АРХИТЕКТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА: СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АРХИТЕКТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА: СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ

Гайворонская С.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Постмодернизм – исторически новый тип культуры, который проявляется в философии, науке, искусстве. Его основополагающим принципом является свободное сочетание выразительных средств, а также плюрализм идей, мнений, точек зрения и конкретный гуманизм. В науке это проявляется в применения конкурирующих примеров, низвержении иерархии методов научного познания, признании их принципиальной плюралистичности, в установке на взаимодополняемость прикладного, рационально-спекулятивного и религиозно-мифологическою знания.

В истолковании природы общества постмодернистское мышление устанавливает (взамен господствовавшей структурно-функциональной модели) модель анархо-синдикалистской множественности «самоотнесённых» сознаний и общественных организмов. Формируется новый «персоноцентристский» этнос, отстаивающий принципиальную равноправность ( и равноценность) индивида, социальной группы, общества в целом. В художественной культуре происходит отказ от канонизации единого эстетического стандарта, устанавливается плюрализм эстетических ценностей, художественных методов и стилей.

Важное место в художественной культуре второй половины ХХ ст. принадлежит архитектуре. Особенный интерес среди национальных архитектурных школ послевоенного времени вызывают мексиканская и бразильская. Значительные сооружения созданы также в Венесуэле, Аргентине. В Мексике сказалось влечение к монументальным решениям с использованием традиционных национальных мотивов давней живописи- роспись, мозаики. Особенно характерен университетский городок в столице – городе Мехико, который являет собой ансамбль, состоящий из нескольких зданий. Большой дом библиотеки входит в этот комплекс (архитекторы О. Горман, Г. Сааведра, Х.-М. де Веласко, 1956 г.). Фасады его покрыты своеобразными декоративными ковровыми рисованными композициями огромных размеров.

В 1936 г. под руководством ЛючиоКоста и Ле Корбюзье бразильский архитектор Оскар Нимейер (1907-1989 гг.) вместе с группой молодых специалистов проектирует дом министерства образования и охраны здоровья в Рио-де-Жанейро. Здание было закончено в 1943 г. и привлекло общее внимание не только как общественное сооружение. Создавая с применением новейших архитектурных средств, как первый пример использования сплошного сонлцемодуляторного экрана на одном из фасадов.

За пределами Бразилии Нимейером был построен Бразильский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г. В 1974 г. он выступил в роли главного консультанта при сооружении дома штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. В 1955-1956 гг. Нимейер разработал проект Музея современного искусства для столицы Венесуэлы Каракаса, а для Международной строительной выставки в 1957 г. в Берлине построил постоянный жилой блок.

Нимейер проектировал большие общественные дома Бразилии, в частности, президентский дворец (Дворец Рассвета), министерство заграничных дел (Дворец Арок), дома Конгресса, Верховного Суда и, наконец, кафедральный собор. Бразилия, которая заслужила название «первой современной цивилизации», получила свой официальный статус в 1960 г.

Своеобразной визитной карточкой мировой архитектуры 50-х начала 60-х гг. стала и остаётся поныне в и истории «стеклянная призма» или башня дом-пластина, по рецептуре которой сооружают буквально во всех странах и регионах, независимо от их природных условий, социального уклада или национального характера. Список таких зданий поистине бесконечен. Назовем лишь наиболее принципиальные сооружения 50-х годов. Это -- нью-йоркские небоскрёбы Ливер-Хаус (в 1952 г., архитектурная фирма «СОМ»), Сигрем-билдинг (1958 г., Л. Мисван дер Роэ и Ф. Джонсон) и дом ООН (1947-1952 гг., У. Харрисон и др., в частности международная группа консультантов -- Ле Корбюзье, О. Нимейер и др.).

Все остальные «призмы», даже такие из них как самый изысканный по очертаниями небоскреб фирмы «Пирелли» в Милане (1960 г., Дж. Понти, Пл. Нерви), или могучие, более 400 метров в высоту, сверкающие стеклом башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (в 1973 г., М. Ямасаки, Е. Ротта и др., разрушенные вследствие теракта в 2001 г.), удивительные стеклянные пирамиды, построенные в США и в Мексике, являют собой лишь варианты, они существенного не привносят ортодоксальным идеям и форма, являются массовой международной архитектурой.

Одной из характерных современных построек является дом ЮНЕСКО в Париже (1955-1957 гг.). Построенный по проекту группы архитекторов разных стран -- М. Врайера (США), П. Нерви (Италия) и В. Зерфусса (Франция).

Архитектура достаточно полно выразила постмодернистский тип сознания. Начиная от мировоззрения и теории познания и заканчивая пониманием творческого процесса. Можно говорить даже о определённом лидерстве архитектуры в художественных процессах последних десятилетий ХХ ст. поскольку не пластическое искусство (поп-арт и минимал-арт открыли новую эру в искусстве, как это считают, а архитектура, где в 1949 г. (приблизительно на десять лет раньше) впервые появляется термин «постмодернистский». Первым его использовал Джозеф Хаднат в статье «Постмодернистский дом» в книге «Архитектура и дух человека». Но дело не в нём. Архитектура, как никакой другой вид искусства, оказалась способной включить в себя максимум новых эстетических и художественных принципов.

В 1969 г. Президент Фрации Жорж Помпиду решил создать большой культурный центр, в районе известном под названием «Плато Бобург». Был объявлен международный конкурс и лучшим признали проект Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Строительство дома началось в 1972 г., а торжественное открытие центра Жискаром д`Естеном состоялось 31 января 1977 г. Дом. который называют часто «городской машиной» занимает площадь 100.000 кв. г. Все внешние трубопроводы окрашены врезные краски, и каждый цвет соответствует назначению трубопровода. Национальный музей современного искусства занимает три этажа Центра Помпиду.

Современному архитектору чрезвычайно сложно придерживаться чистоты постмодернистского стиля. Конструктивно он не может не использовать приемы классической и особенно модернистской архитектуры. Но при этом цель и эстетика строительства в модернизме и постмодернизме - разные.

Модернистская архитектура базировалась на принципах рационализма бихевиоризма и прагматизма. Она «встраивалась» в идеалы эпохи Просвещения, согласно которым определённая система знаний, ум рациональный принцип деятельности способны изменить человека, воспитать её в лучших традициях.

Постмодернизм возрождает не только значимость классических мотивов и лирику народной жизни, но и романтику с древности в целом, свободную художественности стиля модерн и многое другое, которое неожиданно ворвалось в мир современной архитектуры. Вобрав в себя у мотивы, формы, приемы, заимствованные из художественного наследия разных эпох, постмодернизм является своего рода искусством для искусства.

Таким образом, толкование модернизма и постмодернизма в науке неоднозначно; если говорить обобщенно, модернизм понимается как художественная практика (кубизма, футуризма, абстракционизма, сюрреализма и др.), развернувшаяся с начала XX в. и продолжавшаяся вплоть до второй мировой войны. Искусство постмодернизма охватывает всю совокупность художественных течений, развивавшихся после второй мировой войны до настоящего времени. Суть художественного творчества модернизма и постмодернизма принципиально различна. Стало уже общим местом противопоставлять созидательную природу модернизма постмодернизму с его игрой мертвыми формами.

Модернизму, безусловно, был присущ сильный пафос отрицания предшествующего искусства, однако одновременно он был и своего рода созидательной работой. Энергия А. Модильяни, П. Пикассо, А. Шенберга, Д. Джойса, М. Шагала и других авторов, не наследовавших формы классического искусства, была устремлена на выработку адекватного художественного облика эпохи, была броском в будущее. Модернизм строил свою художественную символику, не обращаясь прямо к реальности, а мобилизуя внутри художественные ресурсы; но и эти осознанные усилия потребовали колоссальной работы, которая привела в итоге к установлению новых отношений между человеком и миром. Вот как описывает работу, проделанную модернизмом, Ж.-Ф. Лиотар (р. 1924), известный французский философ и культуролог: «Пациент психоаналитика пытается переработать расстройство, от которого он страдает в настоящем, проводя свободные ассоциации между его элементами, на первый взгляд исключенными изо всякого контекста, и какими-то пережитыми в прошлом ситуациями, что позволяет ему раскрыть тайный смысл своей жизни, своего поведения». Точно так же работа Сезанна, Делоне, Кандинского, Мондриана, наконец, Дюшана может рассматриваться как некая проработка современностью собственного смысла.

Постмодернизм такую цель не преследует. Художественная практика постмодернизма есть не созидание нового мира, но дотошное повторение современного невроза, воспроизведение болезненных состояний в столь же лоскутных, осколочных и разорванных формах. Нехожеными и в известной мере эпатирующими путями модернизм стремился к поиску и воплощению неких завершенных и целостных художественных форм, в то время как постмодернизм демонстрирует совсем обратное. Феномен постмодернизма — это феномен игры, опровержения самого себя, парадоксальности.

Такая оппозиция модернизма и постмодернизма дала повод ряду теоретиков говорить, что XX в. открылся парадным входом в светлое будущее, а закрывается пародией на все предшествующие эпохи. Парадный вход означал сохранение надежды, которая возлагалась на художественное творчество модернизма, стремящееся, несмотря ни на что, продолжать быть посредником между человеком и миром, вырабатывать адекватные времени ориентации. Пародия на все предшествующие эпохи, созданная и воплощенная постмодернизмом, проявилась в культе аутентичности самой по себе, в стремлении мыслить все творческие проявления как игровую сферу, в абсолютизации самоутверждения, как такового, не задаваясь вопросом, имеются ли точки сопряжения между художественной деятельностью и картиной мира.

Модернизм был еще смесью кричащих диссонансов и эйфорической надежды, в то время как постмодернизм — это поэтика благополучно состоявшейся смерти и игра посмертных масок. Все персонажи в постмодернизме легко управляемы. Манипуляция с этими персонажами подобна манипуляции с трупами. Один из ведущих теоретиков постмодернизма Умберто Эко отмечает, что язык чувств в эпоху постмодернизма вынужден прибегать к кавычкам. Это объясняется тотальным обращением к цитированию — признак эпохи, лишенной собственного содержания.

Содержание прошлого и нынешнего в постмодернизме не просто перемешано, оно подается с максимальной долей все разъедающей иронии. Представителю постмодернистской культуры невозможно сказать «я люблю тебя», ибо слово «люблю» повторялось столько раз, что интеллектуал новой формации, по мнению У. Эко, не скажет своей подруге просто «люблю», а непременно добавит «я люблю тебя, как сказал бы...» (добавляя далее фигуру по своему вкусу). Таким образом, казалось бы, постмодернизм исключает возможность употребления всерьез таких слов, как «душа», «слеза», «красота», «любовь», «добро», — все это в его устах выглядело бы напыщенным и старомодным. Постмодернизм воспринимает эти слова как достаточно истрепанные и знающие о своей пошлости, с другой стороны, понимает, что это — предельные понятия, последние оставшиеся слова, заменить которые, в сущности, нечем.

Все «банальные» понятия поэтому проходят в постмодернизме не просто глубокую метаморфозу, а как бы возвращаются с другой стороны, под знаком «транс». Постмодернизм оперирует любыми художественными формами и стилями прошлого в ироническом ключе; и также иронически он обращается ко вневременным сюжетам и вечным темам, стремясь остро высветить их аномальное состояние в современном мире.

Важно отметить, что «испытание иронией» не проходит зря: все, что выдержало проверку иронией, просеивается как неразделимые зерна, предельные атомы человеческого бытия. Понимающее отношение к «спасительной иронии» высказывали в XX в. авторы самой разной ориентации. «Человек, не кончающий самоубийством перед лицом угроз современного мира, — пишет Генрих Белль, — либо продолжает автоматически жить дальше, движимый идиотским оптимизмом, подобным тому, который источают, скажем, часы, продолжающие тикать, либо он должен обладать каплей юмора, которая хотя бы на время освобождает его от чувства собственной значимости».

Постмодернизм по своей природе антиутопичен, не обращен в будущее и лишен надежды, в этом его отличие от модернизма. Модернизм, как и предшествующие художественные течения — романтизм, импрессионизм, символизм, — вовлекал в свою орбиту значительный объем негативного содержания мира, не забывая при этом задаваться вопросами о человеческой судьбе; в этом смысле у модернизма была некая проекция в будущее. У постмодернизма этой обращенности в будущее нет. Постмодернизм являет образ настоящего как образ великой иронии, который никогда не позволяет подвергнуть себя анализу. Само возникновение постмодернизма как раз и было реакцией на утопизм, эту «интеллектуальную болезнь будущего», которой была поражена вся вторая половина XIX и первая половина XX в. Постмодернизм с отвращением относится к утопии; он перевернул знаки и устремился к прошлому. Как справедливо отмечает М. Эпштейн, постмодернизм сходен с искусством социалистического реализма «в том, что объявляет себя последним вместилищем всего, что когда-то намечалось и развертывалось в истории».

Список литературы

  1. Борзова Е.П. История мировой культуры. 2-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2002.

  2. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна, Москва, Стройиздат, 1992.

  3. Каждан Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. М, 1971.

  4. Культурология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  5. Сарабьянов Д.В. Россия и Запад. Историко-художественные связи. XVIII - начало ХХ века. Искусство - XXI век, 2003

  6. Сарабьянов Д. В. К определению стиля модерн.- Сов. Искусствознание. 1978. Вып.2. М.,1979.

  7. Харди У. Путеводитель по стилю Ар Нуво М.:АСТ-Пресс, 1999.

8

Просмотров работы: 952