ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ КЛАССОВ КРО - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ КЛАССОВ КРО

Магомедова Р.М. 1, Курбанова П.М. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно обоснованных организационных и методических формах деятельности.

Система коррекционно-развивающего обучения позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении.

Анализ теории и практики работы с младшими школьниками с проблемами в развитии показывает, что трудности в обучении - явление интегративное, многовариантное, детерминированное разнообразными факторами.

Современными исследованиями (Т. В. Егорова, З. И. Калмыковой, К. С. Лебединской, Н. А. Менчинской, М. С. Певзнер и др.) установлено, что трудности в обучении младших школьников имеют различные проявления, это: отставание в учебе, низкая мотивация учения, низкий уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Большая часть детей с задержкой психического развития (ЗПР), обучаются в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО).

Анализ теории и практики обучения детей в классах коррекционно-развивающего обучения позволил выделить существенные причины возникновения трудностей в обучении младших школьников: плохое состояния здоровья детей и, как следствие, быстрая утомляемость, низкая работоспособность; органическая недостаточность; низкий уровень умствен­ного развития; неблагоприятные условия жизни и воспитания; неблагополучная обстановка в семье; слабая подготовка ребенка к школе; отсутствие индивидуального подхода к ученикам; низкая мотивация учения и др.

Менее исследованным аспектом проблемы является специфика воспитания детей с ЗПР. Можно предположить, что воспитание в системе коррекционной работы имеет более сложную природу и должно включить функцию сопровождения психотерапии, мотивации в формировании учебно-познавательных умений и облагораживания характера при отклонениях от норм поведения. В любом случае воспитание в коррекционной работе имеет дифференцированный характер в зависимости от вида и причин отклонения от нормы конкретного ребенка.

Этнопедагогика необычайно богата факторами, средствами, источниками благотворного воздействия на формирование и развитие личности растущего человека. Неразрывность воспитания от всей жизнедеятельности предоставляет большие, почти неограниченные возможности развивающего воздействия на личность.

На наш взгляд, специфика жизни, быта дагестанских народов представляет народным воспитателям еще больше возможностей всестороннего воздействия на развитие личности воспитуемого. Это многочисленные календарные обряды, традиции взаимопомощи, молодежные, трудовые, религиозные праздники, народные зрелища и др.

Значение фольклора с его различными жанрами, учитывающими возрастные периоды развития подрастающего поколения, трудно переоценить как фактора всестороннего воспитания и развития воспитуемого.

Фольклор народов Дагестана разнообразен и очень богат, в нем много жанров. Уникальность, непреходящая ценность произведений фольклора определяется не только их художественно-эстетическими достоинствами, но и тем, что их воспитывающее воздействие на подрастающее поколение в высокой степени благотворно и ничем не заменимо. Фольклор - неисчерпаемый источник, из которого народная педагогика черпает гуманистические идеи, благородные цели формирования достойного человека. В народной педагогике существует два пути передачи, подрастающему поколению духовно-моральных ценностей, накопленных народом за свою историю.

Главный путь - это передача традиций, обычаев, норм поведения в живых связях, взаимоотношениях старшего и младшего поколений - в труде, общении, игре. Этот путь основан на подражании младшего поколения примеру старших во всем - поведении, стиле общения, умениях и навыках выполнения тех или иных трудовых операций, и называется этот путь имитационным, т.е. подражательным.

Другой, дополняющий этот главный путь социализации подрастающего поколения канал - это фольклор, в котором в красочной художественной форме в поступках, поведении любимых героев детей показывается, чему нужно следовать в жизни. Произведение фольклора, в особенности сказки, выполняли роль мудрых учебников в народной школе подготовки детей, подростков, юношества к жизни.

Народ-педагог из своего огромного опыта знает, какое благотворное развивающее воздействие оказывает на детей сказки, песни, легенды, притчи, сказания. Герои сказок - живой пример подражания для детей - они свято соблюдают обычаи, традиции, этикет народа.

Различные жанры фольклора в народной педагогике используются с учетом возрастных особенностей детей, подростков, юношества.

Так, например, для младенческого возраста существуют колыбельные песни, воздействие которых на формирование личности имеет огромное значение. Здесь фактором облагораживающего влияния является нежный и родной голос матери, полный любви и светлых надежд о судьбе своего ребенка. О глубине заботы народной педагогики о духовном здоровье детей свидетельствует и тот факт, что у народов Дагестана - аварцев, лезгин, лакцев - существуют колыбельные песни, которые мать поет ребенку, еще не родившемуся, находящемуся в утробе матери. Дагестанская мать еще в древние времена благодаря своему глубокому чувству духовного единства с тем, кому она дает жизнь, пришла к мудрой истине об облагораживающей силе колыбельной песни. Усвоение содержания, идей фольклорный произведений подрастающим поколением социализирует его, подготавливает к выполнению различных функций, ролей в семье и обществе.

В устные творения народа заложены большие потенциональные возможности формирования у детей нравственных качеств, черт характера, развития способностей ума - мышления, воображения, памяти и др.

В народных сказках, легендах, сказаниях, притчах, песнях, пословицах в высокохудожественной форме, в ярких образах, благородных поступках героев дан пример - идеал настоящего, т.е. совершенного человека.

Литература:

  1. Актуальные проблемы задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. - 127с.

  2. Белинский В.Г. О народных сказках // Русское народное поэтическое творчество. - М.: Высш. шк., 1986. - С. 18-20.

  3. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной педагогики // Сов. Педагогика, 1989, №7. - С. 99-103.

  4. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971. - 184 с.

  5. Магомедова Р.М. Воспитательный потенциал дагестанского фольклора в коррекционно-развивающем обучении. // Акт. проблемы спец. обр. - Махачкала, 2005. Вып. 4. - С. 73-77.

  6. Маллаев Д.М., Омарова П.О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1. С. 28-37.

  7. Омарова П.О., Гасанова З.З. Использование проективной методики «дерево» в диагностике дефицитарной социальной ситуации развития //Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 247-254.

  8. Омарова П.О., Османова Г.А. Классификация стойкой школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 60-68.

  9. Омарова П.О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга//Дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Махачкала, 1999. - 174 с.

Просмотров работы: 579