СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЯПОНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЯПОНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На протяжении последних 20 лет система налогового администрирования России подвергается постоянным изменениям. Эти изменения обусловлены участием нашей страны в международных отношениях.

В целях соответствия мировым стандартам, реформирование налоговой системы в России всегда опиралось на зарубежные опыт, используя уже разработанные методы.

Обычно для сравнения с Россией берут преуспевающие страны Западной Европы. Однако некоторые страны Востока могут стоять в одном ряду с ними и так же послужить хорошим примером построения эффективной налоговой системы. Одной из таких стран является Япония.

Причин для сравнения именно с Японией несколько:

1.Система налогового администрирования Японии сложилась достаточно давно и практически не подвергалась существенным переменам, а это значит, что сравнив и проанализировав систему налогового администрирования этой страны можно внедрить уже существующий опыт в России.

2.Между Россией и Японией много общего. В обеих странах управление налоговой системой находится в юрисдикции Министерства финансов.

3.В Японии существуют такой аппарат как Национальное налоговое управление (ННУ), который возглавляет систему государственных налоговых органов и на который наложены функции по начислению, сбору и пересечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных налогов и сборов. Примером такой службы в нашей стране является Федеральная налоговая служба (ФНС). Обе службы имеют свои подразделения, у ФНС это 13 управлений, у ННУ – секретариат и 3 управления, которые состоят из отделов. (рис. 1).

Национальное

Налоговое Управление

 

Управления

Секретариат

 

се

Отделы:

налогообложения

Доходов и сбора налогов

Проверок и уголовного расследования

Отдел согласования

 

 

Отдел кадров

 

 

Отдел учета

Отдел подоходного налога

Отдел доходов

Отдел проверки счетов

 

 

Отдел планирования

 

 

Отдел имущественного налога

Отдел сбора налогов

Отдел социальных вопросов

 

 

Отдел уголовного расследования

Отдел общественных связей

 

 

Отдел корпоративного налога

 

 

Отдел автоматической обработки данных

 

 

Отдел налога на потребление

 

 

Отдел винного налога

Служба хозяйственных связей

 

 

Юридическая служба по оценке имущества, налога на потребление

Служба межгосударственных связей

 

 

Отдел сведений и проверок

 

 

Федеральная Налоговая служба России

 

 

Управления

Группа советников и помощников

 

  • Кадров

  • Контрольное

  • Правовое

  • Досудебного аудита

  • Информации

  • Финансовое

  • Административно-контрольное

  • Налогообложение

  • Имущественных налогов

  • Аналитическое

  • Урегулирования задолженности

и обеспечения процедур банкротства

  • По работе с налогоплательщиками

  • Трансфертного ценообразования и

международного сотрудничества

Рисунок 1. Структура ННУ Японии и ФНС России

ННС находится в Токио, его возглавляет начальник назначаемый министром финансов. В России же на должность руководителя ФНС назначает Правительство РФ по представлению Министра финансов.

К тому же, система налоговых органов Японии по признаку подчинённости составляет три уровня, что так же является характерной чертой Российской налоговой системы (рис. 2).

 

Национальное налоговое управление

 

 

Национальный налоговый совет

Районное налоговое управление Окинавы

Национальный налоговый трибунал

 

 

Национальный налоговый колледж

 

 

6 налоговых инспекций

11 районных налоговых управлений

 

 

12 районных налоговых трибуналов и 7 филиалов

 

 

518 налоговых инспекций

 

 

Федеральная Налоговая Служба

 

 

Межрегиональная инспекция ФНС

Управление ФНС

 

 

  • Ми ФНС по ценообразованию в целях налогообложения

  • МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам

  • МИ ФНС по ЦОД

  • МИ ФНС по федеральным округам

• Межрегиональные инспекция

• ИФНС по районам

• ИФНС по районам в городах

• ИФНС в городах безрайонного деления

 

Рисунок 2. Система налоговых органов Японии и Российской Федерации

В его подчинении ННУ находятся колледж Национальный налоговый трибунал, налоговый совет, районное налоговое управление, которое включает районное налоговое управление Окинавы.

Районные управления Японии занимают второй уровень. Обычно, управление состоит из пяти подразделений: управления согласования, управления налогообложения, управления доходов и сборов, управления уголовных расследований и проверок. Районные налоговые управления осуществляют консультирование, проверяют крупных налогоплательщиков и руководят работой налоговых инспекций [2].

Третий уровень занимают налоговые инспекции, которые являются исполнителями налогового законодательства. Обычно они состоят из нескольких отделов, каждый из которых занимается администрированием конкретного налога или группы налогов.

В России же высший уровень по принципу подчинённости занимает Федеральная налоговая служба. На втором уровне располагаются Управления ФНС, каждое из которых находится в одном из 85 субъектов России. Управления контролируют работу налоговых инспекций, которые соответствуют местному — третьему уровню подчинённости. Как и в Японии, в состав инспекций и Управлений ФНС входят структурные подразделения — отделы [1].

Имеются и существенные различия между системами налогового администрирования Японии и России. Основным из которых является организация налогового контроля. То есть, существуют разные формы ответственности. Например в России ответственность за нарушение налогового законодательства разграничивается на налоговую, административную и уголовную, а соответствующие нормы права содержатся в Налоговом и Уголовном Кодексах, а также в Кодексе об административных правонарушениях.

В Японии же за нарушение налогового законодательства наступает налоговая или уголовная ответственность, которая предусмотрена в многочисленных актах так называемого уголовно-административного законодательства, среди которых наиболее значимыми являются «Закон о взимании государственных налогов» 1959 года, «Закон о подоходном налоге» 1947 года, «Закон о налоге с юридических лиц» 1947 года [1].

Иначе построен и механизм выявления налоговых правонарушений в Японии. Если в России такие правонарушения обычно выявляются благодаря проведению специальных проверок, выездных или камеральных, то в Японии в районных управлениях в штате имеются специальные следователи и в их обязанности входит сбор информации и выявление случаев правонарушений [2]. Управления ФНС следователей в своём штате не имеют, кроме того, основные функции Управления носят скорее надзорный характер. Расследования являются прерогативой органов внутренних дел.

Еще одно различие заключается в том, что в Японии налоговые органы имеют меньшую свободу действий, чем в России. Если в России по ст. 91 НК РФ уполномоченные должностные лица производят осмотр помещений налогоплательщика при предъявлении удостоверений и решения руководителя налогового органа, то в Японии следователи могут производить обыск помещений только при наличии санкции прокурора

Также следует отметить, что в Японии характерными чертами налоговой системы являются весьма низкий уровень налогового бремени и жёстко централизованная система сбора налогов. Простота и доступность налоговой системы, уважение к законопослушному налогоплательщику, примат доверия к налогоплательщику над стремлением к наказанию являются тремя основными принципами налоговых органов Японии.

В России же такой показатель, как уровень налогового бремени является довольно высоким, кроме того исходя из того, что налоговые органы имеют право списывать задолженность со счетов юридических лиц в бесспорном порядке, можно сделать вывод, что налогоплательщик уже заведомо считается виновным. Безусловно, налогоплательщику направляется требование об уплате налога, однако, нередки случаи судебных споров на предмет незаконности остановки движения денежных средств по счетам и бесспорного списания задолженности.

Следовательно, благодаря наличию сходств, опыт японской модели построения системы налогового администрирования может послужить полезным примером для реформирования и в нашей стране. Российские налоговые органы более независимы, чем в Японии, там закон в большей степени защищает налогоплательщика, указывая на обязательность формирования доказательной базы перед осуществлением официального расследования. По нашему мнению, в российскую налоговую систему можно перенять принцип уважения налогоплательщика, который выражается в его защищённости от необоснованного применения санкций, так же ошибочных начислениях пеней и штрафов нужно свести к минимуму, так как от этого зависит отношение налогоплательщиков к органам государственной власти.

Просмотров работы: 1461