Доля физических упражнений в структуре образования и области физкультурных услуг значительно увеличилась в настоящее время. В связи с этим, следует увеличить уровень требований к соблюдению мер по предупреждению ситуаций, ведущих к несчастным случаям и травмам на занятиях физической культурой.
Чтобы успешно предотвращать травмы различной степени, нужно выяснить, какие причины могут к этому привести. Во-первых, можно выделить недостатки, связанные с организацией процесса проведения занятий. Например, непродуманная организация урока, выполнение занятий без учителя, недисциплинированность, слабая подготовленность инвентаря.
Также к ошибкам в методике занятий можно отнести нарушения дидактических принципов обучения. Слабый индивидуальный подход, отсутствие учёта состояния здоровья, возрастных и половых особенностей обучающихся – всё это может привести к серьёзным последствиям. Недостатки планирования учебной деятельности, которая не может дать достаточную физическую подготовку, часто являются причиной травм.
Пренебрежительное отношение к подготовительной части занятий, разминке тоже может стать одной из причин травматизма. В ходе разминки в организме наблюдаются такие изменения, которые самым лучшим образом подготавливают его к предстоящей физической нагрузке. Если пренебречь разминкой, эти изменения будут происходить непосредственно во время выполнения основной деятельности, снижая ее эффективность.
Серьёзной причиной травматизма является недостаточный медицинский контроль или его отсутствие. Обучающиеся допускаются к занятиям без врачебного осмотра, что неприемлемо и может привести к смертельному исходу при особо тяжёлых заболеваниях организма. Также учителя могут не выполнять врачебные рекомендации по ограничению нагрузок.
Положительную динамику в уменьшении травматизма и в повышении уровня учебного процесса оказывает соблюдение всех необходимых требований к системе спортивных баз, техническому состоянию инвентаря, обуви, одежде и т. п.
В перечне причин травмирования особо стоит гипокинезия – состояние недостаточной двигательной активности организма с ограничением темпа и объёма движений. Большинство новорожденных получают наследственную информацию по гипокинезии от родителей. Затем двигательный голод нарастает: детский сад, школа. При поступлении в школу в младших классах, организованная и неорганизованная активность снижается на 50%.
Любые отклонения в состоянии здоровья у детей, а они неизбежны у физически ослабленных, могут быть причиной травмы. Так, плохая осанка повышает степень риска получения различных травм и не только позвоночника, но и внутренних органов грудной клетки, поскольку они занимают неблагоприятное положение и имеют сниженную функцию.
На пути становления спортивного мастерства необходимо проявить много упорства, преодолеть значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки, которые предъявляют исключительно высокие требования к организму. Поэтому даже незначительные на первый взгляд нарушения учебно-тренировочного процесса приводят иногда к травмам и заболеваниям, в ряде случаев - тяжелым.В то же время наиболее актуальной и важной задачей в дальнейшем развитии спорта является снижение травматизма, факторов риска при занятиях физическими упражнениями. Основной путь здесь - профилактика травм и заболеваний в самом широком смысле этого слова.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Техника безопасности при занятиях физической культурой: метод, указания /Н. М. Подоляк, А.С. Третьяков, Н. А. Щепина- Красноярск: СИБУП, 2011. - 53 с.
2. Влияние занятий физической культурой на общую работоспособность студентов политехнического вуза / Шлемова М.В., Чернышева И.В., Егорычева Е.В., Мусина С.В. // Изв. ВолгГТУ. Серия "Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе". Вып. 9: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2012. - № 11 (98). - C. 167-169.