свою очередь надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают руководители, а их качество в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.
Список литературы
Мескон, М.Х., Альберт. М., Хедури, Ф. Основы менеджмента [Текст] /М.Мескон. - М.: Дело, 2009. - 704 с.
Тульчинский, Г.Л.Менеджмент в сфере культуры : учебное пособие [Текст] / Г. Л. Тульчинский, Е.Л.Шекова. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб. : Лань: Планета музыки, 2009. - 544с.
Официальный сайт БУКОО «Орловский театр кукол» [электронный ресурс] Режим доступа: http://teatrkukol-orel.ru/