ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Кормухин В.С. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Математика — это абстрактный предмет, значит употреблять ее как инструмент патриотического воспитания учащихся, довольно сложно. Основная часть предмета не может служить пропагандой чего-либо столь конкретного, как красота и достоинство родной страны. Поэтому математика как школьный предмет вынуждена уступить место другим наукам. Существенно теснее связан с самой математической наукой прием, состоящий в придании патриотической направленности целому ряду исторических сведений. Этот прием, помимо впечатляющей силы воздействия, особенно ценен еще тем, что он значительно повышает интерес учащихся к истории математической науки и к самому предмету.

Урок математики в школе невозможно сводить только к передаче учащимся определенной суммы познаний и умений по данному предмету. Перед преподователем математики стоит и другая, не менее важная задача – осуществление возможностей своего предмета в развитии личности учащихся. В свое время Н. И. Пирогов справедливо заявлял, что «…наука нужна не для 1-го только приобретения сведений, что в ней кроется – иногда углубленно и поэтому для поверхностного наблюдателя незаметно – иной принципиальный элемент – воспитательский. Кто не сможет им воспользоваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести». Патриотическое воспитание растущего поколения постоянно считалось одной из важных задач современной школы, так как детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине [1, с. 123].

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Совместно с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников ощущения гордости за свою Родину и свой люд, почтения к его большим свершениям и доблестным страницам прошлого.

Воспитание в процессе обучения – это только часть целостной воспитательной системы школы. На уроке в какой-то мере воспитание исполняется посредством 4 факторов:

1) через содержание образования;

2) через методы и формы обучения;

3) через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

4) через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

Любому человеку принципиально знать, какими были и как жили его давние и недавние праотцы, что пришлось испытать и ощутить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Прошедшее народа, страны, человечества исследует наука история. Но познакомить учащихся с некоторыми страничками, фрагментами, моментами из отечественной истории позволительно и на уроках математики, и они приоткроют глубокий колодец времени, познакомят с действиями известных и неизвестных российских, собиравших, обустраивавших и защищавших свою землю. Поведают о том бесценном наследии, которое былые поколения оставили нам, их потомкам [3, с. 54].

Этой же индивидуальностью математической науки в значимой мере разъясняется и особенность задач, встающих перед преподавателем математики, который хочет применять преподавание своей науки в воспитательных целях. Ясно, что и здесь стоящая перед ним задача сложнее, чем в случае большинства других наук.

Воспитывающее воздействие данных, приводимых в «текстовых» задачах, хотя и должно, конечно, всемерно быть применено, но с математическим содержанием урока связано лишь наружным образом; ясно, будто здесь воспитывающее воздействие призвана оказывать не сама математика, не ее законы и ее стиль, а те привязанные к ней чисто внешним образом данные, которые обрамляют собою «текстовые» задачи и которые без всякого изменения математического содержания задачи могли бы быть заменены любыми другими аналогичными данными. Ясно поэтому, что этот рычаг воспитывающего воздействия, будучи важным и действенным, не может считаться в прямом смысле принадлежащим самой преподаваемой в школе науке [2, с. 15].

Задачи в обучении математике исполняют разные функции – обучающие, воспитывающие, развивающие, осуществляющие контроль. Ознакомление с математическими прецедентами, разбор и изучение математических теорем, выведение формул, решение значительного количества упражнений развивают возможности человека и оказывают известное воздействие на формирование математического мышления студентов. Но только этими средствами задача математического становления и обучения в той мере, в какой это требуется в передовых условиях, никак не может быть обеспечена.

Не важно какая задача, которая ставится на том или другом этапе изучения, несет в себе различные функции, при этом ведущее положение одной или нескольких функций задачи имеет динамичный характер. В связи с этим есть вероятность усиления одной или нескольких функций задач (без ослабления остальных функций). В частности, позволительно увеличить развивающие или воспитывающие функции многих задач, имеющих чисто обучающий характер. Этого можно добиться разными путями – выборочным изменением условия данной задачи, рассмотрением ее частных или предельных случаев и т.д. Существенно усилить воспитывающие функции задач имеет возможность решение умышленно подобранных необычных задач.

Окунуться в прошлое, действительно доставить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогут задачи.

Так, например, при изучении темы «Действия с десятичными дробями» можно предложить следующий материал. Современная Москва – большой, красивый, многолюдный город. И трудно представить, что когда-то она была маленьким поселком. Впервые поселение Москва упоминается в летописи 1147 г. в связи с именем сына Владимира Мономаха – суздальского князя Юрия, прозванного Долгоруким. Укрепленная часть поселения, которую теперь бы назвали Кремлем, размещалась на высоком Боровицком холме [4, с. 10].

Задача. Московский Кремль XI в. занимал 1,5 га. Площадь Кремля, построенного при Юрии Долгоруком. была на 7,5 га больше. Вычислите площадь нового Кремля.

При решении задач на нахождение числа по его части и части от числа я рассказываю детям как по проекту Христофора Галовея и под его наблюдением московские кузнецы выковали удивительные куранты, бой которых разносился над Москвой. И после этого решаем задачу:

Галовеевские часы имели циферблат диаметром 5,16 м, что составляет 43/51 от диаметра циферблата нынешних часов на Спасской башне. Вычислите диаметр циферблата курантов на Спасской башне.

Изучая тему «Решение задач с помощью уравнений» ребята делают небольшое сообщение об Андрее Чохове – пушечных и колокольных дел мастере. Из этого рассказа мы узнаем, что в 1568 году Андрей Чохов отлил Царь-пушку и что Чохов же первый в мире создал многоствольную мортиру, стрелявшую не ружейными пулями, а ядрами в 200 г. И опять задача:

В многоствольном орудии 0,35 всех стволов «залилось» при изготовлении, 0,25 стволов засорились за годы эксплуатации. и к 1640 г. осталось лишь 40 стволов, пригодных для стрельбы. Сколько стволов имело многоствольное орудие?

Тема: «Нахождение процента от числа и числа по величине его процента». Здесь можно предложить задачу о численности населения в городах.

Задача: в середине XVI в. в Москве проживало 100 тыс. жителей. В Пскове – 20% от этого количества. Сколько людей проживало в эти годы в Великом Новгороде, если известно, что число жителей Пскова составляло 80% от числа жителей Новгорода?

Решая такие сюжетные задачи, в детях воспитывается гордость за наш народ, чувство любви к столице, расширяются знания о знаменитых людях, живших на Руси [4, с. 14].

При изучении темы «Прямоугольник. Площадь прямоугольника» можно использовать форму современного конверта и форму фронтового письма-треугольника, которые также хранятся в музее. При этом заранее следует рассказать учащимся об учителях и учениках, ушедших на фронт в далеком 1941 году.

Материалы, хранящиеся в музее, использую не только на уроках, но и во внеурочной работе. Так, во время декады математики среди вопросов викторины, ребята находят, например, следующее задание: сколько выпускников получили медали по окончании школы и какую часть золотые медали составляют от серебряных?

После экскурсий по памятным местам родного города в устном счете при исследовании соответственных тем задаю вопросы: в каком году основан город и сколько ему лет?

Таким образом, решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики делается для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает ощущения вовлеченности с величием собственных предков.

Из наблюдений и бесед с учащимися мы убеждаемся в том, что наши дети отличаются уважительным отношением к старшему поколению, показывают интерес к родному краю.

Литература:

  1. Василькова Ю. В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т. А. Василькова. – М.: Высшая школа, 2014. – 123 с.

  2. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики / С.С. Перли, Б.С. Перли. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – С.15-21.

  3. Поташник М. М. Требования к современному уроку / М. М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – С. 54-61.

  4. Салаватова С. С. Спецкурс «Преподавание математики в национальной школе на основе билингвизма» / С.С.Салаватова // Журнал «Искусство и образование». – 2009. – №7. – С.10-18.

 

6

 

Просмотров работы: 684