Наиболее остро ощутимым последствием перехода к информационному обществу является информационный кризис, мешающий дальнейшему развитию цивилизации. Перед обществом остро встала проблема работы с большими объемами информации, которую человеку уже не под силу всю запомнить и обработать. Перед человечеством встала задача согласовать так называемый информационный «голод» и информационную «лавину». Именно преодоление этой проблемы и является одной из самых ожидаемых последствий информатизации.
Первым этапом разрешения этой проблемы является создание и разработка принципиально новых технологий. Суть этих технологий такова, что они должны позволять человеку формировать запросы по работе с большими объемами информации, причем запросы должны подаваться максимально близкими к естественным языкам. Техника должна качественно обрабатывать информацию, отсекать всевозможные информационные шумы, и выводить результаты в понятном для человека виде.
Кроме того, необходимо позволить любому нуждающемуся человеку дать свободный доступ к интересующей ему информации, которая находится в открытом доступе. На текущий момент доступ к подобной информации ограничен межгосударственными, экономическими и административными барьерами. Задача государства, и других международных организаций – регулирование и контроль доступа к информации, что должно способствовать эффективному развитию общества. Делаться это должно через соглашения, законодательные акты, и всяческие целевые программы. Принцип блокирования и закрытия доступа к информации таков, что государство блокирует только ту информацию, которая представляет корпоративные или государственные интересы. Такие меры должны определить границы доступа к информации, при этом следует учитывать оговоренные ранее авторские права. Основным принципом информационного общества должно стать утверждение: "Ограничение свободного распространения информации наносит вред государству"[1].
Одной из положительных сторон информатизации является переход к новым формам занятости. Это благополучно поспособствовала решению проблем дефицита работы связанной с оперированием информацией. Особенно остро эта проблема ощущалась в регионах, расположенных вдали от центральных, где подобный вид деятельности был очень слабо развит. Как уже можно было догадаться речь идет о дистанционной работе, например, телекоммьютинг, (telecommuting), телеработа, расширение сектора малого и домашнего офиса (Small office/home office). Это повлекло за собой возможность создания гибкого рабочего графика работы, кроме того существенно снизились затраты на аренду офисного помещения, транспортные расходы, и т.д., работник может эффективнее построить свой график работы, который идеально бы ему подходил, появляется возможность реализовать пожелание "жить, где хочу" и, наконец, улучшается экология. Такой вид работы позволяет стереть грани государственных границ при наборе работников – заинтересованный в работе человек теперь дистанционно может работать даже в другой стране, при этом непосредственного контакта с работодателем.
В результате информатизации должно нормализоваться уменьшение занятости в промышленной и аграрной сфере. Появляются новые рабочие места, требующих высококвалифицированных специалистов, это должно подтолкнуть к созданию новых направлений подготовки в вузах, для подготовки таких специалистов. К таким направлениям подготовки как раз можно отнести направление «Прикладная информатика» в области экономики.
Большие надежды возлагаются на создание так называемого E-правительства. К этому процессу привлекаются самые передовые технологии и специалисты. Это должно снять бюрократические барьеры при взаимодействии с муниципальными органами управления и государством, а также прогнозируется улучшение государственных функций в большинстве областей общественного развития.
Выделим основные положительные черты информатизации:
- внедрение во многие сферы деятельности ЭВМ, что позволяет ускорить процессы вычислений, и облегчить рутинный труд людей;
- увеличение потребности людей в новых знаниях, этому поспособствовал широкий выбор требуемых ресурсов и их доступность [11, 12] ;
- теперь любой человек может полностью раскрыть свои индивидуальные качества, сделав выбор в пользу наиболее подходящего для него вида деятельности;
- усовершенствование процессов принятия решений.
С приходом информатизации и с зарождением нового информационного общества в жизни людей произошло множество перемен. Так, инвалиды и пожилые люди, которые по своему физическому состоянию не могут полноценно работать теперь могут продолжать работать, это произошло в связи с тем, что возрос порог работоспособного возраста.
При общем взгляде на процесс информатизации можно выделить множество плюсов и достоинство, в прочем они были уже перечислены выше, но также стоит поговорить и о недостатках, которые, как и при любом другом революционном процессе имеют место быть. К основным негативным тенденциям информатизации можно отнести следующее.
Во-первых, стоит отметить новизну данного процесса, в жизнь людей внедряются современные информационные технологии, что вызывает у некоторых групп людей трудности с приспосабливаемостью под новый лад быта, некоторые просто не готовы к столь значительным переменам в жизни. Это также привело к появлению большого количество безработных, которые не смогли приспособится к современной жизни и принять новые технологии.
Во-вторых, люди стали больше подвержены манипуляцией со стороны властей и каких-либо других организаций, заинтересованных в поддержке больших народных масс. Множество людей не имеют доступа к какой-либо информации, причиной этому является как правило внутренняя политика государства.
Кроме того, возросла ответственность при производстве и содержании столь высокотехнологичных систем и оборудования. Плачевными последствиями стали множественные аварии на атомных станциях, разливы нефти и прочие катастрофы, которые то и дело случаются в разных уголках планеты.
Возросло число мошенничества в сфере информационных технологий, мошенники получают доступ к конфиденциальной информации и денежным средствам пользователей путем взлома аккаунтов через интернет.
Современные информационные технологии привнесли в жизнь новый способ общения. Теперь люди большую часть времени проводят, общаясь друг с другом в интернете, это повлекло за собой уменьшение межличностных контактов [11]. Это повлекло за собой и значительное снижение заинтересованности у людей такими видами культурных ценностей как живописью, книгами, классической музыкой.
Большой вклад в исследование процесса информатизации общества внес М. Кастельс. Он утверждает, что информация является сырьем, причем речь больше не идет об информации, предназначенной для воздействия на технологию, а о технологиях воздействия на информацию [6]. Также он подчеркнул, что информатизация касается всех членов общества и в большой степени меняет их жизнь. Люди должны приспосабливаться к новым технологиям чтобы быть полезными и востребованными в сложившемся обществе.
Урсул А.Д., называет процесс информатизации интеллектуально-гуманистической перестройкой всей жизнедеятельности человека и общества. Это происходит благодаря эффективному использованию информации как ресурса.
Заключение
Как и любой другой революционный процесс информатизация общества имеет как положительные и отрицательные стороны. Процесс информатизации тяжело дается некоторым гражданам за счет особенностей психологического восприятия культурной среды, которая зародилась благодаря внедрению информационных технологий. Так же имеет место быть ограниченность доступа у граждан к необходимой информации. Постепенно люди отдают приоритет интернет общению, нежели традиционным методам коммуникации, что повлекло за собой опасность исчезновение у человека личной жизни, следует отметить, что происходит это зачастую добровольно.
В данный момент во всех странах происходит активное внедрение информационных технологий в образовательную среду, это должно поднять на новый уровень принцип получения и усваивания новой информации, привнести в жизнь граждан новые методы работы с информацией и множество средств и инструментов, которые появились благодаря информационным технологиям. Современное образование должно готовить людей к жизни в современном обществе, в условиях информатизации. Данная проблема имеет очень важное значение для России, т.к. именно от того насколько хорошо будет подготовлено население страны к условиям жизни в эпоху информатизации зависит общее состояние внутренней и внешней экономики, а также социальная стабильности страны.
Список использованных источников
1. Основные тенденции информатизации общества, URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2013/161/osnovnye_tendencii_informatizacii_obwestva/ (Дата обращения 16.02.2016)
2. Лекция 5: Информатизация и информационное общество Положительные и отрицательные последствия информатизации, URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/3481/723/lecture/14226?page=3 (Дата обращения 16.02.2016)
3. Социальные последствия всеобщей компьютеризации и информатизации, URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=18101 (Дата обращения 16.02.2016)
4. Информатизация образования: новые приоритеты, К. Колин, URL: portalsga.ru/data/2804.pdf (Дата обращения 17.02.2016)
5. Информатизация общества (поиск системы закономерностей) Урсул А.Д., URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/79afabe1c92fce5ec325763f004b11b0 (Дата обращения 17.02.2016)
6. Информатизация как фактор развития российского общества А.Е. Солдаткин, URL: www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990201_West_soc.../36.pdf (Дата обращения 17.02.2016)
7. Словарь основных понятий и терминов, Информатизация общества, URL: http://book.kbsu.ru/theory/definition.html (Дата обращения 18.02.2016)
8. Информатизация общества: социально-философский аспект, URL: www.filosofa.net/referat-640-11.html (Дата обращения 19.02.2016)
9. Социальные последствия информатизации, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-posledstviya-informatizatsii (Дата обращения 19.02.2016)
10. Социальные последствия информатизации в современном обществе, URL: http://www.ssau.ru/files/science/conferences/pit2014/pit_14_1_5_147.pdf (Дата обращения 19.02.2016)
11. Кочеткова О.В.Иcпользование интернет-технологий для повышения эффективности обучения студентов// Вестник Волгоградской академии МВД России, 2008. № 1 (6). С. 108-110.
12. Кочеткова О.В. Роль современных информационных технологий в формировании инновационной образовательной среды вуза/О.В. Кочеткова, А.Б. Кочетков// Фундаментальные исследования. 2013. № 1-1. С. 85-89.