Анкетирование, наряду с другими «инструментами» (тестирование, интервью, опрос и т.д.), играет центральную роль в процессе сбора и анализа первичных количественных данных. Назначение анкетирования – сбор сведений о состоянии общественного мнения больших или малых социальных групп через получение и последующее обобщение индивидуальных оценок (высказываний, суждений). Анкетирование является основным, а в некоторых случаях – единственным способом изучения субъективных взглядов людей. Для того чтобы провести анкетный опрос, необходим специфический инструментарий – анкета.
Метод анкетного опроса требует некоторой стандартизации процесса сбора данных, чтобы он был внутренне согласованным и мог анализироваться единообразно и последовательно. Стандартизированная анкета или форма обеспечит сравнимость данных, увеличит скорость и точность записи, а также облегчит обработку данных.
Задачи, связанные с обработкой данных анкетирования включают в себя: кодирование собранных данных, обработку (при работе с недействительными или отсутствующими данными), переработку данных с помощью статистических средств, и, при необходимости, интерпретацию результатов. В результате анализа ряда работ и программных разработок выявлены принципы повышения качества анализа анкетных данных. Их более детальному рассмотрению посвящена эта работа.
Проблема анализа анкетных данных связана с их специфическим способом измерения. Специфика состоит в низкой степени конкретности оценок достоверности данных. Это обусловлено тем, что данных имеют множество источников погрешности. В работах Кустова приведены статистические алгоритмы выявления погрешностей, такие как: фильтр отсутствия данных, фильтр экстремальных непрерывных значений, фильтр ранжирования непрерывных значений и т.д.
Цель данной работы: исследование методов и разработка алгоритма анализа многомерных статистических данных, полученных методом анкетного опроса, а также их реализация в виде комплекса программных средств. В соответствии с поставленной целью в этой работе решались следующие задачи:
1) математическое описание концепции обработки анкетных данных;
2) разработка алгоритма повышения достоверности анкетных данных;
3) разработка программной реализации анализа больших статистических выборок;
4) тестирование и экспериментальная оценка эффективности алгоритма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малхотра Н.К. Маркетинговые исследования / Н.К. Малхотра. – М.: Вильямс, 2002. – 960 с.
2. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Кустов Д.А. Многомерные статистические методы повышения достоверности маркетинговых данных // Практический маркетинг. 2007. № 1 (119). С. 20–30.
3. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Кустов Д.А. Применение алгоритмов многомерной классификации распознавания образов в решении задач анализа анкетных данных // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Сер. Технические науки. 2006. № 6. С. 101–109.
4. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С. Методы обработки нечисловых данных в социально-экономических исследованиях // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. Экономика и экономические науки. 2006. № 4. С. 48–49.