ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННОГО РЕШЕНИЯ СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ С ТРЕХДИАГОНАЛЬНОЙ МАТРИЦЕЙ КОЭФФИЦИЕНТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННОГО РЕШЕНИЯ СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ С ТРЕХДИАГОНАЛЬНОЙ МАТРИЦЕЙ КОЭФФИЦИЕНТОВ

Кичигина А.К. 1, Свиридова И.В. 1, Лебединская А.А. 1, Криволапов Л.А. 1
1НИУ «БелГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Решение систем линейных алгебраических уравнений – одна из основных задач вычислительной линейной алгебры. Хотя задача решения системы линейных уравнений сравнительно редко представляет самостоятельный интерес для приложений, от умения эффективно решать такие системы часто зависит сама возможность математического моделирования самых разнообразных процессов с применением ЭВМ. Значительная часть численных методов решения различных (в особенности – нелинейных) задач включает в себя решение систем линейных уравнений как элементарный шаг соответствующего алгоритма.

Одна из трудностей практического решения систем большой размерности связанна с ограниченностью оперативной памяти ЭВМ. Хотя объем оперативной памяти вновь создаваемых вычислительных машин растет очень быстро, тем не менее, еще быстрее возрастают потребности практики в решении задач все большей размерности. В значительной степени ограничения на размерность решаемых систем можно снять, если использовать для хранения матрицы внешние запоминающие устройства. Однако в этом случае многократно возрастают как затраты машинного времени, так и сложность соответствующих алгоритмов. Поэтому при создании вычислительных алгоритмов линейной алгебры большое внимание уделяют способам компактного размещения элементов матриц в памятиЭВМ.

К счастью, приложения очень часто приводят к матрицам, в которых число ненулевых элементов много меньше общего числа элементов матрицы. Такие матрицы принято называть разреженными. Одним из основных источников разреженных матриц являются математические модели технических устройств, состоящих из большого числа элементов, связи между которыми локальны. Простейшие примеры таких устройств – сложные строительные конструкции и большие электрические цепи.

Известны примеры решенных в последние годы задач, где число неизвестных достигало сотен тысяч. Естественно, это было бы невозможно, если бы соответствующие матрицы не являлись разреженными (матрица системы из 100 тыс. уравнений в формате двойной точности заняла бы около 75 Гбайт).

Целью работы является: написать программу для реализации численного решения системы линейных алгебраических уравнений с трёхдиагональной матрицей коэффициентов.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить основные понятия и способы нахождения решения,

- выбрать средства для реализации программы,

- протестировать программу.

Для решения задачи будет использоваться язык программирования C++.

Данный язык программирования широко используется для разработки программного обеспечения, являясь одним из самых популярных языков программирования, а также имеющий очень широкую область применения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Метод прогонки для решения СЛАУ

Трехдиагональной матрицей или матрицей Якоби называют матрицу следующего вида:

где во всех остальных местах, кроме главной диагонали и двух соседних с ней, стоят нули.

Для решения СЛАУ с трёхдиагональной матрицей используется метод прогонки.[1]

Метод прогонки (англ. tridiagonal matrix algorithm) или алгоритм Томаса (англ. Thomas algorithm) используется для решения систем линейных уравнений вида , где A —трёхдиагональная матрица. Представляет собой вариант метода последовательного исключения неизвестных. Метод прогонки был предложен И. М. Гельфандом и О. В. Локуциевским (в 1952 году; опубликовано в 1960 и 1962 годах), а также независимо другими авторами.[3]

Метод применяется в случае, когда матрица A — трехдиагональная. Сформулируем общую постановку задачи.

Дана система линейных алгебраических уравнений с трехдиагональной матрицей A. Развернутая запись этой системы имеет вид

(1)

которому соответствует расширенная матрица:

Здесь первое и последнее уравнения, содержащие по два слагаемых, знак минус (–) при коэффициенте βi взят для более удобного представления расчетных формул метода.

Требуется найти решение системы (1) методом исключения Гаусса.

Если к (1) применить алгоритм прямого хода метода Гаусса, то вместо исходной расширенной матрицы получится трапециевидная:

Учитывая, что последний столбец в этой матрице соответствует правой части, и переходя к системе, включающей неизвестные, получаем рекуррентную формулу:

(2)

Соотношение (2) есть формула для обратного хода, а формулы для коэффициентов которые называются прогоночными, определяются из (1), (2). Запишем (2) для индекса и подставим в (1). Получим

Приводя эту формулу к виду (2) и сравнивая, получаем рекуррентные соотношения для

(3)

Определение прогоночных коэффициентов по формулам (3) соответствует прямому ходу метода прогонки.

Обратный ход метода прогонки начинается с вычисления . Для этого используется последнее уравнение, коэффициенты которого определены в прямом ходе, и последнее уравнение исходной системы:

Тогда определяется

(4)

Остальные значения неизвестных находятся по рекуррентной формуле (2).[5]

Алгоритм решения систем уравнений методом прогонки

Прямой ход.1. Вычислить (в (3) подставить ).

2. Вычислить прогоночные коэффициенты: по формулам (3).

Обратный ход.

1. Найти

2. Значения определить по формуле (2):

Замечания:

1. Аналогичный подход используется для решения систем линейных алгебраических уравнений с пятидиагональными матрицами.

2. Алгоритм метода прогонки называется корректным, если для всех , и устойчивым, если .

3. Достаточным условием корректности и устойчивости прогонки является условие преобладания диагональных элементов в матрице , в которой и

(4)

и в (5) имеет место строгое неравенство хотя бы при одном .

4. Алгоритм метода прогонки является экономичным и требует для своей реализации количество операций, пропорциональное .[5]

2. ВЫБОР ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Среда разработки Embarcadero C++ Builder XE

Embarcadero C++Builder XE - это на сегодняшний день последняя современная технология и среда для программирования на языке C++, пришедшая на смену многострадальному средству визуальной разработки на языке C++ Builder, которая первоначально разрабатывалась компанией Borland Software, а затем её отдельным подразделением CodeGear, которое сейчас принадлежит компании Embarcadero Technologies, занимающаяся разработкой программного обеспечения для создания средств управления различными базами данных.

С помощью C++Builder XE стало быстрее выполнять работу по созданию высококачественных приложений для Windows-приложений, за счет быстрого написания кода, новых инструментов и компонентов.

При этом сохраняются бесплатные лицензии на прежние старые версии: C++Builder 2010, 2009, 2007 и C++Builder 6, что очень важно для многих программистов использующих язык С++.

По этому, сразу можно сказать, что все старые программы, написанные на Borland C++ Builder 6.0, были легко откомпилированы с помощью Embarcadero C++Builder XE. Сама оболочка стала более понятной и удобной и не вызывала раздражение, как это было в версиях после Borland C++ Builder 6.0.(Рисунок 1).[4]

Рисунок 1 — Среда разработки C++ Builder XE

Средаразработки Microsoft Visual Studio 2012

Microsoft Visual Studio — линейка продуктов компании Microsoft, включающих интегрированную среду разработки программного обеспечения и ряд других инструментальных средств. Данные продукты позволяют разрабатывать как консольные приложения, так и приложения с графическим интерфейсом, в том числе с поддержкой технологии Windows Forms, а также веб-сайты, веб-приложения, веб-службы как в родном, так и в управляемом кодах для всех платформ, поддерживаемых Windows, Windows Mobile, Windows CE, .NET Framework, Xbox, Windows Phone .NET Compact Framework и Silverlight.[2]

Рисунок 2 — Среда разработки Microsoft VS 2012

Visual Studio включает в себя редактор исходного кода с поддержкой технологии IntelliSense и возможностью простейшего рефакторинга кода. Встроенный отладчик может работать как отладчик уровня исходного кода, так и как отладчик машинного уровня.

Среда разработки QtCreator

Qt Creator (ранее известная под кодовым названием Greenhouse) — кроссплатформенная свободная IDE для разработки на С, С++ и QML. Разработана Trolltech (Digia) для работы с фреймворком Qt. Включает в себя графический интерфейс отладчика и визуальные средства разработки интерфейса как с использованием QtWidgets, так и QML. Поддерживаемые компиляторы: GCC, Clang, MinGW, MSVC, Linux ICC, GCCE, RVCT,WINSCW.[2]

Рисунок 3 — Среда разработки Qt Creator

Основная задача Qt Creator — упростить разработку приложения с помощью фреймворка Qt на разных платформах. Поэтому среди возможностей, присущих любой среде разработки, есть и специфичные, такие как отладка приложений на QML и отображение в отладчике данных из контейнеров Qt, встроенный дизайнер интерфейсов как на QML, так и на QtWidgets.

Обоснование выбора среды разработки

В качестве компилятора, для реализации нашей задачи, мы будем использовать Embarcadero C++ Builder XE, подробнее о среде разработки смотрите в пункте 2.1. В программе так же будет присутствовать пользовательский интерфейс. Это связанно с тем, что все вычисления будут происходить не только на этапе компиляции программы.

Почему выбор пал именно на данный вид компилятора? Это связано с тем, что программирование в C++ Builder значительно эффективнее, чем в других средах и платформах C/C++, таких как GCC, Visual C++ и MFC. Библиотека визуальных компонентов (VCL) C++Builder инкапсулирует сложные, трудоемкие интерфейсы Windows API в удобные, расширяемые компоненты многократного применения. Она полностью интегрирована в среду разработки и двусторонние визуальные конструкторы. Это облегчает управление свойствами и методами компонентов через программный код и в визуальном режиме. В результате при разработке приложений с помощью библиотеки VCL приходится писать, отлаживать и тестировать до 5 раз меньше программных строк без ухудшения производительности и функциональных возможностей. Приложения, созданные с использованием компонентов, отличаются более высоким качеством, они удобнее в обслуживании и легче поддаются изменению.[4]

3. ОПИСАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

После анализа предметной области можно переходить к программной реализации.

В качестве языка программирования для реализации алгоритма был выбран язык С++. Это очень мощный язык, позволяющий создавать программы любого назначения и любой сложности. Поддерживаются множество стилей программирования, включая ООП. Имеется возможность прямой работы с памятью.

Определившись с выбором подходящего компилятора, можно приступать к написанию самой программы.

Реализация алгоритма решения СЛАУ

Рассмотрим основное тело программы, написанное в файле Unit1.cpp.

Первым делом, мы видим заголовочные файлы форм Unit1.h и Unit2.h Листинг 1.1.

Листинг 1.1. Заголовочные файлы форм

#include "Unit1.h"

#include "Unit2.h"

Дальше идёт объявление переменной (AnsiString num), а которой хранится вся информация о размере таблицы.

В следующей части находится событие, которое выполняется при нажатии на кнопку Button. Листинг 1.2.

Листинг 1.2. Событие Button1Click

void __fastcall TForm1::Button1Click(TObject *Sender)

{

num = Edit1->Text;

int n2;

n2 = StrToInt(num);

Form2->Label1->Caption = n2;

Form2->Show();

Form1->Hide();

}

Далее рассмотрим основное тело программы, написанное в файле Unit2.cpp.

Здесь мы видим событие после показа формы. Как только в первой форме выполняется команда Form2->Show(), сразу выполняется код в этом событии. Листинг 1.3.

Листинг 1.3. Событие FormShow

void __fastcall TForm2::FormShow(TObject *Sender)

{

AnsiString n1;

n1 = Label1->Caption;

int n = StrToInt(n1);

Далее выделяется память под массив типа float размером NxN и предоставляются следующие переменные для наглядного вывода. Листинг 1.4.

Листинг 1.4. Выделение памяти под массив

float *base = (float*)calloc(n*(n + 1), sizeof(float));

String st= "Введите ";

String st1= "";

Следующая часть служит для ввода данных. В данном цикле создаются окна для ввода Input - это и есть вызов окна с параметрами. После ввода строки матрицы она добавляется в ListBox для наглядного отображения. Листинг 1.5.

Листинг 1.5. Ввод данных

for (int i = 0; iItems->Add(st1);

}

Далее идёт выделение массивов для вспомогательных коэффициентов, расчёт и вывод первых и всех остальных коэффициентов по формулам. Также происходит выделение памяти под массив ответов. Листинг 1.6.

Листинг 1.6. Выделение массивов, расчёт и вывод коэффициентов

//Выделение массивов для вспомогательных коэффициентов

float *alpha; float *betta;

alpha = (float*)calloc(n, sizeof(float));

betta = (float*)calloc(n, sizeof(float));

//Расчет и вывод первых коэффициентов

*alpha = -*(base + 1) / *base;

*betta = *(base + n) / *base;

//В этом цикле производится расчет всех остальных коэффициентов.

for (int i = 1; i= 0; i--)

*(ans + i) = *(alpha + i)**(ans + i + 1) + *(betta + i);

В следующей части, в элемент ListBox добавляются по очереди корни, которые выводятся на форму, каждый с новой строки. А далее находится событие, которое выполняется при нажатии на кнопку FormClose. И, в заключении, программа закрывается. Листинг 1.8.

Листинг 1.8.Вывод корней на экран

for (int i = 0; iItems->Add(st);

}

}

void __fastcall TForm2::FormClose(TObject *Sender, TCloseAction &Action)

{

Application->Terminate();

}

4. ТЕСТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ

Проверим, работает ли программа правильно. Для проверки вручную высчитаем один из примеров, а потом запустим этот же пример с помощью нашей программы.

Решение контрольного примера

Дана система линейных алгебраических уравнеий с трёхдиагональной матрицей:

.

Решим эту систему методом прогонки.

Данная система удовлетворяет условию преобладания диагональных элементов (10.3): в первом уравнении , во втором уравнении ; в третьем уравнении , в четвертом уравнении . Далее выполняем прямой и обратный ход, учитывая, что расширенная матрица имеет вид:

1. Прямой ход. Вычислим прогоночные коэффициенты:

Подчеркнем, что , так как в (10.2) во втором слагаемом взят знак "минус":

2. Обратный ход:

Подстановкой решения в исходную систему убеждаемся, что задача решена верно. Для данного примера , т.е. метод прогонки оказался корректным и устойчивым (см. пункт 3 замечаний 10.3).

Для наглядности представления информации исходные данные и результаты расчетов поместим в табл. 10.1, где в первых четырех колонках содержатся исходные данные, а в последних трех — полученные результаты. Таблица 1.1.

Таблица 1

Исходные данные и результаты расчётов

               
               
               
               
               

Результат работы созданного программного обеспечения

Для начала производим ввод данных, то есть указываем размерность нашей будущей матрицы. (Рисунок 4).

Рисунок 4 — Ввод данных о размерности матрицы.

Далее по очереди вводим элементы 1 строки нашей матрицы и элемент столбца правой части системы, как указано на рисунках 5 и 6 соответственно:

Рисунок 5 — Ввод элементов первой строки

Рисунок 6 - Ввод элемента столбца правой части системы.

То же самое проделываем с остальными строками, в зависимости от размера матрицы. Закончив с вводом данных, мы получаем итоговое окно, где можем наблюдать окна с выводом нашей системы линейных алгебраических уравнений и её корнями. (Рисунок 7).

Рисунок 7 — Вывод СЛАУ и её корней.

При выполнении работы вручную и с помощью программы, мы можем сделать вывод, что вычисление происходит с небольшой погрешностью в 0,0001, что с правильным округлением значения приводит к верному ответу. Следовательно, можно сделать вывод, что программа работает правильно. Результаты можно увидеть в приведенной ниже таблице 2.

Таблица 2.

Результаты вычислений

Способ

       

Программное вычисление

0,9999

1,0000

0,9999

0,9998

Ручное вычисление

1

1

1

1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Численные методы являются одним из мощных математических средств решения задачи. Простейшие численные методы мы используем всюду, например, извлекая квадратный корень на листке бумаги. Есть задачи, где без достаточно сложных численных методов не удалось бы получить ответа; классический пример – открытие Нептуна по аномалиям движения Урана.

Одним из самых распространенных методов решения систем линейных уравнений является метод прогонки. Условие преобладания диагональных элементов обеспечивает также устойчивость метода прогонки относительно погрешностей округлений. Последнее обстоятельство позволяет использовать метод прогонки для решения больших систем уравнений. Метод прогонки оказывается устойчивым даже при нарушении условия преобладания диагональных элементов.

В ходе выполнения курсовой работы мы проделали ручной расчет заданного уравнения, выполнили расчет на языке программирования C++.

Мы так же достигли поставленные цели и задачи: изучили решение СЛАУ с трёхдиагональной матрицей коэффициентов (метод прогонки) и, используя полученные знания, создали программу для решения СЛАУ данным методом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Каханер Дэвид. Численные методы и программное обеспечение учебник для ВУЗов М., Мир, 1998 2.М. Шлее. Qt 4.8. Профессиональное программирование на C++. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012 3. https://ru.wikipedia.org 4. http://www.interface.ru/ 5. http://mathhelpplanet.com/
Просмотров работы: 2996