ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Любавина Е.С. 1, Черепкова Н.В. 1
1Северо-Кавказский Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Функциональный базис письма в исследованиях множества ученых характеризуется как многоуровневая система, которая, как правило, включает функции и навыки достаточно сложные по своей структуре, при этом, рассматривая навыки чтения и письма, следует говорить о несколько различающейся их психологической базе. Устная речь выступает одной из ведущих функций в психологическом базисе письма. Уже к моменту поступления ребенка в школу, в его речи складываются практически все функции и формы устного речевого высказывания.

Именно благодаря структуре устной речи осуществляется формирование новой деятельности дошкольников – письменная речи. Несмотря на это, многие ученые отмечают замедление вербального онтогенеза даже у нормально развивающихся детей, у ребят с нозологиями отклонения в речевом развитии достигают уровня дизонтогенеза.

Дети с тяжелыми нарушениями речи, особенно трудно усваивают лексические, грамматические, и непосредственно звуковые нормы родного языка. Так, речь дошкольников с патологическим развитием отличается от речи дошкольников без существенных патологий не только количественными характеристиками, но и качеством порождения высказывания. У них наблюдаются всевозможные искажения звуков, слоговой структуры слова, выраженные арамматизмы, а также вербальные парафазии.

В исследованиях Корнева А.Н. отмечается, что составляющими функционального базиса письма является как зрительно пространственная ориентировка, так и сформированные собственно языковые компоненты речи, наряду с состоянием изобразительно-графических способностей, сукцессивных функций и другое.

Предпосылки функционального базиса письма развиваются и формируются к пяти-шести летнему возрасту. В этом возрасте рекомендуется непосредственное обучение, образование, и воспитание ребят.

Формирование предпосылок письменной речи, функционального базиса письма, как правило, завершается к шести – семи годам. К этому времени названные ранее психические функции и процессы у дошкольника не совершенны, при этом они достаточно развиты для того, чтобы начать обучение, в процессе которого все структурные звенья письма будут продолжать свое развитие. Психологическая система письма будет изменяться в сторону постепенного перехода от овладения «технической записью» к формированию письменного выражения мыслей.

Для обозначения нарушений письма принято использовать понятие «дисграфия».

Дисграфия является частичным специфическим нарушением процесса письма. Характеризуется несформированностью какой-либо из указанных функций, вызывает патологию процесса овладения письмом, другими словами - дисграфию.

Множество исследователей установили, что низкий уровень развития устной речи и ее отдельных компонентов, в частности, может привести к различным формам дисграфии, к трудностям освоения письма по орфографическим правилам (дисорфографии). Таким образом, наибольшее количество ребят, поступающих в первый класс, входят в группу риска по дисгармоничным показаниям развития письма и чтения. Разумеется, что этот риск может и не быть реализован, но для этого необходимо некоторое изменение содержания образования дошкольников данной категории, выстраивая его на основе комплексного подхода. Необходимо подключение к работе с детьми, помимо учителей, еще и логопедов, психолога, возможно, некоторым детям необходима помощь медицинских работников.

Рассматривая дисграфию с позиции клиников и психологов А.Н. Корнев отразил все возможные варианты, выделил характерны ошибки в письме дошкольников, а также рассмотрел симптомы клинических расстройств, которые обуславливают и сопровождают определенный вариант дисграфического нарушения. Клинические и нейропсихологические исследования дают возможность говорить о неравномерности психического развития у детей-дошкольников с патологическими особенностями письменной речи, при этом определяя каждый конкретный вид дисграфии, который сопровождается расстройствами нервно-психической деятельности, различными по степени выраженности дефектами.

Дети с дисграфическими нарушениями, как правило, испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Им необходимо концентрировать свое вниманием на слуховом, и зрительном анализе, осуществляя контроль за движениями руки. Дошкольники с дисграфией быстро утомляемы, у них снижено внимание, и память. Поэтому даже самые старательные и прилежные дети, страдающий дисграфией, показывают очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания обычно сменяется рассредоточенностью, что в последствии обуславливает грамотно написанную первую часть диктанта, и большое количество ошибок во второй. Сильное напряжение при письме провоцирует искажение почерка. В третьем-четвертом классе он может стать практически нечитаемым.

В отечественной логопедии процесс формирования письма исследователями рассматривается в рамках целого процесса языкового развития ребенка. Как отмечала Р.Е. Левина, что весь путь овладения речью формирует определенный опыт аналитико-синтетической деятельности в звуковой сфере, в сфере морфологических обобщений, которые являются составляющими важнейшее условия грамматических норм. Таким образом, следует отметить, что расстройства устной речи первичны, по отношению к нарушениям письма.

Профилактика дисграфии у ребят, посещающих массовые детские сады, заключается, непосредственно, в своевременном диагностировании предрасположенности к патологиям письменной речи. Такого рода диагностику необходимо осуществлять не позднее того, как ребенок поступит в подготовительную группу. В случае того, когда у ребенка выявляются какие-либо слабые звенья в совокупности предпосылок формирования письма, ему должны предоставить коррекционно-развивающую помощь от специалиста. Однако в решении вопросов диагностирования и организации профилактического воздействия возникает ряд проблем, которые требуют теоретического и практического рассмотрения.

Широкое распространение в работе по преодолению нарушений письма в последние годы получило использование нейропсихологических методов в диагностике и коррекции трудностей формирования письменной речи.

Список литературы

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997.- С. 75-78

  2. Чернова Т. В. Организация взаимодействия логопеда с родителями старших дошкольников с ОНР / Т. В. Чернова, И. Ю. Лебеденко // Дошк. педагогика. – 2007. - № 2. – С. 48-51.

  3. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «Детство-пресс», 2004.- С.13

  4. Корнев А.Н. Указ.соч. С.87..

Просмотров работы: 1087