ОБУЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОБУЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В рабовладельческую эпоху появилась потребность в большом количестве мастеров и художников, т.к. началось бурное строительство городов, храмов, дворцов и т.д. Эпоха древнего Египта привлекает внимание тем, что в этот период впервые создаются специальные художественные школы с ясной системой обучения и четкой методикой преподавания рисунка

Очень многое для изучения методов обучения изобразительному искусству дают росписи на стенах гробниц, дворцов, храмов, рисунки на папирусах и т.д. Для изображения характерных рисунков существовал особый свод правил и формул, выработанных в Египетских художественных школах, и обучение строилось на зазубривании данных канонов, а не на наблюдении натуры или природы. Рассмотрим подробнее эти правила построения.

Особое внимание египетские художники обращали на изображение фигуры человека. Египтяне разделяли человеческое тело на 21 часть, 2 из которых приходятся на традиционный головной убор, единицей измерения служила длина среднего пальца руки, а само измерение фигуры следовало снизу вверх. Это помогало в изображении фигуры человека по частям несколькими художниками, и при складывании частей не происходило нарушение пропорций.

Однако точное соблюдение пропорциональных соотношений частей человеческого тела не учитывали его характерных особенностей пропорций фигур.

Если художник изображал рядом две фигуры, которые различались по социальному статусу, то он изображал их по одному и тому же канону, но разных размеров, фигуру по статусу выше – крупного размера, другую – маленького. Разница в пропорциях других предметов, по сравнению с человеческой фигурой вообще не принималась в расчет. Так, стоящий человек мог быть изображен выше двери, самого дома или выше деревьев.

В изображениях египетских художников отсутствует трехмерность изображения, перспектива и светотень. Человек изображался следующим образом: голова, руки и ноги – в профиль, глаз и торс - в фас, а живот нужно было изображать в трехчетвертном повороте. Все рисунки носят линейный характер и обведены черным контуром. Рисовали египтяне углем, кистью, выцарапывали металлическими штифтами.

Наиболее распространенным методом обучения рисованию был метод обучения на глиняных досках, которые перед рисованием человеческой фигуры расчерчивали на квадраты тонкими линиями(эти клетки служили ученикам ориентирами для правильного изображения человеческой фигуры). Методика нанесения изображения была такова: на ровную влажную поверхность глиняной доски ученик наносил линейное очертание предмета заостренной палочкой. Если что-то не получалось, он снова выравнивал поверхность и начинал сначала. А если в рисунке требовались незначительные исправления, то нужная часть заминалась пальцем. Этот метод не требовал особых больших материальных затрат и был очень удобен, а одна и та же доска могла долго служить и иногда переходить от ученика к ученику. Лучшим рисунков считался тот, в котором контурные линии были более тонкими и плавными.

Техника нанесения рисунка на папирусе отличалась от техники нанесения на глиняную доску. На папирус рисунок наносился краской с помощью кисти, позднее вошло в употребление тростниковое перо. Когда художнику требовалось на поверхности стены дать изображение, то вначале он наносил на поверхность абрис фигуры углем или кистью с краской, затем процарапывал абрис металлическим штифтом и под конец работы заливал углубления процарапанного контура черной или красной краской. Ученики, рисуя на глиняных дощечках, ограничивались чаще всего только нанесением контурных линий без залива их красками.

Обучение техники рисунка шло по двум направлениям. С одной стороны, педагог вырабатывал технику свободного движения кисти руки, свободно и легко наносить контурные линии. С другой – ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене или на камне.

Обучение в Египетской школе проходило систематически. У всех художников-педагогов метод и система обучения были едиными, т.к. требовалось строгое соблюдение канонов. Система воспитания была предельно строгой и довольно жестокой: за малейшее отступление от правил или неточное выполнение канонов ученика строго наказывали, вплоть до избиения палками.

Овладение профессией в Древнем Египте было родовое: сын должен был овладеть профессией отца, навыки в какой-либо профессии должны были передаваться из поколения в поколение. При этом обучение не носило домашних характер.

Обучая правилам рисования, учитель постоянно пользовался специальными таблицами или рисунками, которые, постепенно накапливаясь, превращались в целые сборники таблиц и альбомы, служившие впоследствии своеобразными учебниками.

Таким образом, в Древнем Египте возникла и укрепилась художественная школа, обучение в которой проходило систематически. Методы и система обучения у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны предписывали строжайшее их соблюдение. Обучение строилось не на основе изучения натуры, а на заучивании выработанных правил. Это, конечно же, облегчало изучение различных приемов, но в то же время и сковывало художника, не давая возможности изобразить мир таким, каким он его видел.

Список литературы:

  1. Ростовцев Н.Н. «История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка»

  2. http://studopedia.ru/

  3. http://www.studfiles.ru/

Просмотров работы: 972