МОТОРНОЕ СТРАХОВАНИЕ – ДРАЙВЕР СОВРЕМЕННОГО СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МОТОРНОЕ СТРАХОВАНИЕ – ДРАЙВЕР СОВРЕМЕННОГО СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИИ

Курылев А.И. 1, Огородова М.В. 2
1ФБГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина»
2ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Cтрахование сегодня – один из важных факторов развития экономики страны. Механизм страхования является важной системой поддержки экономической стабильности в стране, так как снижает уровень стресса на государственный бюджет в плане снижения госрасходов, в том числе возмещение ущерба жертвам стихийных и других бедствий.

Исследование современных проблем систем страхования имеет сегодня особое значение в условиях развивающегося страхового законодательства, экономических проблем и сложной политической ситуации.

ЦБ РФ проводит сегодня жесткую политику в отношении страховых организаций. Это связано с политикой усиления контроля за всем финансовым сектором страны, а также повышением надежности и стабильности страхового сектора. В 2015 году на страховом рынке набюдается тенценция сокращения количества субъектов страхового дела, рост страховых выплат с темпом, превышающим темп роста страховых взносов.

Количество страховых организаций сокращается из-за отзыва лицензии, процессов слияния и поглощения на страховом рынке (Таблица 1) [13].

Таблица 1

Динамика субъектов страхового рынка РФ

Дата

30.09.14

31.12.14

31.03.15

30.06.15

30.09.15

Количество субъектов страхового дела, подлежащих лицензированию, ед

572

567

562

537

509

Количество страховых организаций

409

404

399

379

360

В 2014-2015 гг. ЦБ РФ отозвал лицензии у 63 субъектов страхового дела, в том числе у 49 страховых организаций. Основная причина отзыва лицензий – несоблюдение страхового законодательства [13].

Так только за 3 квартал 2015 года ЦБ РФ аннулировал 28 лицензий субъектов страхового дела, приостановил – 35. Количество субъектов страхового дела сократилось до 509 (Рис.1).

Рисунок 1. Динамика количества страховых организаций 2014-2015гг.

Автострахование в РФ (КАСКО и ОСАГО) являются двумя видами страхования, которые коренным образом влияют на страховой рынок [11]. Главным драйвером развития страхового рынка и увеличения страховых премий в 2015 году остается ОСАГО по причине повышения базовой ставки тарифа ОСАГО более, чем в 2 раза (Рис.2).

Рис.2. Доля страховых премий по видам страхования в 2014-2015гг.

За то ключевой негативный эффект на страховой рынок вносит КАСКО. Страховые премии по КАСКО в 2015 году снизились на 11,7%. Причиной этого служат кризисные явления в экономике РФ, снижение спроса на новые автомобили и подение продаж, выбор владельцами автомобилей менее дорогих продуктов КАСКО с меньшим количеством рисков и опций, а увеличение договоров, заключенных с франшизой по меньшей цене.

В целом по рынку наблюдается рост страховых выплат опережающими темпами роста страховых взносов. Также главным виновником ухудшения финансового положения страховщиков является ОСАГО.

Однако благодаря сбалансированным страховым портфелям и росту инвестиционных доходов страховщики смогли увеличить показатель совокупной чистой прибыли почти в 2 раза по сравнению с 2014 годом.

Продолжается тенденция увеличения страховых резервов, что повышает финансовую стабильность страхового рынка.

Качество страховых услуг по автострахованию оставляет желать лучшего. По данным Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, 77% жалоб клиентов приходится на ОСАГО. На втором месте втокаско – 13%. По прочим видам страхования доля относительна мала (3% и менее) (Рис.3) [12].

Рис.3. Структура жалоб в органы страхового надзора

Рассмотрим один из ключевых показателей страховой деятельности – комбинированный коэффициент убыточности (ККУ), хатакретизующий эффективность деятельности страховщиков. Он учитывает как показатель непосредственно страховой деятельности, так и эффективность ведения страхового дела, кроме страховой [6].

ККУ по ОСАГО без учета управленческих расходов на 30.09.2015г превышает 100%, прирост его с осени 2014 года по осень 2015года составляет 13,1%, что объясняется увеличением общего уровня цен, особенно на импортные комплектующие, и сообветственно, увеличением суммы ущерба (Таблица 2).

Таблица 2

Комбинированный коэффициент убыточности по ОСАГО 2014-2015гг.

Комбинированный коэффициент убыточности

30.09.14

31.12.14

31.03.15

30.06.15

30.09.15

За год

по ОСАГО (без управленческих расходов), %

87,6

93,0

98,7

101,9

100,7

13,1

в том числе

Коэффициент убыточности по ОСАГО, %

67,0

72,4

81,5

82,7

81,8

14,8

Коэффициент расходов по ОСАГО (без управленческих расходов), %

20,7

20,7

17,2

19,2

18,9

-1,8

ККУ по страхованию средств наземного транспорта ниже, чем по ОСАГО и динамика его наоборот положительна (снижение за год составиль 7,1%) (Таблица 3). Но доля расходов по страхованию средств наземного транспорта, кроме управленческих, по КАСКО выше, чем по ОСАГО в среднем на 5%.

Таблица 3

Комбинированный коэффициент убыточности по страхованию средств наземного транспорта 2014-2015гг.

Комбинированный коэффициент убыточности

30.09.14

31.12.14

31.03.15

30.06.15

30.09.15

За год

по страхованию средств наземного транспорта, кроме средств железнодорожного транспорта без управленческих расходов), %

в том числе:

94,5

96,6

88,2

88,8

87,5

-7,1

Коэффициент убыточности по страхованию средств наземного транспорта, кроме средств железнодорожного транспорта, %

71,2

71,1

67,7

66,6

65,2

-6,0

Коэффициент расходов по страхованию средств наземного транспорта, кроме средств железнодорожного транспорта (без управленческих расходов), %

23,4

25,5

20,5

22,3

22,3

-1,0

Подводя итоги анализа страхового рынка 2014-2015гг. в сегменте ОСАГо и КАСКО можно сделать следующие выводы.

Как и большинство сегментов рынка страхования РФ в условиях экономического кризиса, снижения экономической активности, КАСКО показывает отрицательные темпы роста страховых премий. Но эту ситуацию уравновешивает ОСАГО по причине роста законодательно установленных тарифов в 2 раза. Страховой рынок продолжает развиваться экстенсивным путем – за счет обязательных видов страхования. Убыточность по ОСАГО значительно выше, чем по КАСКО. Темпы роста выплат по ОСАГО превышают темпы роста страховых премий по данному виду страхования.

Положительные тенденции на страховом рынке – повышение его капитализации, продолжающиеся слияния и поглощения обеспечивают повышение финансовой устойчивости страховых организаций и финансовой стабильности страхового сектора в РФ. В качестве направлений развития автострахования в РФ можно отметить следующие.

- повышение качества страховых услуг. Прежде всего это касается ОСАГО, так как на его долю приходится 77% жалоб потребителей [10].

- разработка новых «антикризисных» страховых продуктов по страхованию КАСКО;

- дальнейшее совершенствование страхового законодательства, в частности в отношении повышения ответственности страховщиков за нарушение законодательства по ОСАГО, задержке страховых выплат.

- сокращение расходов на ведение страхового дела.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашов, А.В., Огородова М.В. Малый бизнес Павловского района Нижегородской области: состояние и особенности финансирования // Проблемы и перспективы регионального развития. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Редакционная коллегия: О.Н. Косырева, П.В. Мухин, Ю.В. Родионова. 2013. С. 55-58.

2. Громова, С.М. Современные аспекты развития страховой отрасли / С.М. Громова, М.В. Огородова // сборник статей по материалам II региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Изд-во ФГБОУ ВПО «НГПУ им.К.Минина» Нижний Новгород, 2015. С. 36-41.

3. Курылёва, О.И. Особенности формирования пенсии на современном этапе / О.И. Курылева, М.В. Огородова // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 8. С. 151-155.

4. Курылева О.И. Реализация компетентностного подохода при подготовке специалистов в сфере страхования :учебное пособие / О.И, Курылева, М.В. Огородова. – Нижний Новгород : Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина., 2015. – 80с.

5. Курылева О.И., Огородова М.В., Куль Т.Н. О портфолио абитуриента Мининского университета в рамках реализации проекта «ШАГ В ПРОФЕССИЮ/ STEPS TO PROFESSION» // Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С. 18.

6. Курылева О.И., Огородова М.В., Куль Т.Н. О портфолио студента-первокурсника в рамках реализации проекта «ШАГ В ПРОФЕССИЮ/ STEPS TO PROFESSION» // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 19.

7. Огородова, М.В. О разработке методики оценки устойчивости страхового сектора и ее динамики в РФ. / М.В. Огородова // Сборник трудов XV Международной научно-практической конференции Социальная роль системы страхования в условиях рыночной экономики России. Гафуров И.Р. (отв.редактор). Казань, 2014. С. 599-602

8. Огородова М.В. Охрана труда как фактор повышения его производительности на промышленном предприятии // Вопросы новой экономики. 2007. № 2. С. 42-47.

9. Огородова, М.В. Страхование: учебное пособие. / О.И, Курылева, М.В. Огородова – Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина., 2015.. – 103с.

10. Яшина, Н.И. Применение метода оценки финансового состояния страховых организаций на основе определения коэффициента финансовой стабильности / Н.И. Яшина, М.В. Огородова, Л.А.Савиных // Гуманитарные науки в XXI веке, 2014. № XXI. С. 83-86.

11. Яшина, Н.И. Финансы страховых организаций: особенности и проблемы государственного регулирования / Н.И. Яшина, М.В. Огородова, О.И. Курылева // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 23. С. 252-254.

12. Яшина Н.И,, Огородова М.В. Определение устойчивости страховго сектора с учетом риска финансовой деятельности страховых организаций // Финансы и кредит, 2010. № 10. С. 25-32.

13. Статистика страхового рынка. Официальный сайт ЦБ РФ. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/ (дата обращения 22.01.2016г.)

Просмотров работы: 1136