Общение – одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных).
Создание наиболее эффективных условий формирования личности глухого ученика, включение его в общественно-полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.
Известно, что по уровню речевого развития глухие учащиеся отстают от слышащих сверстников. Решая аналогичные с массовой школой задачи развития речи учащихся, педагоги школы для детей с нарушениями слуха должны расставить свои акценты, определить коррекционный характер обучения на этом этапе работы.
Коммуникативные навыки формируются у учащихся в процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения. Умение общаться с окружающими – достаточно большая проблема для детей с нарушениями слуха. Их словарный состав ограничен, а речь маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще всего делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно учащимся приходится обращаться к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед кем-то извиняться.
В целом ряде исследований (Л.И. Божович, 1968; Л.С. Выготский, 1983; А.Н. Гвоздев, 1961; М.И. Лисина, 1974; А.К. Маркова, 1974; Г.Л. Розергард-Пупко, 1963; Н.Х. Швачкин, 1948; Д.Б. Эльконин, 1958) указывается, что развитие коммуникации на разных возрастных этапах зависит от ведущей деятельности ребенка в данный период, потребности которой обусловливают появление новых функций речи и языковых средств.
В сурдопедагогике вопросом изучения особенностей коммуникативных навыков у глухих детей младшего школьного возраста занимались такие учёных как Быкова Л. М. , (1991), Зыков С. А., (1977), Зыкова Т. С., (1988), Носкова Л. П., (1982), Розанова Т. В., (1991), Е.Ф. Рау, Р.М. Боскис (1988). Их исследованиями было установлено, что уровень развития коммуникативных способностей зависит от познавательной активности глухого ребенка, интереса к окружающему миру, предметам, явлениям, деятельности людей.
Литература
Боскис Р. М. «Основы специального обучения слабослышащих детей». – М., 1968.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.