Такие морально-волевые качества как ответственность, настойчивость, целеустремленность и дисциплинированность необходимы каждому человеку.
В нашем теннисном клубе, где занимаются дети 7 -9 лет возникла проблема, педагоги не знали, как помочь детям, у которых после спортивных поражений возникали вспышки гнева и слезы. Некоторые дети уходили из клуба с претензиями, обвиняя тренера, который придирается, и ребят, которые завидуют и пытаются подставить. Словом, виноваты все, кроме них самих. Они постоянно отказывались признавать свои промахи.
Назрело педагогическое противоречие: если у школьников возникают затруднения в развитии волевых качеств, то педагоги не готовы им содействовать в преодолении таких затруднений. Хотя многие из них одаренные дети и могли бы добиться успеха в спорте.
Каждый взрослый человек понимает, что невозможно наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать над своими поражениями. Вот рассказ Томаса Эдисона о создании электрической лампочки яркий тому пример, он говорил: «Мне пришлось сделать более 700 опытов, но я не считаю, что 700 раз ошибся. Я 700 раз с успехом доказал, что эти способы не работают».
Необходимо научить детей иначе относиться к понятию выигрыш, не обязательно выигрывать, что бы стать победителем. Победа – это еще не победа. Победа это когда проигрываешь, побеждая духом. Если проигрываешь как победитель, то проигрыш становиться победой. Играть не ради выигрыша, а ради игры. Играть не для кого-то, а для самого себя.
Физическая культура и в частности теннис при правильной организации могут и должны стать эффективным средством развития личностных качеств школьников и единства коллектива. А наиболее эффективным средством сплочения коллектива следует считать различные командные эстафеты, групповые спортивные состязания. Игровая деятельность будет выступать естественной формой приобретения опыта взаимоотношения людей, она позволит школьнику быть лично причастным к процессам, протекающим в общественной жизни клуба, позволит увидеть результаты собственных действий, понять и проанализировать допущенные ошибки. А педагог – тренер может и должен помочь своим воспитанникам в развитии волевых качеств личности на занятиях физической культуре и спорте, поскольку особенности их организации и проведения позволяют эффективно использовать педагогический инструментарий нравственного воспитания. Результат проявляется целостно в облике человека.