Это, конечно же, не значит, что отпадает необходимость использования в обучении учебников и учебных пособий в «твёрдой копии» – книг. Несомненно, учебный материал, представленный в виде «твёрдой» копии, статичен. Насколько в этом смысле отличается от статичного состояния интерактивный обучающий документ – динамика в обучении!
При правильном подходе к организации интерактивного обучающего документа студент не заскучает во время самостоятельного изучения соответствующего учебного материала. Выполняя прежнюю роль «твёрдой копии» интерактивный учебный материал должен сопровождаться возможностью оперативно «подсказать» тот или иной встретившийся термин, ссылку на более глубокое изучение вопроса. Кроме того в учебном материале могут быть ссылки на работу в специальных редакторах (в математике – математическая среда MathCAD) – решение примера, построение графика и т.п.; видеофрагмент с объяснением решения поставленной в учебном материале учебной проблемы.
Необходимо отметить, что интерактивный обучающий документ может быть подготовлен в любой среде, работающей с текстом (отображающей текст), позволяющей встраивать гиперактивные ссылки и ссылки гипермедиа. В частности, это может быть текстовый редактор Word, или его бесплатный аналог Open Office Writer. Причём подготовить сам документ может и преподаватель, и студент, обладающие минимумом познаний работы с редактором.
Получающийся обучающий интерактивный документ может содержать либо лекционный (теоретический), либо практический учебный материал. В зависимости от оформления документ может использоваться для проецирования учебной информации на интерактивную доску или экран. В интерактивном режиме преподаватель и обучающиеся могут работать с указанным документом во время занятия. Несомненно, в этом случае имеем применение активных и интерактивных методов обучения, формирование информационной образовательной среды (ИОС).
Интересно, что учебный материал может подготавливаться в режиме реального времени во время проведения самого занятия. Имеется небольшое ограничение при подготовке видеофрагментов, снимающих всё происходящее на экране (все действия пользователя), т.к. работа со специальным программным обеспечением требует всё-таки навыков обращения с ним, к примеру, с Camtasia Studio.
Приведём небольшой фрагмент изучения поведения взаимно-обратных функций: показательной и логарифмической.
Рассмотрим сначала случай: основания функций больше единицы (рисунок 1).
Рисунок 1 – Графики показательной и логарифмической функций
Подготовка фрагмента может сопровождаться созданием анимации при построении графиков. Неоднократно просмотренный, в этом случае, документ позволяет сделать студентам вывод, что графики «как-то одинаково, и, в то же время, неодинаково ведут себя». Многие из работающих с документом студентов связывают эту «одинаковость» с тем, что функции взаимно-обратные и, если их совместить на одном графике, да ещё и нарисовать биссектрису 1-го и 3-го координатных углов, то всё станет очевидным (рисунок 2).
Рисунок 2 – Совмещение графиков показательной и логарифмической функций
Случай, когда основания функций меньше единицы (рисунок 3), получается значительно быстрее и «со знанием дела».
Рисунок 3 – Графики показательной и логарифмической функций с основаниями меньше единицы
Нетрудно видеть, что выполнение работы по созданию интерактивного обучающего документа на указанную тему пробуждает у обучающихся мотивацию к изучению учебного материала, т.к. они посредством своей деятельности самостоятельно получают неоспоримые выводы о поведении рассматриваемых функций.