ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ

Лагойкина О.О. 1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Лагойкина Олеся Олеговна

студентка 2 курса

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования навыков самообслуживания у детей со сложным нарушением развития. Рассмотрены такие вопросы как влияние семейного воспитания на обучение навыкам самообслуживания, зависимость процесса овладения самообслуживающей деятельностью от особенностей психического развития детей, имеющих сложные нарушения.

Annotation: article is devoted to a problem of formation of self-service skills at children with complex disorders of development. Such questions as influence of family education on training in self-service skills, dependence of mastering the self-serving activity on features of mental development of the children having complex disorders of development are considered.

Ключевые слова: сложные нарушения развития, навыки самообслуживания, особенности психического развития.

Keywords:complex disorders of development, self-service skills, psychological features of development.

Острая необходимость в изучении детей с комплексными нарушениями развития обусловлена большим количеством детей, имеющих такие нарушения. В.Н. Чулков обращает внимание на то, что в среднем дети со сложными нарушениями в развитии составляют до 40% контингента специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В связи с этим актуальна проблема обучения и воспитания, которые создают условия для развития у ребёнка со сложным нарушением развития способности к самостоятельной жизни в обществе, социальной адаптации.

Социализация и интеграция в общество, в среду сверстников не представляется возможной без навыков самообслуживания у детей с нарушениями развития, как считает Е.А. Заречнова. Формирование этих умений влияет на развитие самосознания, веру в свои собственные силы. Способность самостоятельно позаботиться об удовлетворении своих потребностей избавляет от зависимости от других людей. Таким образом, происходит становление самостоятельной личности.

И.М. Бгажнакова в своей работе «Воспитание и обучение детей и подростков со сложными и множественными нарушениями» отмечает, что если рассматривать проблему социальной адаптации ребенка со сложными нарушениями развития с позиции формирования правильных и приемлемых форм поведения в обществе людей, то большое значение приобретает формирование навыков самообслуживания как социального умения. Умение самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом и передвигаться значительно улучшает качество жизни «особенных детей», помогает устранить трудности, возникающие из-за наличия множественных нарушений развития.

Забота родителей о детях с аномальным развитием и их отношение к дефекту создает микроклимат в семье. В своих трудах С.М. Хорош, занимавшийся исследованием детей с нарушением зрения, указывает на тесную зависимость развития ребенка от условий его воспитания, от социальной среды, которая, так или иначе, влияет на формирование у него новых навыков и различных психических образований. Поэтому степень реализации его потенциальных возможностей обучения и овладения новыми, для ребёнка, навыками обусловлены как характером и степенью имеющегося у него дефекта, так и отношением его родителей к наличию дефекта и их участием в его воспитании. Семейное воспитание может способствовать развитие навыков самообслуживания, но может и препятствовать этому.

Профессор Е.М. Мастюкова отмечает, что искажение родительской позиции, выраженное гиперопекой, пагубно влияет на развитие ребёнка. В семье он воспринимается как жертва, родители имеют неадекватное представление о потенциальных возможностях своего ребёнка. Детей, воспитываемых в таких условиях, не приучают к самостоятельности и выполняют все его прихоти, вследствие чего не формируются навыки самообслуживания, потому что такие дети привыкают к тому, что всё за них выполняют родители. Необходимость в заботе о своем здоровье, внешнем виде, удовлетворении своих потребностей не возникает. У них не формируется ни цель, ни мотивация к самостоятельному овладению умениями и правилами по уходу за собой. В обществе других людей, коллектив детского сада, школы или рабочего коллектива, такие дети становятся беспомощными, в силу того, что им не привиты навыки самообслуживания. Ребёнок становится неприспособленным к повседневной жизни, неспособным самостоятельно удовлетворять свои потребности, поскольку забота о ребёнка полностью лежит на плечах родителей.

Другой тип семейного воспитания - авторитарный. Родители не принимают дефекта ребёнка и предъявляют ему требования как к здоровому ребёнку. Ими не принимается тот факт, что развитие аномальных детей носит специфичный характер и требует особых условий воспитания. Вследствие неадекватных требований ребёнок так же упускает возможность обучиться навыкам самообслуживания, он не может приложить нужных умственных и физических усилий. Вследствие неадекватных действий родителей по отношению к своему ребенку происходит отягчение дефекта, тормозится развитие самого ребенка, следовательно, снижается возможность приобретения умений самообслуживающей деятельности. Постоянное нервное напряжение вызывает неуверенность в себе, в свои силы. Ребёнок не стремится преодолевать трудности, возникающие в процессе формирования навыков самообслуживания, не верит в успешный результат своей деятельности. У детей, воспитывающихся в данных условиях, не происходит формирование мотивации, так необходимой в процессе обучения навыкам самообслуживания.

Т.В. Лоза в своей статье пишет, что при игнорировании аномального развития родителями, ребёнок не получает должного воспитания и обучения, направленного на формирование у него умений. Развитие будет замедленным, потому что не будут приниматься должные меры по формированию навыков ухода за собой. Таким детям требуется организованная коррекционно-развивающая помощь, учитывающая все особенности аномального развития. При игнорировании же ребёнок будет предоставлен сам себе и не сможет успешно справиться с овладением навыков самообслуживания и выполнением определенных операций по удовлетворению своих способностей. Сам ребёнок не знает, как выполняется самообслуживающая деятельность, и никто его не стремиться научить. Следует учитывать, что интеграция в общество невозможна в таких условиях, неопрятный внешний вид, неумение вести себя в обществе не будет способствовать установлению контактов с другими людьми. Посредством приспособления к окружающей среде ребёнок, предоставленный самому, себе сможет освоить некоторые операции самообслуживающей деятельности, но полученные умения будут поверхностными и фрагментарными.

И.В. Жуланова и В.В. Кудряшова утверждают, что только при адекватном понимании дефекта и принятии «особенного» ребёнка, возможно гармоничное психическое развитие и, как следствие, овладение правильно сформированными навыки самообслуживания. Положительные результаты формирования у ребёнка навыков самообслуживания возможно только при демократическом воспитании. Совместная работа родителей с педагогами создает почву для овладения необходимыми для повседневной жизни умениями. Дети из таких семей могут позаботиться о себе, своём здоровье, адекватно воспринимают свои потребности и нужды.

Е.В. Моржина в своей работе отмечает, что специфика формирования навыков самообслуживания у детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии, заключается в том, что овладение данными навыки не происходит произвольно. Таких детей необходимо обучать этим умениям, учитывая обусловленные дефектом особенности развития.

У детей с нарушением зрения наблюдается неполнота и фрагментарность восприятия, как указывает В.П. Ермаков, которые приводят к бедным, нерасчлененным и малодифференцированным представлениям, что в значительной мере осложняет процесс формирования навыков самообслуживания. Часто наблюдается расхождение между предметом и словом, отражающим его сущность, поэтому ребёнку тяжело будет следовать инструкциям и выполнять исправления, которые будут указаны взрослыми. Зачастую у таких детей не складывается представление о назначении предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей, и они не могут по подражанию овладевать навыками самообслуживания; таких детей необходимо обучить способности удовлетворять свои потребности самостоятельно.

Как утверждает Б.И. Коваленко, воображение может послужить мотивом деятельности на всех этапах онтогенеза детей как при нормальном, та и при аномальном развитии. Благодаря воображению ребёнок может предвидеть результат своей деятельности, поскольку у детей с нарушением зрения нарушено формирование воображения, то и представление конечного результата деятельности не формируется.

Л.Б. Ительсон и А.В. Петровский указывают, что с помощью органов чувств (анализаторов) сенсорный контроль позволяет осуществлять «движения не сами по себе, а в соответствии с целью действия»(А.В. Петровский), что является актуальным для детей с нарушением зрения. Они не могут осуществлять сенсорный контроль своей деятельности, это создает трудности для выполнения самообслуживающей деятельности, для овладения функциями предметов, необходимых в повседневной жизни для удовлетворения потребностей.

О.И. Суслова подмечает, что овладение навыками по уходу за собой, требующими тонкой координации и равновесия, происходит с трудом и медленно. Дети с нарушенным слухом могут овладевать навыками самообслуживания по подражанию, но ребёнок не всегда сможет адекватно реагировать на замечания взрослых в силу наличия у него дефекта. Расстройства вестибулярного аппарата, которые наблюдаются у большей части детей с нарушением слуха, как отмечают многие сурдопедагоги Н.М. Лаговский, В.И. Флери, Ф.А. Рау, замедляет развитие навыков самообслуживания, поскольку неуклюжесть ребенка, нарушенная пространственная ориентировка создают трудности при выполнении действий, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей.

Как подмечает В.М. Мозговой, при интеллектуальной недостаточности не получает должного развития самообслуживающая деятельность. Это обусловлено несформированностью или недостаточным развитием психических процессов: мышления, внимание, восприятие, памяти. Дети с нарушением интеллекта вследствие нарушения моторики, неумения осмыслить логику бытовых действий с трудом и в более поздние сроки, чем нормально развивающиеся сверстники, овладевают навыками самообслуживания. Исследователи И.М. Яковлев, А.А. Еремина указывают на то, что у детей с интеллектуальной недостаточностью проявляются нарушения памяти. Особенно трудны им для запоминания инструкции, в которых определяется последовательность выполнения действий. По этой причине детям с нарушением в интеллектуальном развитии тяжело запоминать алгоритм действий по самообслуживанию; замедляется темп освоения навыков по сравнению с нормально развивающимися детьми. Запоминание алгоритма действий осуществляется за счет механической памяти, которая, как отмечает Е.А. Калмыкова, может быть сохранна или хорошо сформирована.

При ДЦП, как указано в работах И.Ю. Левченко, отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом. Дети с церебральным параличом часто не следят глазами за движениями и действиями своих рук, что препятствует формированию предметно-практической деятельности, выработке навыков самообслуживания в силу отсутствия сенсорного контроля.

М.В. Ипполитова отмечает, что по причине двигательных нарушений у детей с ДЦП замедляется процесс усвоения навыков самообслуживания; ребёнок не может совершать двигательные операции, которые участвуют в формировании навыков самообслуживания. Для успешного развития умений и навыков ребёнку необходима коррекционная помощь, которая будет направлена на обучение навыкам самообслуживания, а так же на развитие психофизических способностей, необходимых для выполнения этой деятельности.

При наличии сложного нарушения развития значительно возрастает степень затруднения в процессе формирования навыков самообслуживания. Это обусловлено наличием двух и более дефектов, которые отягощают психофизическое развитие ребёнка. Особенности формирования и выработки навыков самообслуживания будет определяться наличием количества дефектов и степенью выраженности каждого из них, поскольку отдельные дефекты сохраняют свои особенности, при этом образуя в совокупности новый вариант развития ребёнка, что осложняет процесс выработки навыков по уходу за собой у ребёнка.

М.В. Жигорева обращает внимание на то, что навыки самообслуживания у детей с нарушением развития не могут возникнуть самобытно, необходима коррекционно-развивающая работа с такими детьми, целью которой будет привитие навыков самообслуживания детям, формирование у них привычки заботиться о себе и своем здоровье. Только благодаря совместным усилиям семьи, ребенка и педагогов возможно успешное обучение ребёнка навыкам самообслуживания.

Роль самообслуживания так велика, что его влияние на ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Формирование навыков самообслуживания в жизни ребенка с комплексными нарушениями в развитии является жизненной необходимостью, которая позволяет ребёнку, прежде всего, заботиться о своём здоровье и наиболее успешно социализироваться в общество нормально развивающих сверстников.

Список литературы

  1. Давыдов В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979.

  2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Д М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

  3. Жуланова, И.В. Основы специальной педагогики и психологии: Учеб.-метод. пособие к семинар. занятиям: {Учеб.} / И. В. Жуланова, В. В. Кудряшова; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград: Перемена, 2003.

  4. Заречнова Е.А. Организация социально-бытовой среды, способствующей реализации потенциальных возможностей детей с множественными нарушениями развития. Дефектология, 2010, №3.

  5. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  6. Лоза Т. В. Стили семейного воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир науки, культуры, образования, 2012, №3.

  7. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  8. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  9. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. - М.: Теревинф, 2006.

  10. Основы психологии детей с нарушением слуха: Учеб. пособие / Сост. О.И. Суслова. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2013.

  11. Психология детей с нарушениями слуха [Электронный ресурс] / под ред. Алексеевских Д. - Электрон. Журнал. – Режим доступа: http://www.medpsy.ru/zdravo/zprof09_03.php, свободный.

  12. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч.- метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007.

  13. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям: Практическое пособие / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош - 2-е изд. — М.: Экзамен, 2004.

Просмотров работы: 2131