АНГЛИЙСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНГЛИЙСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Арканов А.Н. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Пословицы любого народа - стереотипы этнического сознания, отражающие его историю, культуру, быт, менталитет, ценности. При изучении какого-либо языка важно иметь представление и о культуре на нём говорящих народов, так как в нём отражаются их национальные особенности. Поэтому изучение пословиц способствует усовершенствованию владения языком, потому как в них содержится многовековой опыт народов. Теме отражения культуры в пословицах и посвящена эта работа.

Для начала необходимо дать определение пословице. "Пословицы и поговорки - это устные и краткие изречения, восходящие к фольклору, в обобщённом виде констатирующие свойства людей или явлений, дающие им оценку и предписывающие образ действий" [1, c. 88]. "Пословица - краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило, ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа" [2, c. 389]. Другими словами пословица - это связанная с культурой какого-либо народа часть языка, включающая в себя многовековой опыт предыдущих поколений. Пословицы содержат в себе "нравственный закон и здравый смысл, выраженные в кратком изречении, которые завещали предки в руководство потомкам" [3, c. 37]. Пословицы могут отражать картину мира, характерную как для определённой народности, так и для всего мира в целом в силу своей универсальности.

Пословицы отражают этническое мировоззрение. Англичане, жившие на Британских островах, были обособлены от остальной Европы, что привело к консервативному укладу жизни предшествующих им поколений. Именно это и отразилось в их пословицах.

Мысль В. Г. Костомарова и Е. М. Верещагина о том, что "чем богаче история народа, тем ярче и содержательнее строевые единицы языка" может быть применима к любому языку в том числе и к английскому. Пословицы - древний и широко распространённый фольклорный жанр. Многие пословицы берут своё начало ещё в устном народном творчестве и, будучи народными творениями, не могли обойти стороной духовную культуру как важный элемент человеческого существования. В эту группу правомерно выделить пословицы и поговорки, связанные с историей народа, его письменностью, а также ритуалами и традициями.

Английская пословица WhenAdamdelvedandEvespanwhowasthenthegentleman? возникла в связи с определенными историческими событиями. Фразеологические словари дают информацию о том, что данная языковая единица употребляется в ироническом смысле в отношении человека, кичащегося своей родословной. Мотивированность пословицы становится ясной только при обращении к ее внутренней форме. Ее прототипом выступает лозунг крестьянской войны под руководством У. Тайлера (XIV в.), приписываемый монаху Джону Боллу. Данный лозунг становится понятным при обращении к причинам восстания: в Англии существовало сильное различие между знатью и простым людом, который до изнеможения трудился на богатых, но практически ничего не получал за свой труд. 1380 - 1381 годы были годами экономических лишений народа, которые еще более усугубились, когда король Ричард II ввел подушный налог на население старше 15 лет. Невозможность простого человеческого существования привела к тому, что народ не захотел терпеть унижении и стал задумываться о своем едином происхождении от единых отца и матери, Адама и Евы. Эти народные чаяния ярко и лаконично выражал в своих проповедях кентский священник Джон Болл. Одно из его выражений и вошло в английскую фразеологию. Историческая значимость события 1381 года сделала эту пословицу-лозунг всеобще известной.

Ритуалы и традиции представляют собой истинно народные явления, передающиеся из века в век. Их неотделимость от народного быта привела к тому, что многие из них нашли отражение в пословицах и поговорках, выступая в качестве их прототипических сцен.

Английская поговорка Leadapesinhell представляет собой очень образный и метафоричный текст. Яркая метафоричность имеет своим прототипом своеобразное и незнакомое для русского реципиента поверье, согласно которому старым девам суждено после смерти нянчить обезьян в аду, т.к. при жизни своих детей у них не было. В русском языке имеется поговорка, составляющая пару английскому варианту, - Умереть старой девой. Из приведенных примеров видно, что в данном случае английский и русский тексты совпадают только своим концептом - негативно-ироническим отношением к женщинам, не имеющим семьи, но не совпадают своим лексическим выражением. Так, в английском языке имеются лексические эквиваленты русскому выражению старая дева - oldmaid, spinster, но они не употребляются в английской поговорке с одинаковым концептом в силу того, что в английской культуре, в отличие от русской, имеется национальное поверье относительно старых дев. В силу того, что поверья, ритуалы и традиции более образно репрезентируют реальную действительность, они представляют собой наилучший материал для таких единиц вторичной номинации, как пословицы и поговорки. Этот факт объясняет выбор в качестве прототипической сцены английской поговорки именно поверья вместо использования имеющихся отдельных лексических единиц. Для инокультурного реципиента концепт английской пословицы становится ясным лишь в случае знакомства реципиента с вызываемой данной метафорой ассоциацией. Если же в состав фоновых знаний реципиента подобная информация не входит, то выражаемый данным текстом концепт остается непонятным, присущая ему ироническая коннотация не улавливается.

Такие эквивалентные пословицы, как английская Goodwineneedsnobush и русская Хороший товар сам себя хвалит, также совпадают своими концептами. Обе языковые единицы обобщают наблюдения представителей разных лингвокультурных общностей о том, что любую хорошую вещь видно сразу, ей не нужна реклама. Для правильной интерпретации концепта английской пословицы необходимо знание сцены, репрезентирующей внутреннюю форму данной пословицы, ассоциирующейся со старинным обычаем английских трактирщиков вывешивать у дверей таверн ветки плюща в знак того, что в продаже имеется вино. В противном случае невозможно понять ассоциативной связи между элементами пословицы wine (вино) и bush (ветка). Английская пословица представляет собой своеобразную интерпретацию старинного обычая, т.к. в ее основе лежат наблюдения англичан о том, что если вино в продаже хорошее, то об этом люди знают, даже если ветки плюща не вывешены. Английская пословица более конкретна в силу того, что в качестве ее прототипической сцены лежит обычай, поэтому упоминаются конкретные предметы: wine, bush. Русская пословица носит обобщающий характер. Ее лексическая единица, вербализующая концепт товар, позволяет понимать под собой любые всевозможные предметы, подлежащие продаже. Поэтому русская пословица Хороший товар сам себя хвалит представляет собой наблюдение представителей русской лингвокультурной общности о вещах хороших свойств или качеств. Яркость образа достигается с помощью приема олицетворения. В данном случае товару приписывается свойство человека - способность давать оценку, хвалить. Любой продаваемый товар обычно нахваливается продавцом, но если товар хороший, то покупатель это сразу видит, взглянув на товар. Таким образом, не продавец нахваливает свой товар, а сам товар себя. В силу простоты и наглядности выражения истины это выражение вошло со временем в пословичный фонд русского народа.

Интересны также приведенные ниже поговорки, представляющие собой как лексически, так и понятийно разные реализации одного концепта. Например, английский обычай, согласно которому крестные родители дарили новорожденному из богатой семьи серебряную ложку в знак будущего благополучия, послужил прототипом метафорической поговорки То bebornwithasilverspooninone'smouth. Этот же концепт удачливости, счастья, благополучия передается в русском языке поговорками Родиться в сорочке, Родиться под счастливой звездой, не менее наглядно и специфично передающими представление простого русского человека о счастье. Восприятие передаваемого английским текстом концепта не представляет особой трудности для русского человека, даже если у него отсутствуют фоновые знания об употребляемом в поговорке обычае, в силу того что в русском языке имеется близкая ей поговорка. Данная пара языковых единиц интересна как в отношении выбора прототипических сцен, так и в концептуальном плане. Так, носители обеих культур вкладывают в данный концепт идею о том, что уже само рождение человека предрешает его участь: если родился под счастливой звездой, в сорочке или с серебряной ложкой во рту, значит, будет этот человек счастливым. Но для англичан в основе концепта удачливости, счастья и благополучия лежит понятие о материальном благосостоянии. Выбор в качестве прототипической сцены обычая богатых людей Англии объясняет, что счастливым может быть лишь человек из богатой семьи, для бедного это практически невозможно. Для русского же человека удача и благополучие зависят от случая, предначертания свыше. Удача, счастье, благополучие сопутствуют не многим, а лишь избранным, причем материальное положение - это не условие благополучия и счастья, а лишь одно из его следствий. Поэтому богатство вообще не вкладывается в понимание данного концепта русскоязычной лингвокультурной общностью. Не случайно в качестве прототипической сцены поговорки Родиться в сорочке лежит факт рождения ребенка в пузыре с околоплодными водами, что случается очень редко, причем как среди богатых, так и среди бедных. Это еще раз доказывает, что в основе концепта, выражаемого русской поговоркой, лежит понятие избранности, случая.

Таким образом, пословицы и поговорки, содержащие реалии, имеющие в своей основе исторические события, обычаи, обряды и поверья, требуют от инокультурного реципиента дополнительной историко-этимологической информации. Их внутрифразовый контекст, часто воспринимаемый как обыкновенная немотивированная метафора, является отражением определенных национально-исторических и культурных реалий, ранее действительно существовавших и имевших место и тем самым детерминировавших особенности категоризации реальной действительности носителями другой культуры. Тексты, содержащие реалии, сложны для инокультурного реципиента, т.к. в языке последнего пословицы и поговорки, выражающие сходные концепты, подобных реалий не содержат. Данное наблюдение во многом меняет тот факт, что эквивалентные тексты двух культур, один из которых содержит указание на реалии-предметы или явления духовной культуры, представляют собой лексически разные тексты, часто различающиеся и своим концептуальным наполнением.

Список литературы

1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1983.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: 2002.

3. Буслаев Ф.И. Русские пословицы и поговорки, собранные и объясненные. М., 1954

4. Кунин А.В. Фразеология современного английского языка. М., 1972.

5. Кунин А.В. Англо-русский фразеологический словарь. 3-е издание. М., 2001.

Просмотров работы: 1049