ПРЯМОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИИ И США - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРЯМОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИИ И США

Михова А.А. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Налоги необходимы для нормального функционирования любого государства. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. За счет этих ресурсов государство осуществляет свою социальную и экономическую политику.

Существует множество видов налогов. Причиной такого разнообразия являются их различные источники: зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал, и объекты: доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт налогообложения. От правильной организации налогообложения зависит успешное развитие и стабильность экономики государства. В данной статье хотелось бы подробно рассмотреть прямые налоги на примере их сравнения в таких странах, как Российская Федерация (РФ) и Соединенные Штаты Америки (США).

Прямые налоги — условное понятие, обычно обозначающее группу труднопереложимых налогов с доходов и имущества налогоплательщиков, взимаемых непосредственно с фактов получения ими дохода и владения имуществом.

Прямым налогам присущ ряд весомых недостатков. Они падают тяжелым бременем на производителей и налогоплательщиков. Величина и полнота поступлений зависят от социально – экономического состояния в стране. Высоко влияние инфляции. Затраты по учету данного налога так же высоки. Круг налогоплательщиков и скорость взимания уступают косвенному налогообложению. Все это означает, что прямое налогообложение является высокоэффективным при условии экономической стабильности в стране, достаточно высоком доходе граждан и развитом производстве. Данный вывод подтверждает утверждение, что в странах с более высоким уровнем экономического развития доля доходов от прямых налогов выше.1 Этим утверждением можно обосновать выбор стран для нашего исследования: США – постиндустриальная страна с хорошо развитой экономикой и Россия с развивающейся экономикой.

Преимущество при формировании доходов бюджетной системы США в настоящее время имеют прямые налоги:

  • налоги на личные доходы (индивидуальный подоходный налог),

  • целевые отчисления в фонды социального обеспечения,

  • налоги на прибыль корпораций.

В России, на данный момент, фискальная функция в большей степени реализуется косвенными налогами.

Отличия имеются и в способе взимания налогов. Если в России налоги можно четко разделить на федеральные, региональные и местные, то есть какой-либо налог, отнесенный к одной из этих групп, в другой повторяться не может. В США мы наблюдаем другую, непривычную для нас, ситуацию. Один и тот же налог может использоваться всеми уровнями власти: федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Это приводит к тому, что платится три подоходных налога и налога на прибыль корпораций, два поимущественных и т.д.

Подоходный налог является основным в налоговой системе федерального правительства США. Объектом налогообложения подоходного налога с физических лиц является личный доход от некорпоративного бизнеса, из которого при налогообложении вычитаются "деловые издержки", связанные с его получением (расходы на ведение предпринимательской деятельности, на транспорт, на спецодежду и др.). Обложению подоходным налогом подлежат все доходы физических лиц - заработная плата работающих по найму, доходы лиц свободных профессий, гонорары, поступления от индивидуальной предпринимательской деятельности. При начислении данного налога учитываются некоторые особенности налогоплательщика: наличие детей, иждивенцев; проживание в собственном или арендованном доме; состояние здоровья и т. д. Подоходный налог взимается по прогрессивным ставкам, т. е. увеличивается по мере роста дохода. Однако при превышении доходом определенного уровня начитает действовать регрессивная шкала налогообложения. Следовательно, в сфере личных доходов населения развитых стран действует определенный механизм с решающей ролью в нем индивидуального подоходного налога, ведущий к сглаживанию неравенства в распределении этих доходов, что в конечном счете способствует социально-экономической стабилизации.

Что касается России, то в ней использование подоходного налога принципиально отличается не только от США, но и от развитых стран Запада. В России установлено пропорциональное налогообложение личных доходов – 13%, независимо от величины доходов тех или иных групп населения. Малые отклонения (вроде 9% для дивидендов и 30% для неграждан России, освобождение от налога пенсий и стипендий), налоговые вычеты общей картины не меняют.

В налоговых доходах штатов прямым налогам отводится также значительная роль, поскольку они составляют более 40% налоговых доходов: примерно 30% приходится на подоходный налог с физических лиц и налог с доходов корпораций. Размер процентной ставки подоходного налога в различных штатах отличается и составляет от 3% до 10%. В некоторых штатах он может иметь прогрессивную шкалу (штат Калифорния, Луизиана, Оклахома, Нью-Йорк), а где-то и вовсе отсутствовать (штат Техас, Вашингтон, Южная Дакота, Флорида).

Ставка налога на доходы корпораций обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в штате Айова - 12%. Наиболее низкие налоги в штате Миссисипи - от 3 до 5%. Главным принципом налогообложения корпораций в США является взимание налога с чистой прибыли, как окончательного объекта обложения. Плательщиками этого налога являются, прежде всего, акционерные компании. Примерно 85 % налога взимается на федеральном уровне, а 15 % – штатами и местными органами власти. Огромные льготы имеют фермерские хозяйства, благодаря которым в ряде ситуаций (особенно в засушливые годы) некоторые компании сводят налоговую базу к нулю. В российской практике объектом налогообложения донного налога также является прибыль организации. Налоговая ставка составляет 20%, если нет условий, уменьшающих её. При осуществлении организацией определенных видов деятельности, таких как оказание медицинских, образовательных услуг, при удовлетворении определенных условий, оговоренных в Налоговом Кодексе, налоговая ставка может равняться 0%. В России существуют специальные налоговые режимы, которые позволяют предпринимателю значительно уменьшить свои расходы на налоги. Сельскому хозяйству также уделяется значительное внимание. Один из специальных налоговых режимов – это система налогообложения для сельскохозяйственных производителей. В рамках данного налогового режима налоговая ставка составляет 6%, а для республики Крым и города Севастополя может быть уменьшена до 0% или 4%. Таким образом можно сделать вывод, что США – дорогая страна для предпринимательства.

Налог на добычу полезных ископаемых и отчисления в социальные фонды приносят около 15% доходов штатов. В местных налоговых системах главным источником поступлений является имущественный налог, процентная ставка которого составляет от 1% до 3%. В России налог на имущество физических лиц также относится к местным налогам. Процентную ставку устанавливают представительные органы муниципальных образований. Ставка налога составляет от 0,1% до 2%. Она может быть уменьшена до 0% или увеличена, но не более, чем в 3 раза.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Россия и США отличаются по уровню экономического развития. Современное состояние российской экономики не может обеспечить поступление прямых налогов в таком объеме, чтобы они являлись главным источником доходов бюджета. В Соединенных Штатах Америки доходы населения и предприятий выше, а следственно и поступления от прямых налогов больше. Опираясь на их опыт налогообложения для России могло бы быть полезным введение прогрессивной ставки налогообложения для некоторых налогов (например, для НДФЛ) и взимание одного и того же налога на разных уровнях (федеральном, региональном, местном) для повышения самостоятельности и достаточности финансирования субъектов Российской Федерации.

1 Методы налогообложения в России и мире. Налоги и налоговая система [Электронный ресурс]// Сетевая система обучения Distanz - URL: http://www.distanz.ru/videoLecture/3175/

Просмотров работы: 1620