РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ И ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ НА ОБРАЗОВАНИЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ И ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ НА ОБРАЗОВАНИЕ

Малыгина А.В. 1
1Шуйский Филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Перспективы мировой экономики в XXI веке определяются характером перехода стран к постиндустриальной стадии, где преобладает сфера услуг, наука, образование и т. д. Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний. По расчетам всемирного банка в составе национального богатства США основные производственные фонды составляют всего 19%, природные ресурсы – 5%, а человеческий капитал – 76%.В России же – 10, 40 и 50% . Уже сейчас во всех странах человеческий капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.

Образование не просто связано с экономикой — в значительной степени оно детерминировано ее состоянием и развитием. Многие исследователи, касающиеся вопроса связи экономики и образования, отмечают, что уровень обучения в любом обществе связан с показателями экономического развития и с благосостоянием народа. Таким образом, состояние экономики является источником более или менее сильного развития образования в различные периоды.

Система российского образования за последние 10 лет претерпела значительные изменения в русле общих процессов экономических и политических преобразований, происходящих в обществе. Законы Российской Федерации: «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 года и др. – все эти документы стали важнейшей законодательной базой в сфере образования.

Экономические факторы, влияющие на образование изменяются на нескольких уровнях управления. Во-первых, на государственном уровне: основная масса расходов на образование осуществляется из средств государственного бюджета. На государственном уровне управления могут приниматься решения об увеличении финансирования образовательных учреждений, что окажет положительное влияние на развитие как системы образования в целом, так и отдельных образовательных учреждений. На республиканском и муниципальном уровнях управления также могут приниматься решения по дополнительному финансированию. Возможно выделение дотационных средств на финансирование образовательных учреждений.

Кредитная политика может осуществляться на всех уровнях системы управления. На государственном уровне могут быть введены льготные целевые кредиты на получение образования для граждан, государственные именные финансовые обязательства, выдаваемые выпускникам школ. На региональном и муниципальном уровнях управления кредитная политика может осуществляться путем выделения стипендий местным жителям, обучающимся за пределами региона.

В связи с развитием платного образования все большее влияние как на систему образования в целом, так и на вузы в частности оказывает платежеспособный спрос населения. Учитывая низкую платежеспособность населения, государство оказывает населению поддержку в виде материальной помощи, кредитов, льгот.

С увеличением темпов экономического роста возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, способных разрабатывать и внедрять новые методы и технологии, что положительно влияет на систему развития образования. В свою очередь развитие системы образования, приводящее к увеличению числа высококвалифицированных специалистов, способствует экономическому росту.

Экономика может так же негативно влиять на систему образования, когда приходится, например, преодолевать не только негативные тенденции экономических реформ, но и в тяжелые социально-экономические условия, ища наиболее оптимальные пути качественного улучшения преподавания в соответствии с требованиями глобальных цивилизационных преобразований.Это можно проследить, например, в системе высшего профессионального образования, где намечаются ухудшения: количество высших учебных учреждений составило 1008 единиц (в 2013 году –1336 единиц), количество обучающихся в них составило 4,3 млн млн. человек (2013 году - 5,4.), количество работающих – 650 тыс. человек (в 2013 – 701,0 году тыс.). Эти изменения связаны с демографическим положением и из-за этого закрытием, реорганизацией или укрупнением образовательных учреждений. Вместе с тем следует отметить заметное ухудшение материальной и лабораторно-экспериментальной базы высших учебных заведений и необходимость совершенствования научной сферы вузовской науки. Проблема здесь не в отсутствии идей, а в отсутствии финансовых возможностей государства.

Система образования тоже воздействует на экономику тем, что обеспечивает квалификационное воспроизводство различных профессиональных групп и социальных слоев. Именно это воспроизводство и обеспечивает воздействие образования на экономическую сферу. Массовые и типичные формы образования (школа, среднее и высшее профессиональное образование) выполняют функцию формирования профессионального состава населения монопольно. Значительная роль в этом процессе принадлежит в развитых странах формам обучения на рабочем месте. Эти формы очень разнообразны, они ориентированы на рабочих, на управленцев и на высококвалифицированных специалистов. Развитость этих форм связана, прежде всего, с тем, что обучение на рабочем месте является более гибким и предметным, т. е. прямо отражающим потребности любого сектора экономики.

Для экономики и образования, связанных между собой различными узами, важной является система обратной связи. Не случайно во всем мире уже сложилась особая практика подготовки высококлассных профессионалов, обучение которых слагается из многих этапов: подготовка в вузе, освоение на предприятии различных этапов производства, написание дипломной работы по теме, связанной с конкретным производством, последующие стажировки на различных рабочих местах.

В экономической сфере образование оказывает серьезное влияние и на сферу потребления. Речь идет о потреблении, как материальных благ (товаров), так и духовных благ — культуры, информации. На начальных этапах жизни человека сфера образования, прежде всего через школу, транслирует и закрепляет нормы потребительского поведения. Существуют социальные нормы ресурсосберегающего типа, те, которые принято называть экологическими. На бытовом уровне это звучит как экономия воды и тепла. На общегосударственном — это сбережение природных ресурсов и введение ресурсосберегающих технологий. В указанной области именно образование является сильнейшим каналом воздействия, поскольку активность рекламы, потребительское поведение могут корректироваться всерьез только тогда, когда у человека с детства созданы устойчивые установки на эти факторы воздействия. Однако, рассматривая роль образования в экономике страны, нельзя не отметить, что система образования является активным потребителем общественных ресурсов. Без привлечения ресурсов образовательные системы работать не могут.

Поэтому в отношениях образовательной и экономической общественных подсистем важна обратная связь. Образование не только должно удовлетворять экономические потребности государства, но и государство должно обеспечивать нормальное функционирование образовательной системы.

Оказание платных дополнительных образовательных услуг становится все более важным направлением деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений в условиях рыночной экономики и реформирования российского образования. Именно платные дополнительные образовательные услуги способствуют более полному удовлетворению возрастающих потребностей населения в образовании в условиях недостаточного финансового обеспечения за счет бюджетных средств. Однако при этом крайне важным является соблюдение норм действующего законодательства, особенно в части реализации конституционного принципа общедоступности и бесплатности дошкольного и основного общего образования.

В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона "Об образовании" обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг. В свою очередь, муниципальные образовательные учреждения согласно п. 1 ст. 45 названного закона также имеют право оказывать данные услуги.

Образовательное учреждение может оказывать следующие дополнительные образовательные услуги:

  • обучение по дополнительным образовательным программам,

  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин,

  • репетиторство,

  • занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и др.

Если рассмотреть эти услуги более подробно то образовательные и развивающие услуги делятся на:а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;б) репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;в) различные курсы;г) различные кружки;д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т.д.;

e) Создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

Образовательное учреждение, даже реализуя широкий спектр платных услуг, не может осуществлять деятельность, противоречащую своему уставу.

В уставе образовательных учреждений в обязательном порядке должны быть прописаны перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления.

Таким образом, и для автономного учреждения, и для бюджетного учреждения приносящая доход деятельность должна быть указана в его учредительных документах.

На мой взгляд, в Ивановской области будут востребованы такие образовательные услуги как:

- подготовка к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования;

- курсы по подготовке детей к обучению в школе, например школа раннего развития, это поможет детям адаптироваться к школьной обстановке и внутреннему распорядку, а так же получить знания необходимые на ранних этапах обучения.

- курсы по компьютерной грамотности, информационным технологиям;

- курсы культурно-нравственного, эстетического направления, они нужны чтобы дети были воспитанными и духовно развитыми личностями, а в современных условиях, на мой взгляд, это необходимо;

- не менее важными, на мой взгляд, являются курсы профессиональной ориентации, которые помогают ученику определиться с выбором будущей профессии;

- творческие кружки необходимые для детей с определенными задатками или для повышения их творческого потенциала.

Просмотров работы: 15740