МЕДИАОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕДИАОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИКА

Полеева К.А. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С развитием СМИ и усовершенствованием их технической оснащенности значительно возросла и продолжает увеличиваться их роль в общественной жизни. Сегодня они являются не только передатчиками информации – они стали одним из средств манипуляции и влияния на человеческое сознание. В связи с этим понятие «медиаобраза» как порождения СМИ стало неотъемлемой и актуальной частью современной журналистики.

В основе медиаобраза лежит два понятия. Термин «медиа» (от латинского medium – «средство», «посредник») означает средства (массовой) коммуникации - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией)[1]. Под термином «образ» мы будем понимать «форму отражения объекта в сознании человека»[2].

Ученые дают различные определения этого феномена. Так, доцент, кандидат педагогических наук Т. Н. Галинская рассматривает медиаобраз в двух аспектах: «В узком значении «медиаобраз» – это фрагменты реальности, описанные в текстах только профессиональных журналистов, отражающих их мировоззрение, ценностные ориентации, политические предпочтения, а также психологические качества; в широком значении «медиаобраз» – это образ реальности, конструируемый во всех текстах, созданных в медиапространстве (профессиональными журналистами, блоггерами, интернет-пользователями и т. д.)»[3].

В работах других ученых медиаобраз исследуется как «информационный слой, который возникает между социальным миром и его образом как в сознании индивида, так и в сознании общества посредством деятельности СМИ»[4], то есть акцент смещается с автора материала на отношения между окружающей действительности такой, какая она есть и представлением о ней в человеческом сознании.

М. Н. Черкасова отмечает, что медиаобраз – это «продукт медиаиндустрии, в которой задействованы политические, финансово-экономические, социокультурные, психолингвистические средства и способы создания того или иного медийного явления»[5].

Также важно не забывать, что медиаобраз имеет ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что медиаобразы, создаваемые в СМИ, так или иначе, размывают критерии реальной действительности. То есть медиаобраз является продуктом журналистской деятельности, переработанным в общественном сознании.

Итак, под медиаобразом мы будем понимать совокупность элементов реальной действительности, как текстовых, так и визуально-аудиальных, дающих наиболее полное представление о каком-либо явлении, процессе или человеке, возникающих в сознании индивида и общества в целом благодаря деятельности СМИ.

Современные исследователи все чаще стали обращаться к понятию медиаобраза современного политика, так как эта тема достаточно востребована практикой журналистов ввиду существующих в мире политических противоречий и активном участии в них представителей власти.

Некоторые исследователи утверждают, что «политический образ представляет собой, с одной стороны, отражение реальных характеристик объекта восприятия, а с другой — проекцию ожиданий субъекта восприятия, т. е. граждан»[6]. На основе этого О. В. Коржнева определяет следующую структуру медиаобраза политика: «он несет в себе личностные характеристики своего носителя, а также воспринимается аудиторией с учетом имеющихся у нее представлений и ожиданий. Медиаобразы возникают, когда политическая коммуникация опосредована СМИ. Соответственно, на них оказывают влияние особенности канала, по которому информация поступает к аудитории, оценки журналистами той или иной медиаперсоны и т. д. Также в структуру медиаобраза входят и маски»[7]. В качестве еще одного составляющего структуры медиаобраза политика Коржнева выделяет имидж. Кроме того, она разводит эти два понятия и объясняет их отличие - «медиаобраз результирует действие различных факторов. Это отличает его от имиджа, представляющего собой специально сконструированное и растиражированное отражение личности политика (партии, государства и т. д.) и являющегося продуктом деятельности команды профессионалов»[8].

Имидж политика является одним из важнейших составляющих структуры медиаобраза. Ученые выделяют следующие его компонент[9]:

  • политические позиции;

  • практическая политика;

  • визуальный имидж

  • личные качества;

Самым большим и важным для политика компонентом имиджа является политическая позиция, отражающая ту информацию, которую предлагает политический лидер обществу. Этот компонент, ввиду его масштабности и широты охвата, следует разделить на следующие подкомпоненты[10]:

  • «подкомпонент «цели» отражает информацию о кардинальных задачах, которые выдвигает политик»;

  • «подкомпонент «методы достижения политических целей» фиксирует всю информацию о способах и средствах решения поставленных задач»;

  • «подкомпонент «оценки» учитывает отзывы, попадающие в СМИ в связи с тем или иным лидером».

«Практическая политика – этот тот компонент медиаобраза, который показывает реальные действия политика. Несмотря на то, что он является равнозначным политической позиции, тем не менее, этот компонент «несёт более важную нагрузку как функциональный инструмент политической борьбы»[11].

Внешний имидж политика представляет собой совокупность элементов, дающих наглядное представление о его личности. Можно выделить его основные компоненты:

  • внешний вид,

  • манера держаться на публике,

  • манера говорить,

  • эрудированность,

  • жестикуляция,

  • профессиональная грамотность.

Личные качества политика, с одной стороны, напрямую связаны с его внешним имиджем, а с другой, могут кардинально расходиться с визуальным восприятием аудитории (то есть на самом деле человек может быть не тем, за кого себя выдает). Из этого следует тот факт, что информация, которая касается личности политика, оказывает влияние на массовое сознание и в большинстве случаев может стать фактором, обеспечивающим то или иное отношение населения к политику. Поэтому этот компонент можно рассматривать как один из наиболее важных при исследовании имиджа.

На основе структуры медиаобраза политического деятеля можно определить основные методы его создания:

  • обязательное освещение в различных СМИ:

    • биографии личности (место рождения, учебы, семья, хобби),

    • ее политической деятельности;

  • анализ имиджа (политическая позиция, практическая политика, внешний имидж, личные качества);

  • оценивание ситуаций, связанных с личностью;

  • восприятие аудиторией получаемой из СМИ информации;

  • достижение устойчивости, постоянства, узнаваемости медиаобраза.

При создании медиаобраза необходимо учитывать его структуру и те компоненты, обеспечивающие его устойчивость в медиапространстве.

Итак, медиаобраз политика сегодня – это неотъемлемая часть современных СМИ, формирующая общественное мнение и взгляды аудитории на политическую деятельность не только одного представителя власти, но и на всю структуру государственного управления.

Список источников

  1. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – С. 24.

  2. Бестужев-Лада, И. В. Образ // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. Под ред. С. С. Аверинцева, Э.А. Араб-Оглы и др. - М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1989. – С. 432.

  3. Галинская, Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике / Т. Н. Галинская // Вестник ОГУ. – 2013. - №11 (160). – С. 91.

  4. Гиляревский Р.С, Егоров B.C. и др. Информационный рынок в России. - М., 1996. - С. 47.

  5. Черкасова, М. Н. Медиасобытие и медиаобраз с точки зрения медиалингвистики и медиакритики (на примере языка вражды) / М. Н. Черкасова // Научные ведомости. – 2010. – № 18 (89). - С. 256.

  6. Образы российской власти: от Ельцина до Путина / под ред. Е. Б. Шестопал. М.: РОССПЭН, 2008. – С. 231.

  7. Коржнева, О. В. Медиаобразы в массовой политической коммуникации / О. В. Коржнева // Вестник СПбГУ. Сер. 9, Журналистика. - 2013. – С. 220

  8. Там же. – С. 220.

  9. Волкова, И. В. Имидж политических лидеров России в СМИ/ И. В. Волкова, В. В. Клименко, Л. Т. Сафразьян // Мир России. – 1997. - №3. – С. 43-74.

  10. Там же. – С. 49-50.

  11. Там же. – С. 51.

Просмотров работы: 2979