ОПЫТ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОПЫТ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Чудакова К.И. 1
1Южный Федеральный Университет в г.Новошахтиске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Из года в год в нашей стране увеличивается количество детей, которые остаются без попечения родителей. Система устройства и воспитания детей, существующая на данный момент, не отвечает в полной мере интересам и правам ребенка. Государственные детские учреждения, к сожалению, не могут предоставить детям необходимые условия для их полноценного развития и адаптации в обществе. И поэтому одним из возможных вариантов решения данной проблемы может стать использование института замещающих семей. Чтобы в полной мере показать эффективность данного института необходимо обратиться к зарубежному опыту, так как во многих странах данная система прошла испытание временем. Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является патронатное (фостерное) воспитание.

Фостерная семья - форма временного устройства в семью детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, с целью реабилитации, изменения ситуации в кровной семье, а при невозможности - передачи на усыновление. Это альтернативная форма устройства в семью детей, которая применяется в тех случаях, когда ввиду объективных причин невозможно применить такие приоритетные формы устройства детей, как усыновление или опека. Основанием для передачи ребенка в фостерную семью является гражданско-правовой договор, который заключается между фостерным воспитателем и службой по устройству детей, в некоторых странах дополнительно могут ещё заключать и трудовой договор.

Если обратиться к опыту фостерного воспитания в Великобритании, то здесь стоит отметить, что оно опирается на потребности и права каждого ребенка или молодого человека, который находится на фостерном воспитании, а именно поддержание контактов со своими кровными родителями и друзьями; подготовка к взрослой жизни. Фостерное воспитание строится на следующих критериях и условиях: оценка и утверждение фостерных родителей; предоставление фостерным родителям необходимой информации, поддержки и консультационной помощи со стороны социального агентства; обязательное участие будущих фостерных родителей в подготовительном тренинге; наличие хорошо отлаженной системы контроля фостерных родителей, в частности составление фостерными родителями ежегодного отчета и установление любой другой обратной связи с ними.

В Румынии фостерное воспитание представлено созданием сети «Материнские помощники» - постоянной службы профессиональных детских воспитателей, работающих полный рабочий день, а также оказания дополнительной поддержки системе воспитания детей в фостерных семьях. С момента создание сети «Материнские помощники» (1998) количество детей увеличилось в фостерных семьях с 450 до 8000 человек. Впервые за многие годы в государственных детских учреждениях находится меньше детей, чем в системе альтернативных служб семейного типа.

В Латвии замещающие семьи, которые выполняют роль приютов, существуют с 1997 г. Ребенок помещается в фостерную семью в случае угрозы жизни или здоровью, либо длительной болезни родителей, с тем чтобы не допустить развитие психических расстройств. Срок пребывания в замещающей семье может составлять до одного года. За этот период Сиротский суд должен решить, может ли ребенок вернуться к своим биологическим родителям. В одной семье одновременно могут воспитываться максимум трое детей, за исключением случаев, когда дети являются близкими родственниками. Этот вопрос находится в полном ведении Сиротского суда.

Для США также характерно фостерное воспитание. В среднем в такой семье ребенок может прожить до 12 месяцев, за это время ему нужно найти постоянный дом. Это либо возвращение ребенка в родную семью или усыновление, причем чаще всего фостерными родителями. Но сама процедура усыновления очень сложная и будущие родители подвергаются жестким требованиям. Несмотря на это многие организации считают институт замещающих семей в США одним из лучших, потому что в стране нет зловещих детских домов, больше похожих на исправительные колонии для малолетних.

Среди стран СНГ стремительным развитием альтернативных форм замещающей семейной заботы о сиротах отличается Белоруссия. В результате работы по развитию семейных форм устройства практически перестал осуществляться набор в школы-интернаты. Родители, чьи дети находятся в домах ребенка, оплачивают их пребывание там. Если родитель не может устроиться на работу, есть квотирование рабочих мест. А если человек не хочет работать, его отправляют в места лишения свободы, но каждый родитель должен отработать содержание своего ребенка в детском доме или в приёмной семье. Очень активно в Белоруссии развивается система детских деревень.

Активными темпами институт приемных семей развивается и в Украине, и в Казахстане.

Субъекты РФ проявляют инициативу и внедряют в жизнь альтернативные формы замещающих семей. Более чем в 78 регионах Российской Федерации (таких как г. Москва, Московская область, Ленинградская обл., Волгоградская область, Краснодарский край, Республика Коми, Ростовская область, Ставропольский край, Курская область, Ярославская область, Омская область и др.) приняты законы и активно применяются такие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как патронат; зачисление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воинские части в качестве воспитанников; семейные воспитательные группы; деревни SOS.

Первый опыт замещающих семей в России был принят в Санкт-Петербурге в 1993 г., путем создания семейных воспитательных групп (далее - СВГ) в «Воспитательном доме».

В 2001 г. СВГ были созданы в Волгоградской области. Главная задача СВГ это «создание условий для реабилитации детей и повышение уровня их эмоционального, психического, физического развития». Пока ребенок находится в СВГ, то с его кровной семьёй проводится работы, с целью выявления возможности возвращения его в семью. Кровные родители в свою очередь обязаны финансировать проживание ребенка вне дома.

В Вологодской области система управления семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется благодаря проекту направленному на сетевое взаимодействие детских домов и обычных семей. В рамках данного проекта областной ресурсный центр организационных, методических, правовых технологий деятельности служб содействует устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан Вологодской области, путем просвещения граждан по проблемам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обобщает и распространяет инновационный опыт их деятельности. Интересным является тот факт, что основной костят волонтеров, занимающейся данной проблемой это сами принимающие родители. Волонтеры помогают объединению замещающих семей; распространению позитивного опыта среди семей и ознакомление с ним общественности; привлечению новых граждан к приему детей-сирот в семью; оказывают помощь и участие в работе «Школы кандидатов в замещающие родители» в службах содействия устройству воспитанников в семьи граждан.

Ещё один пример устройства детей оставшихся без попечения родителей это некоммерческое партнерство приемных семей «Община «Китеж», которая была создана 10 лет назад в Калужской области. Это первое и пока единственное в России терапевтическое сообщество приемных семей, которое объединяет преимущества семейного устройства детей-сирот с коллективными формами воспитания и психологической работы. В общине также создана школа приемного родителя, которая обучает и поддерживает приёмных родителей, помогает им самостоятельно решать возникающие проблемы с детьми.

Также в Калужской области на базе детского дома №3 г. создано структурное подразделение – Центр семейного воспитания. Центр помогает детям-сиротам и родителям из замещающих семей воссоединиться, проводит работу с биологическими семьями, которые отказались от своих детей.

В Ульяновской области на базе коррекционного детского дома создана служба консультативно-реабилитационной работы с женщинами, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и временно разместили собственных детей в детском доме. Они работают как с детьми, так с этими женщинами в перспективе их воссоединения (социальная гостиница, проект "Молодая мама", "Приходи к нам, мы готовы помочь всем, кто готов принять нашу помощь", "Семья для ребенка", проект "Правовое пространство", клуб выпускников).

Интересным является опыт Пермской области, где проблему семейного устройства решают через системы патронатного воспитания и попечительских советов, которые были созданы в 2000 г. В состав попечительских советов вошли уважаемые люди города: это депутаты Законодательного Собрания, городской Думы, руководители крупных предприятий, представители правоохранительных органов и общественности, а также представители СМИ.

Были созданы три комиссии. Первая комиссия в попечительском совете – это комиссия по защите участников образовательного процесса. Вторая комиссия занималась финансовыми вопросами, то есть укреплением материальной базы детского дома. И третья комиссия – по связи с общественностью. Благодаря тому, что была достигнута договоренность со средствами массовой информации о привлечении, то есть поднятии имиджа профессионально-замещающей семьи, и, таким образом, было привлечено достаточно много профессиональных семей. Силами попечительского совета также была укреплена материальная база. Следует также сказать о том, что в попечительский совет вошли и представители научного сообщества, благодаря которым система патронатного воспитания была создана и получила методическую проработку. Члены попечительского совета очень часто являются и наставниками для воспитанников.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о позитивном опыте работы замещающих семей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Потому что, тепло домашнего очага очень значимый момент в формировании будущего взрослого человека, будущего родителя. Любую возможность восстановления родственных отношений в кровной семье считается важнейшей задачей, и только убежденность в не перспективности кровной семьи позволяет рассматривать ребенка как претендента на устройство с семейно-воспитательную группу.

Просмотров работы: 1964