ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ МАТЕМАТИЧЕСКИХ УТВЕРЖДЕНИЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ МАТЕМАТИЧЕСКИХ УТВЕРЖДЕНИЙ

Шукшина Т.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное образование рассматривается как интегрированный процесс воспитания и обучения. Многие задачи воспитания достигаются, главным образом, в процессе обучения. Поэтому проблема поиска эффективных средств осуществления воспитания в процессе обучения, в том числев процессе обучения доказательству математических утверждений, является актуальной. Процесс обучения математике заключает в себе большие возможности для создания весьма эффективных ситуаций, способствующих успешной реализации комплекса воспитательных целей [1]. Выделим основные направления воспитания, в которых наиболее полно может быть реализован воспитательный потенциал математики, и, с другой стороны, которые, в большей мере, эффективны именно в процессе обучения доказательству математических утверждений. Воспитание ценностей постижения. К этому блоку воспитательных функций отнесем: формирование мировоззрения учащихся; формирование логической и эвристической составляющих мышления; воспитание культуры мышления, в том числе математического; воспитание устойчивого интереса к изучению математики. Воспитание ценностей действования. В названный блок воспитательных функций входят: воспитание потребности в творческой деятельности; воспитание культуры общения; воспитание патриотизма и национального самосознания. Воспитание ценностей переживания. Указанный блок включает в себя следующие функции: воспитание эстетического отношения к действительности; формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры; воспитание нравственных и морально-этических качеств личности.

Рассмотрим более подробно возможные пути реализации направлений воспитания в обучении доказательству.

Воспитание устойчивого интереса к изучению математики. Интерес к предмету был и остается одним из действенных условий успешности и эффективности процесса обучения. Безусловно, это направление в первую очередь связано с начальным этапом работы с теоремой – мотивацией ее изучения [3]. Стимулировать развитие интереса к изучению математики и на его базе формировать познавательный интерес учащихся можно, в первую очередь за счет новизны содержания материала (который, как правило, не представлен в школьном учебнике), расширение уже усвоенных фактов, исторический подход к сообщаемому материалу, раскрытия практического значения знаний и показ современных достижений науки.

Воспитание качеств мышления, характерных для творческой математической деятельности. С учетом специфики творческой математической деятельности в методической литературе [2] выделены следующие компоненты культуры мышления, которые можно воспитывать у школьников: 1) осознание предмета математики, ее метода, ее ведущих понятий и осмысленное оперирование ими как при изучении математики, так и в ее приложениях и в практической деятельности; 2) владение логической составляющей математической деятельности: понимание логической структуры определения понятия, умение оперировать определением понятия, умение сравнивать объекты по указанному признаку, умение проводить классификацию понятий по заданному и самостоятельно найденному основанию и др.; 3) владение эвристической составляющей математической деятельности; 4) умение отличать достоверные выводы от вероятностных; 5) владение алгоритмической составляющей математической деятельности; 6) владение математическим языком. Для реализации выделенных направлений в процессе обучения доказательству может быть осуществлена специальная работа: демонстрация учителем образцов рассуждений, удовлетворяющих выделенным выше требованиям; выделение и обсуждение причин ошибок, возникающих на различных этапах работы с понятием; включение в содержание материала специальных упражнений на формирование отдельных компонентов математического мышления и др.

Воспитание патриотизма, национального самосознания. Обучение доказательству способствует также становлению и развитию нравственных черт личности – настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности, дисциплине и критичности мышления, способности аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, инициативе и упорству, организованности и добросовестному отношению к порученному делу. Исторические и биографические факты из жизни ученых-математиков, сообщаемые учащимся на ряде этапов обучения доказательству, могут внести существенную лепту в привитие учащимся правил и норм поведения.

Эстетическое воспитание. Обучение доказательству вносит определенный вклад и в эстетическое воспитание человека, формируя понимание красоты и изящества математических утверждений, способствуя восприятию геометрических форм, освоению идеи симметрии и т.д. Сама природа математики представляет богатые возможности для воспитания у учащихся чувства красоты в широком значении этого слова. Такие свойства математических объектов, как симметрия, свойства правильных многоугольников, соотношение размеров фигуры и т.п., способны пробудить у учащихся врожденное эстетическое чувство и дело учителя математики там, где возможно, обращать на это внимание учащихся. Не менее важными в эстетическом отношении являются так называемые изящные решения какого-либо доказательства, а также возможность проявления школьников собственного творчества в процессе изучения математики, в частности в процессе решения задачи. Решение задач становится доступным почти каждому школьнику, если учитель поощряет усилия учащегося в поисках оригинального или рационального решения задачи и если учитель постоянно оценивает найденные учащимися решения с эстетических позиций. Как показано в современной методической литературе [3], на многих этапах обучения доказательству учителем могут быть созданы целесообразные педагогические ситуации, способствующие эстетическому воспитанию учащихся.

Воспитание общей культуры. Изучение математики способствует становлению гуманитарной культуры человека, раскрывая представление о математике как форме описания и методе познания действительности, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики для общественного прогресса [2]. Это направление предполагает формирование научной картины мира, научного гуманистического мировоззрения.

Реализация выделенных выше направлений воспитания в процессе обучения доказательству математических утверждений, безусловно, является необходимым звеном современного процесса математического образования.

Список использованных источников

  1. Журавлева, О. Н. О подготовке студентов к осуществлению воспитательной функции в обучении математике/ О. Н. Журавлева // Психология и педагогика на современном этапе, I Международная научно-практическая конференции «Психология и педагогика на современном этапе», 20 апреля 2011 г. – Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2011. – С. 215-218.

  2. Иванова, Т. А. Теория и технология обучения математике в средней школе : учебное пособие /Т. А. Иванова и др. — Н. Новгород : Изд –во НГПУ, 2009. — 206 с.

  3. Саранцев, Г. И. Методика обучения математике: учеб. пособие для студентов бакалавриата высших учеб. заведений по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Математика») / Г. И. Саранцев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2012. – 292 с.

  4. Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики / Математика: Хрестоматия по истории, методологии, дидактике / Сост. Г.Д. Глейзер. –М. : Изд-во УРАО, 2001. – 384 с.

 

Просмотров работы: 700