ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Манерко Е.И. 1, Черепкова Н.В. 1
1Северо-Кавказский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, который поступил в учебное заведение, должен быть развитым как в физиологическом, так и социальном отношении. Также ребенок обязан достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. И во всем этом важную роль играет профилактика нарушений чтения и письма.

Система оказания помощи детям с нарушением чтения(дислексия) и письма(дисграфия) определяется комплексом проблем, которые стоят перед этими детьми. Дислексия и дисграфия – это внушительный синдром, который включает нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, соответствующие поведенческие реакции, а также и само нарушение письменной речи. В профилактической работе по преодолению нарушений письменной речи должны быть предусмотрены все перечисленные проявления дезадаптации, поэтому помощь должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: психологом, логопедом и воспитателем.

Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.

Садовниковой И.Н были выделены несколько принципов организации коррекционно-логопедической работы, которые были направленны на профилактику и преодоление дислексии и дисграфии:

1. Комплексность мероприятий;

2. Преемственность между представителями отдельных служб, участвующих в коррекционной работе: психологом, логопедом, педагогами. Особенно важен контакт психолога, логопеда с воспитателями;

3. Включение родителей в коррекционную и психотерапевтическую работу с ребенком.

Мнухин С.С. делает заключение о том, что коррекция дислексий и дисграфий наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика является высокоэффективной мерой, которая позволяет предупредить формирование всех этих нарушений.

Так, например, Корнеев А.Н. отмечает две формы профилактики дислексий и дисграфий.

I профилактика нарушения чтения и письма заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для данной профилактики рассмотрены несколько мероприятий:

1. Меры по предупреждению анти – и перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т.д.;

2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей впервые годы жизни.

3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной и церебральной патологии.

4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 месяцев) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка является безусловным показанием для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции.

5. При наличии билингвизма (двуязычия) у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относящиеся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.

6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

II профилактика чтения (дисграфии) заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведения комплекса предупредительных мер. Диагностическая методика, используемая при этом должна быть адаптировано для детей дошкольного возраста. Для предупреждения нарушения чтения рекомендуется следующее:

1. Формирование функционального базиса навыков чтения.

2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком – письмом.

II профилактика письма (дисграфий) заключается в:

1. Своевременном выявлении группы риска. С детьми, у которых наблюдается риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа;

2. Исправление фонетико-фонематических нарушений;

3. Развитие функционального базиса письма по адаптированной к дошкольникам методике;

4. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

Выделят несколько основных задач профилактики нарушений чтения и письма у детей, а именно:

1. Формирование верного звукопроизношение;

2. Развивать фонематический слух;

3. Подготовка к обучению грамоте.

В современной логопедии прочно утвердился принцип, что устранять дефект речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Вот почему коррекцию нарушений речи в дошкольный период можно считать особо значимой проблемой специальной педагогики.

Дети с различными нарушениями речи в условиях массовой школы обычно оказываются не в состоянии овладеть навыками письма и чтения в полном объеме. Среди таких детей значительный процент составляют дети с дисграфией и дислексией.

Ориентирование в звуковой стороне слова подготавливает ребенка к усваиванию грамоты, письменной речи. Важность наблюдений над звуковой стороной слова для овладения родным языком, развития культуры речи выделяют многие выдающиеся педагоги и психологи, такие как: Швачкин Н.Х., Гвоздев А.Н., Левина Р.Я., Спирова Л.Ф., Ананьев Б.Г.

Д. Б. Элькониным была представлена многофункциональная и эффективная система развивающего обучения грамоте. Принцип данной системы состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Не следует стремиться сократить буквенный этап обучения, т.к. от него зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Таким образом, основными направлениями по предупреждению нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте являются: формирование "функционального базиса чтения", обучение чтению с опережением (в дошкольном возрасте). Одним из необходимых условий предупредительного воздействия является раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Важным моментом в определении возможных затруднений в письме и чтении и в организации коррекционных мероприятий служит овладение фонематического развития детей с речевыми нарушениями.

Список литературы:

1.Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. СПб, 1997.

2.Хватцев М.Б. Логопедия. М, 1996.

3.Корнев А.И. Нарушение чтения и письма у детей.СПб, 1997.

4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Лениздат; издательство «Союз», 2001.

5. Хрестоматия по логопедии. / Учебное пособие: В 2тт. Т.II /Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Просмотров работы: 4342