РОЛЬ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Пазникова О.О. 1
1ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В истории человечества важнейшей составной частью воспитания новых поколений людей было и остается сейчас нравственное воспитание. Многие науки пытаются со своих специфических позиций раскрыть те или иные особенности нравственного воспитания. Вопросы нравственного воспитания молодого поколения можно назвать вечными, так как они связаны с нравственной сущностью человека.

Это обстоятельство побуждает ученых-педагогов постоянно вести научное исследование тех или иных сторон нравственного воспитания, определять методы, средства и приемы.

Поощрение и наказание как методы нравственного воспитания являются одними из самых древних. Несмотря на это, они по сей день актуальны и присутствуют во всех элементах воспитания. В наше время среди педагогов и родителей существуют различные взгляды на степень применения поощрений и наказаний. Одни считают, что необходимо по возможности чаще использовать наказание и реже поощрение. Другие высказываются с точностью наоборот: чаще хвалить, реже наказывать. Также бытует мнение, что воспитание нужно основывать только на поощрении, либо не использовать наказание и поощрение вовсе.

Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности.

Термин «нравственность» происходит от слова «нравы», которые по-латыни звучат как moralis. Нравы – это своеобразные правила и нормы поведения, которые полностью зависят от общественной массы. Они определяют как надо жить человеку и вести себя в соответствующем обществе. Нравственное воспитание связано с различными сферами жизнедеятельности деятельности человека, поэтому оно воздействует на чувства, сознание и поведение человека для выработки у него нравственных качеств. Этот процесс целенаправлен и должен служить приобретению человеком высших духовных ценностей, то есть определенным нравственным правилам, которые обязательно должны применяться в повседневной жизни.

Как отмечает Гринёва Е.А., нравственность состоит в осознании выполняемых личностью тех или иных моральных норм и требований на основе внутренней потребности и способности следовать им в каждый данный момент своей жизни и деятельности. Нравственность есть усвоенная и принятая личностью мораль. Нравственность определяется сферой поступков по отношению к другим людям, отражая практически – деятельностную позицию человека. При этом нравственность не является врождённым свойством, к нравственности ребёнок приобщается в процессе своего развития, в ходе своего общения с людьми. Чем раньше начнётся приобщение ребёнка к нравственным ценностям, тем прочнее они укрепятся как черты личности, составляя моральный облик человека [3, c.70].

Нравственное воспитание начинается с детского возраста и осуществляется в основном в семье и в школе. Эти институты воспитания стараются сформировать у детей патриотизм, любовь к труду, творческий подход к различной деятельности, коллективизм, объединение интересов личности и общества.

Специфической целью воспитания является создание устойчивой в нравственном плане личности. Она зависит от конкретного нравственного состояния общества, от его ценностей и отношений, что и определяет весь ход процесса нравственного воспитания.

В результате направленного воздействия у человека вырабатываются качества и свойства, ценные для общества, т.е. формируется нравственная воспитанность. Она характеризуется способностью человека сопереживать, анализировать жизненные ситуации, сопоставлять их с неким нравственным идеалом, приобретением таких качеств как совесть, стыд, сочувствие.

Нравственное воспитание должно влиять на все стороны жизнедеятельности человека, поэтому и осуществлять его нужно как целостный педагогический процесс. Таким образом, моральные нормы откладываются в подсознании, из-за чего возникают непроизвольные реакции на нарушение этих норм. Так, например, мы испытываем гнев на произошедшую несправедливость, а иногда даже рискуем жизнью, чтобы эту несправедливость исправить.

К задачам нравственного воспитания в школе относятся те, которые формируют у учащихся следующие качества:

  1. Гуманность и гуманное отношение к окружающим.

  2. Вечные человеческие ценности (дружба, любовь, милосердие).

  3. Принципиальность, честность.

  4. Ответственность.

  5. Трудолюбие (труд должен пониматься человеком как смысл жизни и источник творчества и благополучия).

  6. Культура поведения и общения.

  7. Чувство собственного достоинства [4, с. 121]

Основная функция воспитания – формирование у человека устойчивых нравственных сознания, поведения и чувств, выработка жизненной позиции, зависимой от общества и подсиненной чувству общественного долга.

Нравственное воспитание направлено на формирование особых механизмов для организации и регуляции поведения человека в повседневной жизни. Процесс нравственного воспитания предполагает не только приобретение соответствующих знаний в этой области, но и эмоционально-образное осознание моральных норм и правил вместе с практическим применением. Результатом является развитие культуры нравственно ориентированного мышления и поведения воспитанников.

Поощрение – это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности.

Наказание – это такое воздействие на личность, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Иными словами наказание направлено на коррекцию поведения в определенных сложных ситуациях.

Помимо прямых методов коррекционного воздействия существуют косвенные требования. Они также делятся на положительные (поощрение) и отрицательные (наказание). К положительным требованиям относятся просьба, доверие, одобрение. К отрицательным требованиям, в свою очередь, недоверие, осуждение, угроза. Эти методы также часто используются и позволяют применять их для стимуляции воспитанников без выделения их (воспитанников) среди своей группы.

Например, ситуация на уроке. Идет самостоятельная работа над заданиями, а учитель контролирует ход процесса, периодически прохаживаясь по классу. На мгновение он останавливается около одной из парт и хвалит ученика за старание. Потом останавливается в другом месте и говорит ученику о грубой ошибке. И похвала, и осуждение здесь не являются, собственно, поощрением или наказанием. Они лишь дают стимул, но не обособляют кого-либо из учеников.

Между понятиями «требование», «поощрение» и «наказание»есть существенное различие. При использовании поощрения и наказания коллективом или педагогом выделяется один учащийся (или группа учащихся). Результатом такого выделения становится изменение его прав и обязанностей, отношения с коллективом. Также действие педагога должно отвечать наличию определенной ситуации, дающей возможность воспользоваться педагогической коррекцией через поощрение и наказание.

Поощрение и наказание применимы в тех ситуациях, которые характеризуются своей сложной психолого-педагогической проблемой. Педагогическое корректирование поведения должно регулировать отношения в коллективе с помощью точно определенной дозы изменений. Эти изменения целесообразно используются в данных ситуациях для возникновения новых, полезных в нравственно-воспитательном процессе потребностей у выделенной из группы личности или самой группы.

Основу выше описанной психолого-педагогической ситуации составляет стимулирование творческой и соревновательной деятельности ребенка. Поощрение позволяет поддержать воспитанников в их инициативе, творческом подходе к решению стоящих перед ними задач, а также помогает им самоутвердиться в борьбе на пути к успешному достижению поставленной цели.

Применять метод поощрения необходимо в самых различных видах деятельности воспитанника. Известный педагог и ученый В.Е. Гмураман писал об этом так: «Избежать захваливания отдельных учащихся или отдельных классов можно... путем поощрения самых различных достижений в различных областях деятельности. Дело здесь не только в преодолении опасности захваливания, но и еще в том, что использование поощрения в различных областях деятельности школьников дает возможность симулировать способности и склонности не только в области учения, но и в разнообразной внеурочной деятельности» [6, с. 53].

На начальных этапах взаимодействия с воспитанниками педагог старается поощрить их отдельные действия. Таковыми могут быть качественная уборка класса, хорошо организованное мероприятие и т.п. С течением времени, когда у коллектива вырабатывается нормальное общественное мнение, поощряются различные моральные качества: ответственность, взаимовыручка, организованность и др. При выполнении обязательных общепринятых дел в коллективе особое внимание уделяется проявленной инициативе, самостоятельности и желанию помочь товарищам при достижении общих целей.

Применение наказания происходит в конфликтных ситуациях, в том смысле, что сама по себе ситуация использования наказания – конфликтная. Далеко не всегда их причиной становятся оплошность воспитателей. Практика воспитательного процесса показывает, что источником конфликтов становится неприятие воспитанником требований педагога или коллектива. Подобное может происходить не только в новообразованной группе, но и в вполне сформировавшемся коллективе, имеющим устоявшиеся традиции и твердое общественное мнение. Когда же конфликт происходит по вине педагога, из-за отсутствия у него необходимого опыта работы с детьми, то принято считать такую ситуацию псевдоконфликтной, не использующей наказание с позитивной целью.

Приведем пример. Ученик младших классов достает на уроке маленькое зеркало и наводит солнечный «зайчик» на остальных присутствующих. Заметив это, учитель просит отдать зеркало, но ребенок не выполняет это требование. Тогда учитель выгоняет мальчика из класса и применяет обыденные меры наказания (запись в дневник, вызов родителей в школу). В итоге портятся отношения между учителем и учеником. Возникает вышеописанная псевдоконфликтная ситуация, которую можно было избежать, если бы учитель более искусно владел педагогическими навыками и не допустил конфликта.

Также известны случаи, когда действия ученика носят отрицательный характер, но педагог находит повод для его поощрения. Эти меры крайне важны в воспитательном процессе, так как корректируют деятельность ученика в положительную сторону. В.А. Крутецкий и Н.С. Лукин писали об этом так: «Именно ребенок, постепенно «нащупывающий» правильную линию поведения, особенно нуждается в том, чтобы взрослые авторитетные люди подтвердили ему, что он идет правильным путем, что его первые шаги заслуживают всякого одобрения» [7, с. 67].

Применение «запоздавшего» наказания к воспитаннику не должно происходить на том этапе, когда у него наблюдаются постоянные отрицательные эмоции и действия. Тем более недопустимо использование жестких мер наказания (репрессивных мер) на столь запущенной стадии. Опытные педагоги стараются не допустить подобной ошибки и применяют метод наказания даже в условиях нормального или положительного протекания процесса воспитания. Главные условия коррекции с помощью наказания – раннее использование и правильная дозировка. Этот метод широко практиковал А.С. Макаренко. Хорошо известны случаи, когда Антон Семенович сравнительно сурово наказывал своих воспитанников даже за незначительное опоздание, особенно если они были однимииз лучших.

Размышления о целесообразности применения наказания при доминировании положительной направленности личности, и, наоборот, применение поощрения при направленности отрицательном, непременно важны. Они служат основой для понимания диалектической взаимосвязи этих методов коррекции и являются частью единого метода педагогического воздействия в воспитательном процессе. Зачастую на практике поощрение и наказание применяются совместно. Такое объединение разносторонних методов педагогического воздействия позволяет надежно и быстро осуществить коррекцию, максимально избежать конфликтных ситуаций и оптимально направить развитие в сторону формируемых потребностей личности во всех других ее качествах.

При использовании поощрения и наказания ситуативные, индивидуально-личностные и возрастные критерии должны рассматриваться в единстве. Но, несмотря на их объединение, важно уметь различать эти критерии друг от друга. «В силу многообразия потребностей, интересов, установок личности одно и то же действие или явление может приобрести различное и даже противоположное – как положительное, так и отрицательное - эмоциональное значение. Одно и то же событие может оказаться снабженным противоположным – положительным и отрицательным – эмоциональным знаком», - отмечал в свое время С.Л.Рубинштейн [2, с. 131]. В связи с этим ошибки педагога, связанные с неточным анализом ситуативных и личностно-возрастных моментов, приводят к соответствующим проблемам.

Например, требование учителя «Встать прямо, руки по швам» в младших и средних классах воспринимается спокойно как привычное действие. Если учитель потребует того же в старших классах, то у большинства учеников возникнет хотя и скрытая, но негативная реакция. Эта же схема характерна для поощрения и наказания.

Важным фактором для использования поощрения и наказания является способность ситуативных настроений переходить в эмоционально-личностную сферу сознания и влиять на возникновение определенных качеств личности. Лучше всего это можно проследить, когда педагог совершает ошибки при применении поощрения и наказания.

При использовании поощрения и наказания важно соблюсти меру воздействия. Недопустимы чрезмерные похвала и кара. Они являются значительными средствами педагогической коррекции и при чрезмерном применении теряют свою эффективность, поэтому и применяться должны редко, только в тех ситуациях, которые такого вмешательства требуют. Но такие косвенные средства, как одобрение и осуждение, могут использоваться повседневно.

Поощрение и наказание – это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. В данной работе мы даем классификацию видам и формам поощрения и наказания по стимулированию, торможению деятельности и внесению изменений в их отношения. Таким образом, складывается следующая система:

  1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.

  2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в обязанностях детей.

  3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Эти группы также делятся на самые разнообразные подгруппы, которые связываются по критериям:

  1. Поощрения и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий».

  2. Традиционные поощрения и наказания.

  3. Поощрения и наказания в форме экспромта [7, с. 36].

К сожалению, приведенная классификация неточна, т.к. она не отражает все практическое разнообразие видов и форм поощрения и наказания. Ее назначение – дать примерное представление, помочь разобраться в данной проблеме. Каждому педагогу необходимо знать типичные меры воздействия на воспитанника. Связь между мерой поощрения, наказанием и поступками детей строится на анализе конкретных случаях с учетом всех нюансов.

Самой употребительным средством поощрения является поручение «почетных» обязанностей. Такие поручения могут даваться одному воспитаннику или коллективу, а также широко применяться в семейном воспитании. Допустим для ребенка 6-8 лет вымыть посуду или сложить одежду (естественно, что нужно вымыть не гору посуды или сложить очень много вещей, а небольшую часть) является неким поощрением за хорошее поведение.

Кроме почетных обязанностей воспитаннику могут присвоить какие-либо дополнительные права или почетное звание. Так, возможно назначение среди детей ответственных должностей: кто-то будет ухаживать за растениями в классе, кто-то следить за чистотой доски и многое другое. Главное, чтобы такое выделение учеников поддерживал коллектив.

Еще одним распространенной мерой поощрения является награда в соревновании. Такие поощрения могут быть разными: коллективная или индивидуальная награда, подарок, почетная грамота или звание и т.д. Но иногда такие награды бывают чрезмерными, особенно в семье, где ребенка задаривают дорогими подарками, что пагубно влияет на процесс воспитания.

Своеобразными соревнованиями являются различные творческие выставки (выставки рисунков, поделок и др.) и школьные олимпиады. Присуждение наград в таких мероприятиях способствует не только развитию творческих способностей учащихся, но помогает заинтересовать и дать стимул для сторонних наблюдателей.

Особой и очень популярной наградой в школе является грамота. По выше приведенным доводам их количество не должно быть чрезмерным. Особенно действенно это поощрение в торжественной обстановке: на линейке, в актовом зале, на праздничном мероприятии и т.д.

Теперь перейдем к описанию наиболее популярных и действенных мер наказания. В семье наказание назначается старшими родственниками. В школе способы наказания официально запротоколированы.

Самой популярной мерой наказания является замечание учителя. Оно осуществляется напрямую к определенному нарушителю и представляет собой непосредственное требование учителя. Оно должно быть официальным, вежливым, но категоричным.

В требующих того ситуациях учитель может поставить ученика около парты или в угол класса. Такая мера эффективна в младших и средних классах, где зачастую ученики непоседливы. Смысл такого наказания в том, что ученик под вниманием всего коллектива становится более сосредоточенным. Наказание должно длиться до тех пор, пока виновник не осознает своей провинности. Но важно не переусердствовать со временем наказания, когда учителя заставляют стоять до конца занятия. Такая ошибка негативно влияет на воспитательный процесс. Ребенок легко утомляется в таком положении и возникает естественный протест. Он может выражаться в привлечении к себе внимания класса. Для ученика такое наказание является своеобразной пыткой, поэтому он ищет поддержку и сочувствие у своих одноклассников. Такая ситуация чаще всего заканчивается изгнанием наказуемого с урока, что для него является своего рода героическим поступком, особенно если оно одобряется товарищами.

Неудивительно, что такая, на наш взгляд, критическая мера наказания становится причиной долгих и горячих споров у педагогов и родителей.

Чаще всего удаление из класса происходит по вине учителя, когда он не справляется со своим нервным раздражением по отношению к ученику или группе учеников и вследствие чего не может предотвратить возникший конфликт. Хуже всего тогда, когда разгневанный педагог при уходе ученика говорит больше тому не возвращаться. Результаты такого действия зачастую плачевны: либо ученик и вправду больше не посещает занятия выгнавшего его учителя, либо учитель сам в дальнейшем не позволяет присутствовать на своих уроках. Но бывают и ситуации, когда не остается иного выхода, кроме удаления из класса. Применяется оно в том случае, когда ученик демонстративно не желает следовать дисциплине и тем самым срывает занятие, возможно даже оскорбляет кого-либо из присутствующих (чаще всего учителя). Осложнить конфликт может поддержка коллектива, одобрение им действий «бунтаря».

Для учителя подобные происшествия становятся настоящим испытанием. Обычно возможно нормализовать работу в классе, после ухода объекта агрессии, но иногда удалить ученика из класса весьма затруднительно. Очень хорошо этот случай описан у Х.Бехтерева.

«Ученик С. Пришел на урок в состоянии крайнего возбуждения (на перемене была драка). Он продолжает что-то говорить, бросает через весь класс записку на последнюю парту, затем что-то кричит ученику, сидящему в другом ряду.

Учитель: Выйди сейчас же из класса!

Ученик: Не выйду!

Учитель: Я тебя выведу!

Ученик: Не пойду (Хватается руками за парту).

Учитель: Сейчас же оставь парту и уйди!

Ученик крышкой парты, потом вскакивает с места, бежит к последней парте, забивается в угол:

- Не пойду! Не пойду! Через окно выброшусь! Не смейте меня трогать!» [5, с. 17].

В этой ситуации действия учителя ошибочны. Вместо того, чтобы успокоить ученика, он еще больше провоцирует его на срыв, что в итоге и происходит.

Но даже если учителю удастся спокойно и уверенно выставить ученика из класса, ему необходимо помнить о том, что наказание не завершено и нужно предпринять необходимые меры после урока.

Существует еще одна тяжелая мера наказания – выговор. Выговор используется для морального осуждения ученика. Его воздействие на ученика возрастает в присутствии педагогического состава и всего класса. Поэтому не следует применять такую меру наказания для «профилактики» среди воспитанников.

При положительном отношении учащегося к какой-либо деятельности он в качестве наказания может быть отстранен от нее. Или же наоборот возможно поручение дополнительных трудовых заданий.

В качестве наказания возможно использование так называемой «отсрочки поощрения». Суть этого наказания заключается в переносе какой-либо награды (поездки, покупки) на время выполнения ребенком определенных условий (сделать домашнее задание, убраться в комнате и др.).

Наказания, направленные на ограничение или лишение, действенны только в дошкольном и младшем школьном возрасте. Категорически запрещается ограничивать естественные потребности ребенка: сон, еда, прогулка и т.д.

В заключение отметим, какой бы метод поощрения или наказания не использовался по отношению к ребенку, главное условие любого воздействия – его справедливость.

Список литературы

  1. Азбука поведения./Сост. М.И.Воротынова. - Алма-Ата: Кайнар, 2004.- 416с.

  2. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология. – М.: «Педагогическое общество России», 2009. – 512с.

  3. Гринёва, Е.А. Нравственное воспитание школьников: сущность базовых понятий / Е.А. Гринёва // Современное образование: приоритетные направления в теории и практике.: материалы VI международной научно-практической конференции: М.: МПГУ, - 2014. - С.68 -74

4. Коротаева Е.В. Директор - учитель - ученик: Пути взаимодействия. - М.: «Сентябрь», 2007. - 143с.

5. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое Герберта Спенслера: монография. – СПб.: Лань, 2014. – 364 с.

6. Струбицкий В.В. Меры поощрения и наказания и методика их применения в нравственном воспитании учащихся: дис. канд. пед. наук – Симферополь, 2010. – 210 с.

7. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. – М.: «Педагогическое общество России», 2008. – 128с.

8. Фоминова А.Н. Педагогическая психология: учебное пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 320 с.

Просмотров работы: 2921