НУЖНА ЛИ СМЕНА СТАВОК ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РОССИИ? - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НУЖНА ЛИ СМЕНА СТАВОК ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В РОССИИ?

Кудрова Е.И. 1
1ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из источников доходов бюджета государства является подоходный налог, который в нашей стране составляет более 10% консолидированного бюджета.

Налоговая ставка, то есть величина налога на единицу дохода определяется норму налогового обложения, которая устанавливается государственными законодательными органами. По принципу определения налоговых ставок налоги подразделяются твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Твёрдый налог устанавливается в конкретной сумме независимо от размера доходов. Пропорциональный налог выражается. в определенном, неизменном, проценте с дохода независимо от его величины.

При прогрессивном налоге ставки увеличиваются в зависимости от величины дохода, и именно они в основном применяются в большинстве государств. Регрессивные налоговые ставки обычно в подоходном налоге как правило не используются.

В России подоходный налог является наиболее популярным, и уплачивают его все экономически активные слои населения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ [1] в 2016 году основная ставка налога с доходов физических лиц составляет 13%. С граждан с общим годовым доходом, не превышающем 512 тыс. рублей, будут взиматься 13% подоходного налога, а с тех, чей доход превысит указанный предел, – 23%.

Такие налоговые ставки недостаточно продуманы и установлены без глубокого и убедительного экономического анализа их значения как на эффективность пополнения бюджета государства, так и на производство.

Ведь даже во многих экономически более благополучных странах, озабоченных социальной справедливостью, высокая ставка походного налога на непомерно большие доходы выполняет не только чисто экономическую функцию, но и играет достаточно важную роль в создании благоприятного отношения населения к органам власти.

Конечно, не является секретом и то, что высокая ставка в государствах с не очень законопослушным населением не гарантирует соответствующую собираемость налога, из-за чего в странах, успешно использующих прогрессивный налог, стараются избегать слишком высоких ставок налога. В нашей же стране законодатели, ссылаясь на ту же причину, вообще исключили возможность введения прогрессивного налога, избавив от повышенных ставок плательщиков налогов с непомерно высокими доходами, что вызывает недовольство значительной массы населения.

26 марта 2015 года в Государственную Думу РФ депутатами от партии «Справедливая Россия» С.М. Мироновым, В.Г. Швецовым, В.К. Гартунгом, М.В. Емельяновым, А.Г. Тарнавским был внесен Проект федерального закона №753660-6 «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц». 12.05.2015 Совет Федерального собрания Государственной думы РФ снял его с рассмотрения (Протокол № 237, п. 114) [2].

Представители « Справедливой России» предложили внести в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 следующие изменения:

«Налоговые ставки устанавливаются, если иное не предусмотрено настоящей статьей в размере:

- по доходам до 24 миллионов рублей включительно - 13 процентов;

- по доходам свыше 24 миллионов рублей, но не более 100 миллионов рублей - 25 процентов;

- по доходам свыше 100 миллионов рублей, но не более 200 миллионов рублей - 35 процентов;

- по доходам свыше 200 миллионов рублей - 50 процентов».

Таким образом, предлагалось распределить ставки подоходного налога следующим образом: годовые доходы в 24 млн рублей должны облагаться, как и прежде, налогом в размере 13%, при доходах от 24 млн рублей до 100 млн рублей ставка должна составить 25%, от 100 до 200 млн рублей – 35%, и свыше 200 млн рублей – 50% дохода.

Соглашаясь в целом с идеей установления в РФ прогрессивного налога на трудовые доходы населения, все же невозможно принять предлагаемые ставки.

Прежде всего, доход в 24 миллиона рублей в год – недостижимый для основной массы трудящихся. Следовательно, минимальная ставка в 13% должна быть установлена лишь ненамного превышающей средний заработок российских граждан, но никак не в десятки раз больше.

Далее, увеличение процентных ставок дискретно, то сеть ступенями, ничем логически не обосновано, и в то же время провоцируют желание искажать сведения о доходах в районе перехода из одной ступени ставок в другую.

Так, если налогоплательщик с годовым доходом в 24 млн. руб. по предлагаемой депутатами от партии «Справедливая Россия» системе должен заплатить налог в сумме 3,12 млн руб., то в случае превышения дохода всего на 1 рубль размер налога составит 6 млн. Великоват скачок из-за одного рубля!

То же самое намечается и при переходе в другие ступени критикуемой таблицы; сумма налога в случае получения дохода на 1 рубль больше 100 млн. руб. «подскакивает» на 10 млн. руб., на 1 рубль больше 200 млн. руб. – на 30 миллионов.

На наш взгляд такое положение никак не может признаваться нормальным, мало кто удержится от соблазна как-то избежать потери от такой ситуации. В советское время уже использовалась подобная шкала налогообложения, и как можно услышать от ветеранов, многие работники, которым не полагалось иметь заработок выше 180 руб. в месяц, превышающую сумму все же не теряли, относя свою выработку на коллег. Последним этот «фокус» тоже был выгоден, так как за счет «перекинутых» сумм у них увеличивались отпускные и различные другие пособия.

Исходя из изложенного, предлагается при разработке закона о введении прогрессивного подоходного налога увеличение ставок после 13%, предусмотреть плавно, пропорционально росту доходов.

Так, если исходить, для примера, из тех же положений, что предлагали депутаты партии «Справедливая Россия», можно было бы определять проценты для начисления налогов по следующей формуле:

N = 13 + (C – Cm) х 0,2103,

где N – процент для начисления налога;

13 – минимальная ставка налога (%);

C – годовой доход налогоплательщика (млн рублей);

Cm – размер дохода с минимальной ставкой (24 млн руб.)

0,2103 – коэффициент приращения ставки.

При использовании данной формулы суммы, для поступления в государственный бюджет, практически остаются почти такие же, что предложены обсуждаемым Проектом федерального закона №753660-6, но ввиду плавного повышения размера налоговых начислений, устраняются причины недовольства налогоплательщиков из-за резкого скачков начисляемых процентов.

Список использованной литературы:

  1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 15.02.2016) http://vladrieltor.ru/nalkodeks

  2. Проект Федерального закона N 753660-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.03.2015) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=130051

Просмотров работы: 832