Слияние происходит в ходе соединения двух или нескольких компаний и образования одной новой фирмы.
Поглощение – это покупка одной компанией у другой как минимум 30% уставного капитала.
Объединения компаний имеет место, в случае если фирмы намерены усилить позиции на рынке, стать более конкурентоспособными, осуществить новые бизнес – стратегии, расширить ассортимент продукции, укрепить финансовое положение и производственные мощности. Первостепенной задачей слияния и поглощения считается создание бизнеса с лучшей капитализацией.
В большинстве случаев слияние и поглощение подразделяют на 4 группы:
согласованное слияние – поддерживается акционерами и управляющими;
оспариваемое поглощение – одна фирма скупает акции другой фирмы напрямую у их держателей, без согласия руководителей;
отторжение – одно предприятие продает свою некоторую ненужную часть другому;
выкуп управляющим (Management Buy Out) – акции скупает сам управляющий компании.
Так если главная причина слияния и поглощения это увеличение стоимости бизнеса, то на первый план выходит оценка стоимости бизнеса каждой из компании-участницы сделки. Оценка в этом случае становится неотъемлемой процедурой, она укажет экономическую целесообразность и эффективность соединения, а также выявит предполагаемые риски. Так как продавец фирмы будет в плюсе, если стоимость его компании будет завышена, соответственно покупателю будет выгодно, если стоимость этой фирмы будет занижена, значит оценка при слиянии и поглощении должна производится как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей независимыми оценщиками.
На сегодняшний день в оценке бизнеса существует 3 подхода:
сравнительный, включающий: метод компаний – аналогов; метод ретроспективных сделок; метод отраслевых коэффициентов;
доходный, включающий: метод дисконтированных денежных потоков; метод капитализации доходов; метод капитализации дивидендов;
затратный, включающий: метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.
Рассмотрим каждый из методов.
Метод компаний – аналогов производится на основе цен на одну обыкновенную акцию компании аналогичной оцениваемой.
Метод ретроспективных сделок – основывается на расчете стоимости контрольного пакета акций фирм – аналогов.
Метод отраслевых коэффициентов предусматривает оценку на основе предприятий – аналогов той же отрасли, что и оцениваемая фирма.
Метод дисконтированных денежных потоков основывается на определении будущих денежных потоков. Данный метод применим к молодым фирмам с нестабильными денежными потоками.
Метод капитализации доходов больше подходит к фирмам, которые давно функционируют, и денежные потоки в разные периоды примерно одинаковы. Стоимость, данным методом, рассчитывается путем деления чистой прибыли на ставку капитализации.
Метод чистых активов. В рамках данного метода оценивается накопленный потенциал фирмы за период предшествующий оценке, который уменьшается на долговые обязательства фирмы. рассчитывается как разница между рыночной стоимостью активов и текущими долговыми обязательствами.
Метод ликвидационной стоимости. В данном случае рассчитывается сумма денежных средств, которую собственник получит при ликвидации предприятия и продажи активов по частям. Расчет стоимости таким методом производится, если денежные потоки небольшие по сравнению с чистыми активами, в случае банкротства, при добровольной ликвидации предприятия.
Таким образом, слияние и поглощение может повлечь как негативные, так и позитивные последствия, а оценка бизнеса в данной процедуре позволит оценить непредвиденные риски или положительный эффект от этой стратегии и поможет принять правильное решение.
Библиографический список
ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»: Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 1998 года №135-ФЗ.
Федеральный стандарт оценки "ОЦЕНКА БИЗНЕСА (ФСО N 8)".
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) [Текст] : учебник для бакалавров / В. И. Бусов, О. А. Землянский, А. П. Поляков ; под общ. ред. В. И. Бусова; гос. ун-т управления. - Москва: Юрайт, 2014. - 430 с.
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) [Текст] : учебник для студентов эконом вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика»/Н. Ф. Чеботарев; финансовый ун-т при правительстве РФ. – 3-е изд. – Москва: Дашков и К, 2014. – 252с.
Оценка бизнеса [Текст]: учебник для вузов/В. Е. Есипов, Г. А. Маховикова, В.В. Терехова; Питер, 2010.– 415 с.