ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Тасуева М.А. 1, Козловская Г.Ю. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт образования и социальных наук
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одну из значительных категорий детей с проблемами в развитии со­ставляют дети с нарушением слуха. Данное отклонение влияет на весь ход познавательного развития ребёнка в целом, в том числе и на коммуникативные навыки этих детей.

Общение – одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных).

Создание наиболее эффективных условий формирования личности глухого ученика, включение его в общественно-полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.

Известно, что по уровню речевого развития глухие учащиеся отстают от слышащих сверстников. Решая аналогичные с массовой школой задачи развития речи учащихся, педагоги школы для детей с нарушениями слуха должны расставить свои акценты, определить коррекционный характер обучения на этом этапе работы.

Коммуникативные навыки формируются у учащихся в процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения. Умение общаться с окружающими – достаточно большая проблема для детей с нарушениями слуха. Их словарный состав ограничен, а речь маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще всего делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно учащимся приходится обращаться к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед кем-то извиняться.

В целом ряде исследований (Л.И. Божович, 1968; Л.С. Выготский, 1983; А.Н. Гвоздев, 1961; М.И. Лисина, 1974; А.К. Маркова, 1974; Г.Л. Розергард-Пупко, 1963; Н.Х. Швачкин, 1948; Д.Б. Эльконин, 1958) указывается, что развитие коммуникации на разных возрастных этапах зависит от ве­дущей деятельности ребенка в данный период, потребности которой обусловливают появление новых функций речи и языковых средств.

В сурдопедагогике вопросом изучения особенностей коммуникативных навыков у глухих детей младшего школьного возраста занимались такие учёных как Быкова Л. М. , (1991), Зыков С. А., (1977), Зыкова Т. С., (1988), Носкова Л. П., (1982), Розанова Т. В., (1991), Е.Ф. Рау, Р.М. Боскис (1988). Их исследова­ниями было установлено, что уровень развития коммуникативных способностей зависит от познавательной активности глухого ребенка, интереса к окру­жающему миру, предметам, явлениям, деятельности людей.

Литература

  1. Боскис Р. М. «Основы специального обучения слабослышащих детей». – М., 1968.

  2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

Просмотров работы: 1533