ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Бутяева Д.А. 1, Поровская Г.А. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Приобретение навыка рисунка и стремление к передаче окружающего мира берут свое начало в глубокой древности. Первые рисунки известные нам относятся к эпохе палеолита. Рисунки, найденные в пещерах Альтамира в Испании, Труа-Фрер и Ласко во Франции поражают своим мастерством и реалистичностью.

Появление этих рисунков историки связывают с особым охотничьим ритуалом. Первобытные люди тесно связывали себя с природой, с животными. Чувствуя это единство, человек, первобытный охотник, испытывал вину перед животным, просил у него прощения. Именно поэтому в рисунках чувствуется особая раскрепощенность, доля фантазии и воображения. По другой версии, у первобытного человека появилось стремление к эстетическому удовольствию, красоте, к пассивному созерцанию.

Помимо реалистичности изображения для палеолита характерны также особенно твердая рука и знание пропорций. Для создания таких больших (длина фигуры быка в пещере Ласко 5,2 метра) и совершенных произведений тогда, как и сейчас, надо было учиться. Точно не установлено как именно проводился образовательный процесс, но вероятнее всего это происходило через наблюдение, повторение за мастером. Молодое поколение с интересом запоминало приемы, а, становясь старше, некоторые уже применяли их в деле. Возможно, что камушки с нацарапанными на них изображениями зверей, найденные в пещерах, были именно ученическими работами.

Особый интерес представляют материалы рисования. Легкие, четкие линии-контуры наносились углем, а на некоторых рисунках гравировались заостренным камнем. Возможно, что углем делался набросок, а потом лучший контур закреплялся камнем. Красочные аккорды наносились с помощью непосредственно пальцев, полых трубок (распыление), а также примитивных кистей. Первые краски состояли из охры, окиси марганца и окиси железа, смешанные с животным жиром или водой.

Постепенно рисунки стали упрощаться, живой и реалистичный стиль становится все более схематичным и условным. К эпохе неолита рисунки в пещерах исчезают и переходят на предметы быта. Яркость наскальных рисунков превращается в переработанные формы, мастер учится абстрагироваться и обобщать увиденные образы.

Новое направление применения рисунка в этот период - украшение талисманов, предметов ремесла, что изменило подход к методу обучению. Художник становится ремесленником, для него важно передать свое умение, ученик становится помощником, продолжателем дела. Схематизм и условность изображения поспособствовали выработке методов и приемов обучения. В этот период появляются каноны, по которым складываться обучение. Мастер несколько раз показывает, как изображаются те или иные декоративные элементы, а дальше ученик совершенствует свое умение.

В поздний период первобытного общества обучение изобразительному искусству начало носить более организованный характер. Декоративные и геометрические элементы положили начало пиктографическому письму.

Список используемой литературы:

  1. Н. Н. Ростовцев, «История методов обучения рисованию, зарубежная школа рисунка». Просвещение, 1981 год.

  2. Н. Н. Ростовцев, «Очерки по истории методов преподавания рисунка». Изобразительное искусство, 1983 год.

  3. В. Р. Виппер, «Введение в историческое изучение искусства». Москва, 2010 год.

Просмотров работы: 675